В условиях стремительного ухудшения экологической ситуации в мире, включая такие проблемы, как изменение климата, загрязнение окружающей среды и истощение природных ресурсов, внимание к экологическому предпринимательству все больше возрастает.
Еще на исходе XX в. ведущие ученые различных сфер науки — экономисты и экологи — стали проводить прямую взаимосвязь между ведением экономической деятельности и теми негативными последствиями, которые она приносит или может потенциально принести окружающей среде вследствие бесконтрольной эксплуатации природных ресурсов или увеличения выбросов вредных веществ, сопутствующих любому промышленному производству. Как следствие указанных процессов, в мировой «экологической повестке» сложился определенный консенсус вокруг тезиса о необходимости скорейшего преодоления «углеводородной экономики» и энергетического перехода мирового хозяйства к новой, «зеленой», экологически чистой энергетике и экономике. Важным выводом из описываемых процессов стало выдвижение на первый план методов ведения хозяйственно-экономической деятельности и предпринимательства, которые придают первостепенное значение именно экологическим вопросам, одним из таких явлений стало «экологическое предпринимательство» [1, С. 36].
Экологическое предпринимательство относится к эколого-инновационной деятельности по ряду причин. Во-первых, это связано с тем, что оно направлено на поиск и внедрение новых методов и технологий, которые позволяют более рационально использовать природные ресурсы, снижая негативное влияние на окружающую среду. Основной акцент в эколого-инновационной деятельности делается на разработку и внедрение инновационных продуктов и услуг, которые способствуют решению экологических проблем, например, таких как загрязнение окружающей среды и изменение климата. Во-вторых, экологическое предпринимательство подразумевает не только получение прибыли, но и заботу о социальной и экологической ответственности. Это создает спрос на экологически чистые товары и услуги и способствует формированию более сознательного потребления.
В России тема экологического предпринимательства стала предметом интереса со стороны научного юридического сообщества и субъектов нормативной деятельности относительно недавно. Лишь после завершения процесса становления основных отраслей российского права в течение 1990-х гг. процессы законодательного регулирования обратились к практическим вопросам ведения предпринимательской деятельности в их взаимосвязи с вопросами охраны окружающей среды. Практическим воплощением данных процессов стало принятие на 15-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ (Постановление № 15–6 от 13.06.2000 г.) Модельного закона об основах экологического предпринимательства. Как определено в преамбуле, целью данного Закона является «регулирование деятельности по производству продукции, выполнению работ и оказанию услуг природоохранного назначения, определение принципов формирования и использования соответствующих финансовых ресурсов». Статья 1 указанного Закона определяет экологическое предпринимательство в качестве «производственной, научно-исследовательской, кредитно-финансовой деятельности по производству товаров, выполнению работ и оказанию услуг, имеющей целевым назначением обеспечение сохранения и восстановления окружающей среды и охрану природных ресурсов» [2]. Однако, несмотря на создание соответствующей законодательной базы, данный вид предпринимательства в силу многих причин оказался до сих пор не легализован в действующем законодательстве, что затрудняет его развитие [3].
Представляется, что одним из существенных препятствий на пути становления института экологического предпринимательства и его практической реализации является его слабая теоретическая разработка в отечественной юридической науке. Проблема института экологического предпринимательства заключается в большом теоретическом многообразии и отсутствии какого-либо единства существующих взглядов и воззрений отдельных исследователей. Ситуацию усугубляет и тот факт, что указанный институт находится в сфере внимания сразу нескольких отраслей права, выработавших и применяющих свою терминологию: «хозяйственная и (или) иная деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды» в экологическом праве, «экологически ориентированное предпринимательство», «зеленое предпринимательство», «экологический бизнес», «экологические товары и услуги» в гражданском и предпринимательском праве и т. д. [4, С. 17].
Согласно ранее упомянутому Модельному закону об основах экологического предпринимательства предметом его регулирования выступают «отношения, возникающие при производстве продукции природоохранного назначения, проведении научно-исследовательской, кредитно-финансовой деятельности, выполнении работ и оказании услуг, имеющих целевым назначением обеспечение сохранения и восстановления окружающей среды и охрану природных ресурсов, а также связанные с государственными гарантиями при осуществлении такой деятельности на территории государства» [2].
В 2012 году президент РФ утвердил «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» [5]. В данном нормативно-правовом документе говорится о государственной поддержке предпринимательства в сфере экологии путем создания рынка товаров и услуг природоохранного назначения для государственных нужд (государственного заказа на производство товаров, проведение работ, оказание услуг природоохранного назначения); и другими мерами, установленными законодательством РФ и законодательством субъектов РФ [6, С. 277].
В Российской Федерации предусмотрены различные механизмы государственной поддержки, которые стимулируют и поддерживают развитие экологического предпринимательства, а также помогают создать более устойчивую экономику, ориентированную на охрану окружающей среды.
Например, распоряжение Правительства РФ от 13.06.2020 № 1582-р предусматривает предоставление налоговых льгот и льгот по плате за негативное воздействие на окружающую среду при проектировании и строительстве природоохранных объектов, приобретении природоохранного оборудования и систем экологического контроля [7].
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» также содержит положение о государственной поддержке хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях охраны окружающей среды.
Государственная поддержка хозяйственной и (или) иной деятельности в целях охраны окружающей среды может осуществляться по следующим направлениям [8]:
— содействие в осуществлении инвестиционной деятельности, направленной на внедрение наилучших доступных технологий и реализацию иных мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду;
— содействие в осуществлении образовательной деятельности в области охраны окружающей среды и оказании информационной поддержки мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду;
— содействие в осуществлении использования возобновляемых источников энергии, вторичных ресурсов, разработке новых методов контроля за загрязнением окружающей среды и реализацией иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Развитие экологического предпринимательства влияет на решение проблем рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, так как создает возможности для развития устойчивого природоохранного бизнеса, тем самым улучшая экологическую ситуацию в России в целом. Однако для дальнейшего развития и повышения эффективности необходимо предпринимать шаги для совершенствования законодательства, разработки теоретической базы отечественной юридической науки, а также для более успешной практической реализации. Важно создать комплексный подход, включающий инвестирование, образование и научные исследования, что сделает экологическое предпринимательство важной частью российской экономики, ведь экологическое предпринимательство не только представляет интерес для сохранения и восстановления окружающей среды и охраны природных ресурсов, но несет колоссальную экономическую выгоду. Несомненно, прежде чем приступить к какому-либо реформированию, следует выработать правильный алгоритм действий, детально изучить зарубежный опыт, связанный с предпринимательством в сфере экологии и хорошо продумать возможные последствия.
Литература:
- Иванова Д. В. К вопросу о понятии экологического предпринимательства в юридической науке // Гражданское право. 2021. N 6. С. 36–40.
- Модельный закон об основах экологического предпринимательства (Принят в г. Санкт-Петербурге 13.06.2000 Постановлением 15–6 на 15-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2000. N 25. С. 143–152.
- Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2000. N 25. С. 143–152.
- Вафин В. В., Золотова О. А. Теоретико-правовые аспекты развития экологического предпринимательства в регионе // Гражданское право. 2019. N 2. С. 16–20.
- Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012).
- Маликова Т. Ш. Модернизация предпринимательского потенциала инструментами экологического менеджмента. Фотинские чтения. 2016. № 1 (5). С. 275–282.
- Распоряжение Правительства РФ от 13.06.2020 № 1582-р (ред. от 21.10.2024) «Об утверждении Программы развития угольной промышленности России на период до 2035 года» // Собрание законодательства РФ. 22.06.2020. № 25. ст. 3963.
- Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) // Собрание законодательства РФ. 14.01.2002. № 2. ст. 133.