В данной статье исследуется процедура аттестации и ее влияние как на деятельность государственных служащих, так и на обеспечение эффективности деятельности публичной власти. Анализируются существующие проблемы и недостатки процедуры аттестации и предлагаются пути их совершенствования, которые могут быть применены в регламентации деятельности МЧС России.
Ключевые слова : аттестация, государственный служащий, государственная служба, МЧС России, эффективность деятельности публичной власти.
This article examines the certification procedure and its impact on both the activities of civil servants and on ensuring the effectiveness of public authorities. The existing problems and shortcomings of the certification procedure are analyzed and suggestions are made for their improvement, which can be applied in the regulation of the activities of the Ministry of Emergency Situations of Russia.
Keywords: certification, civil servant, civil service, Ministry of Emergency Situations of Russia, effectiveness of public authorities.
Ключевым аспектом успешного функционирования системы государственного управления является процесс набора кадров для органов власти. На сегодняшний день существует немалое количество нерешенных вопросов. Общая низкая эффективность государственного управления, потеря престижа и авторитета государственной службы, а также коррупция стали серьезными проблемами в последние годы.
Говоря о такой проблеме как коррупция, обратимся к интервью одного из руководителей правоохранительных органов. Данное интервью было опубликовано 8 декабря 2023 года. Так, председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин привел следующую статистику: «К уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности привлечено 336 лиц (+2 % по сравнению с таким же периодом прошлого года), обладающих особым правовым статусом» [1]. Особый правовой статус предполагает, что для определенных категорий граждан, ответственных за выполнение важных государственных функций, установлены дополнительные гарантии их независимости в соответствии с федеральным законодательством. Кроме того, в отношении них применяется особый порядок производства по уголовным делам. В частности, в процессуально-правовом статусе, статья 447 УПК РФ закрепляет категории данных лиц [2]. По данным, содержащимся в интервью, можно отметить, что на 336 человек, обладающих особым правовым статусом, приходится 46 человек, которые находятся на федеральной государственной службе и государственной гражданской службе. Так, в 2023г., исходя из представленных выше данных, 36 руководителей следственных подразделений и следователей правоохранительных органов, 10 прокуроров и их помощников совершили преступления коррупционной направленности. В связи с этим, считаем необходимым уделять особое внимание проверкам как при подборе кадров для замещения государственной службы, так и в процессе их деятельности, поскольку профессионализм государственных служащих существенно влияет на качество управления и удовлетворенность населения работой государственных органов. Таким образом, кадровая политика играет важную роль в системе государственного управления, а аттестация государственных служащих является ключевым инструментом для ее обеспечения.
Исследовательская проблема заключается в выявлении существующих проблем и недостатков в процессе аттестации государственных служащих как способа оценки эффективности их профессиональной деятельности. Целью исследования можно назвать необходимость разработать предложения для более эффективного функционирования процедуры аттестации. Объектом исследования является процедура аттестации как способ оценки эффективности профессиональной служебной деятельности. Предмет исследования — правовая регламентация процедуры аттестации.
Современное законодательство Российской Федерации закрепляет цель, задачи, порядок и сроки проведения аттестации государственных служащих. Законодательная база, регулирующая процедуру аттестации, довольна обширна. Это можно объяснить тем, что государственная служба в Российской Федерации имеет свою систему, которая включает следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба и государственная служба иных видов. К примеру, к основополагающим источниками, регулирующими процедуру аттестации гражданских служащих целесообразно отнести Федеральный закон «О государственной гражданской службе» от 27.07.2004 № 79-ФЗ [3]; Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих» [4]; Постановление Правительства РФ от 09.09.2020 № 1387 «Об утверждении единой методики проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» [5]. Однако определения понятия «аттестация» не содержится ни в одном из выше перечисленных источников, что порождает множество дискуссий в научном сообществе. Так, в Федеральном законе «О государственной гражданской службе» [3] указана лишь цель аттестации, согласно которой аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы. В этой связи важно обратиться к анализу юридической литературы.
В юридической литературе существует множество определений понятия аттестации. Ю. Н. Старилов под аттестацией государственных служащих понимает деятельность, в процессе которой аттестационная комиссия в рамках установленной научно обоснованной процедуры в целях выявления степени соответствия служащего занимаемой должности производит оценку деловых, личных и нравственных качеств служащего, процесса и итогов его служебной деятельности, результатами становятся оценка и рекомендации аттестационной комиссии по улучшению труда как аттестуемого лица, так и аппарата всего государственного органа [6, с.134].
Д. М. Овсянко определяет аттестацию как процедуру, способствующую совершенствованию деятельности по повышению квалификации, определению уровня подготовки к замещаемой должности, очередному аттестационному разряду [7]. Д. Н. Бахрах, в свою очередь, выделяет два вида аттестации: общую аттестацию, проводимую в целях оценки государственных служащих, повышения чувства ответственности, и персональную аттестацию, в целях решения о присвоении государственному служащему очередного звания, о назначении государственного служащего на иную должность [8].
Проанализировав юридическую литературу можно прийти к выводу, что некоторые исследователи считают, что аттестация связана лишь с оценкой государственного служащего занимаемой должности, в то время как другие авторы считают, что это юридически регулируемая процедура, направленная на улучшение процесса отбора персонала и повышение его квалификации. Предлагаем дать следующее определение понятию аттестации: аттестация государственных служащих — это процедура, регламентированная законодательством Российской Федерации и направленная на оценку профессиональных знаний, навыков и умений государственного служащего с целью подтверждения его соответствия установленным требованиям должности и повышения эффективности государственной службы.
Аттестация сотрудников МЧС России в современных реалиях приобретает особенное значение. Это объясняется тем, что работа данного министерства связана с постоянными рисками, что требует от сотрудников высокого уровня знаний, умений в области своей деятельности. Так, Президент Российской Федерации в ходе Расширенной коллегии МЧС России 15.02.23 года, высказал следующее мнение: «МЧС всегда было и остаётся значимой, неотъемлемой составляющей системы обеспечения безопасности нашей страны, и от вашей профессиональной, слаженной работы прямо зависит защита наших граждан и экономики от многих потенциальных угроз» [9]. Кроме того, сотрудники МЧС России занимают важную роль в специальной военной операции. Благодаря им доставляется продовольствие, медикаменты. Также они проводят разминирование, восстанавливают социальные объекты, эвакуируют людей из зоны обстрелов. В связи с тем, что деятельность сотрудников МЧС имеет высокую значимость в жизни нашего государства, был издан Указ Президента РФ от 24.05.2023 № 382 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим спасательных воинских формирований, сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, работникам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» [10].
Говоря об аттестации в системе МЧС России, важно отметить, что она имеет свои особенности. Например, сотрудники, находящиеся на государственной службе в ГУ МЧС по субъектам РФ, проходят аттестацию в соответствии с Федеральным законом «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (статья 33) [11]. Цель и порядок процедуры аттестации регламентирует Приказ МЧС России от 6 октября 2017 г. № 431 «Об утверждении Порядка проведения аттестации сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы» (далее — Приказ МЧС России от 6 октября 2017 года № 431) [12]. Также в системе МЧС России существуют следующие виды аттестации:
- Аттестация экспертов, привлекаемых МЧС России к осуществлению экспертизы в целях государственного контроля (надзора);
- Аттестация судоводителей;
- Аттестация должностных лиц, осуществляющих деятельность в области независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности).
Рассмотрим аттестацию сотрудников ФПС ГПС на основе Приказа МЧС России от 6 октября 2017 года № 431 [12]. Аттестация преследует такие задачи как: объективная оценка знаний, умений, деловых и профессиональных качеств; повышение кадрового потенциала; формирование кадрового резерва ФПС ГПС для выдвижения на вышестоящую должность. Так, каждый год к 15 декабря, кадровыми подразделениями МЧС России разрабатываются на следующий календарный год: План заседаний аттестационной комиссии и План проведения аттестаций, утверждаемые уполномоченным руководителем. При разработке Плана проведения аттестаций учитываются даты назначения сотрудников ФПС ГПС на должности, даты проведения последних (предыдущих) аттестаций и рекомендации аттестационных комиссий, принятые по их результатам.
Существует плановая аттестация сотрудников МЧС России, которая проводится один раз в 5 лет. Целью такой аттестации является проверка соответствия замещаемой должности. Если сотрудника назначают на другую должность, то в таком случае аттестация проводится не ранее чем через один год после назначения. Кроме того, существует внеочередная аттестация сотрудников МЧС России. Такой вид аттестации предусмотрен, если возникли вопросы, связанные с увольнением, переводом или же продлением контракта.
Процедура аттестации требует четкой организации, в этой связи выделим следующие этапы:
1.Подготовительный этап, в ходе которого принимается приказ о проведении аттестации и происходит информирование государственных служащих. Также, в срок не превышающий 3 рабочих дня до даты проведения аттестации, руководитель (начальник) аттестуемого должен предоставить мотивированный отзыв в аттестационную комиссию.
2.Организационный этап, в рамках которого формируется аттестационная комиссия и утверждается ее состав. Как правило, аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Также в обязательном порядке в состав включаются сотрудники кадровой и правовой (юридической) служб ФПС ГПС.
3.Основной этап, непосредственно сама аттестация. Аттестуемый является на заседание аттестационной комиссии, где рассматриваются представленные документы и заслушиваются сообщения гражданского служащего.
4.Заключительный этап. На данном этапе принимается решение о соответствии или несоответствии замещаемой должности гражданской службы. Затем результаты заносятся в аттестационный лист и государственный служащий знакомится с ним под расписку.
По статистическим данным, полученным в ГУ МЧС России по Московской области, в 2023 году аттестацию прошло 915 сотрудников ФПС ГПС [15]. Стоит отметить, что в основном это плановые аттестации. Также на 915 человек, прошедших аттестацию, пришлось лишь 4 увольнения по инициативе работодателя, что говорит о том, что сотрудники в ГУ МЧС России по Московской области обладают высоким уровнем профессионализма и соответствуют квалификационным требованиям.
Несмотря на то, что цель, порядок, сроки аттестации закреплены на законодательном уровне, процедура аттестации остается, на наш взгляд, несовершенной. Часто возникают спорные ситуации, вызванные аттестационной оценкой, в связи с тем, что аттестационная комиссия в некоторых случаях необоснованно принимает решение о несоответствии аттестуемого замещаемой должности. Так, в Определении Первого кассационного суда общей юрисдикции от 27 июня 2022 года суд пришел к выводу о нарушении процедуры проведения аттестации, поскольку ни аттестационный лист государственного гражданского служащего Российской Федерации, ни протокол заседания аттестационной комиссии не содержат оценки профессиональной служебной деятельности истца; выполняемой им профессиональной служебной деятельности, ее эффективности и результативности, а потому отсутствует возможность установить, по каким основаниям Ф. признан не соответствующим занимаемой должности [13]. В связи с этим считаем, что необходимо выработать методику, которая будет содержать конкретные критерии, позволяющие оценить профессиональную служебную деятельность аттестуемых и ввести административную ответственность в отношении руководителя аттестационной комиссии за неправомерное и необоснованное решение в отношении аттестуемого. Предполагаем, что такая мера будет способствовать тому, что аттестационная комиссия будет более ответственно относится к процедуре аттестации. Кроме того, к наиболее распространенным проблемам также относят следующее: аттестация носит формальный характер; аттестационная комиссия сформирована с нарушениями; не получено согласие служащего на внеочередную аттестацию.
Для совершенствования процедуры аттестации можно предложить следующее:
- Повысить компетентность членов аттестационной комиссии, путем прохождения специализированных курсов.
- Добавить в локальный правовой акт, регламентирующий процедуру аттестации такое мероприятие как самопрезентация государственного служащего. Это позволит оценить устную речь государственного служащего, а также более правильно установить уровень его профессионализма, степень заинтересованности в своей профессиональной деятельности.
- Ввести детальную обратную связь по итогам аттестации. Считаем, что аттестационная комиссия в обязательном порядке должна разрабатывать дальнейшую стратегию развития государственного служащего. Это повысит мотивацию и личную заинтересованность государственного служащего в выполнении возложенных на него задач.
- Ввести ролевую методику оценки. Оценивать работу с разных позиций (начальник — подчиненный). При таком методе оценки аттестованный сотрудник рассматривается с нескольких сторон — со стороны руководителя, коллег, подчиненных, обращающихся граждан и аттестованного лица [14].
Подводя итог всему вышесказанному, важно отметить, что аттестация государственного служащего позволяет не только оценить эффективность служебной деятельности государственного служащего, но и играет важную роль в обеспечении профессионального развития, качества и эффективности деятельности государственного аппарата. Аттестация сотрудников МЧС России занимает важное место в деятельности данного министерства, поскольку от навыков и умений зависит безопасность нашего населения и государства. Результаты аттестации дают возможность руководству разрабатывать планы обучения и повышения квалификации сотрудников, а также обеспечивать безопасность и эффективность их работы в чрезвычайных ситуациях. Кроме того, процедура аттестации способствует повышению мотивации и ответственности сотрудников перед службой и обществом, а также создает условия для профессионального роста и карьерного роста в МЧС России.
Литература:
- Бастрыкин: почти 8 тыс. дел о коррупции направлено в суды за девять месяцев 2023 года // tass.ru. — URL: https://tass.ru/interviews/19484225?ysclid=ls1pkapsgw382834179 (дата обращения: 1.02.2024).
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ. СПС «Консультант Плюс». — URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.... GYW5 (дата обращения: 01.03.2024)
- Российская Федерация. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79 // Российская газета. — 2004 г. — № 162. — с изм. и дополнениями от 14.02.2024.
- Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации». СПС «Консультант Плюс». — URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/... XASB1(дата обращения: 01.03.2024).
- Постановление Правительства РФ от 09.09.2020 № 1387 «Об утверждении единой методики проведения аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации». СПС «Консультант Плюс». — URL: https://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi...avpdB (дата обращения: 01.03.2024).
- Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. 2: Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция. — М., 2002.
- Административное право в схемах и определениях: Учеб. пособие / Д. М. Овсянко. — 2. изд., перераб. и доп. — Москва: Юристъ, 2003. — 78 с.
- Административное право России: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности Юриспруденция / Д. Н. Бахрах. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Эксмо, 2011. — 622 с.
- Видеообращение к участникам коллегии МЧС // URL: http://www.kremlin.ru/ (дата обращения: 05.02.2024).
- Указ Президента РФ от 24.05.2023 № 382 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим спасательных воинских формирований, сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, работникам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». СПС «Консультант Плюс». — URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi...YX9D (дата обращения: 01.03.2024).
- Российская Федерация. Федеральный закон «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.05.2016 № 141-ФЗ // Российская газета. — 2016 г. — № 111. — с изменениями и дополнениями от 24.07.2023.
- Российская Федерация. Приказ МЧС России от 6 октября 2017 г. № 431 «Об утверждении Порядка проведения аттестации сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) — 2017 г. (дата обращения: 01.03.2024).
- Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 27.06.2022 по делу № 88–13624/2022 // СПС КонсультантПлюс. — URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?... KxPmA (дата обращения: 01.03.2024).
- Совершенствование государственного и муниципального управления Российской Федерации: проблемы, поиски, решения / под общ. ред. М. И. Абрамовой, А. М. Петрова. — Саратов: социально-эконом. ин-т (филиал) Российского эконом. ун-та им. Г. В. Плеханова, 2018–214 с.
- Сайт Главное управление МЧС России по Московской области. — URL: www.50.mchs.gov.ru/ (дата обращения: 01.03.2024).