Организация исследовательской деятельности с младшими школьниками «Как получаются цветные гипсофилы» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (549) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 12.12.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Борисова, Т. Г. Организация исследовательской деятельности с младшими школьниками «Как получаются цветные гипсофилы» / Т. Г. Борисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 50 (549). — С. 474-476. — URL: https://moluch.ru/archive/549/120401/ (дата обращения: 19.12.2024).

В статье раскрывается идея исследовательского обучения, рассматривается научно-исследовательская деятельность школьников, особое внимание в статье уделено технологии проведения исследования школьников по теме «Как получаются цветные гипсофилы» с использованием методики исследовательского обучения младших школьников А. И. Савенкова.

Ключевые слова: гипсофилы, эксперимент, исследование, исследовательская деятельность.

Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянная проявляемая исследовательская активность — нормальное, естественное состояние ребенка. Он настроен на познание мира, и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения. В современном динамичном мире принципиально важно, чтобы психическое развитие ребенка уже на самых первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития [1].

Активизация интереса к обучению посредством собственного опыта 一 называемого еще «исследовательским обучением», наблюдалась в периоды реальной демократизации образования, когда педагоги стремились максимально приблизить учебную деятельность ребенка к познавательной [1].

Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры [1].

Научно-исследовательская деятельность школьников становится важным элементом образовательного процесса, способствующим развитию критического мышления, навыков самостоятельной работы и творческого подхода к решению задач. Важно не только формировать у учащихся базовые знания, но и помогать им применять эти знания на практике. Одним из интересных и доступных подходов является проведение исследований, которые имеют отношение к окружающему миру [1].

Предлагаемая программа учебно-исследовательской деятельности по методике исследовательского обучения младших школьников А. И. Савенкова состоит из трех относительно самостоятельных подпрограмм:

  1. Самостоятельная исследовательская практика.

— Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.

  1. Тренинг исследовательских способностей.

— Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.

  1. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся.

— Содержание и организация, мероприятий необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.) [1].

В данной статье рассматривается технология организации исследования «Как получаются цветные гипсофилы?», проведенное школьниками, и его значения для их развития по методике исследовательского обучения младших школьников А. И. Савенкова.

Гипсофила — это цветок, известный своей нежностью и воздушностью, широко используемый в флористике для создания букетов. В последние годы наблюдается растущий интерес к цветным гипсофилам, которые отличаются яркостью и разнообразием оттенков. Однако вопрос о том, как именно получают эти красивые и цветные цветы, остается для многих загадкой. Учащиеся, стремясь развить свои исследовательские навыки, решили выяснить, какие методы используются для получения цветных гипсофил и какие факторы влияют на их окраску.

Обучающиеся после проведенного тренинга с целью формирования умения видеть проблему, формулировать гипотезы и задавать вопросы смогли выделить проблему исследования: Гипсофилы в природе имеют белый или бледно-розовый цвет. Можно ли изменить их естественную окраску, сделав цветными? Также обучающиеся изучили научные и научно-методические статьи и видеоролики с использованием интернет-ресурсов.

В процессе работы над исследованием с обучающимися изучили строение растения и как работает растение, и сделали предположение о том, что (гипотеза исследования) — гипсофилы способны впитывать цветные растворы воды и приобретать соответствующий оттенок.

В работе с детьми была поставлена цель исследования: окрасить гипсофилы с помощью цветной воды, путем добавления пищевых красителей.

Для достижения цели были поставлены конкретные задачи:

  1. Изучить строение гипсофилы и как они поглощают воду.
  2. Провести эксперимент по окрашиванию гипсофил с помощью цветной воды.
  3. Наблюдать и фиксировать изменения в окраске растений.
  4. Сделать выводы об эффективности данного метода окрашивания.

В рамках исследования были изучены различные подходы к окраске растений — был просмотрен похожий эксперимент ученого видеоблогера и видео интервью с профессиональным флористом, где она очень подробно рассказала о способах окраски гипсофил.

Одним из распространенных способов является введение красителей в воду, которую растения поглощают. Учащиеся подготовили несколько цветных растворов водой, путем добавления пищевых красителей. В каждый стаканчик с цветной водой были помещены веточки гипсофил, чтобы наблюдать за изменениями.

Эксперимент проводился в течение недели, в процессе которой ученики фиксировали изменения цвета и записывали свои наблюдения в специально разработанный дневник исследователя. В ходе эксперимента ученики заметили, что уже через несколько часов после погружения стеблей в окрашенную воду цветы начинали менять окраску. Спустя 6 часов очень сильно окрасился цветок в синий цвет. К концу второго дня ярко проявились яркие оттенки красного, желтого и зеленого. Спустя 72 часа можно было наблюдать также оранжевый, розовый и черный. Все цвета получились яркими. По истечении недели можно было наблюдать, что три веточки из трех с фиолетовой водой, так и не окрасились.

После проведенного эксперимента с детьми изучили различные научные статьи, после анализа которых можно было сделать предположение, что у гипсофил отсутствуют определенные гены и пигменты, ответственные за окраску в фиолетовый. Также не получаются черные цветы, окрашиваются только жилки. Научные статьи, подтвердили наше предположение, что в жилках гипсофил накапливаются различные соединения и пигменты, которые защищают растения от стресса или заболеваний.

В ходе эксперимента было подтверждено, что гипсофилы способны впитывать и транспортировать цветные растворы воды, приобретая соответствующую окраску цветков.

По завершению исследования нами были сделаны следующие выводы:

  1. Метод окрашивания гипсофил с помощью цветной воды является действенным способом получения цветных растений.
  2. Данный способ является безопасным для растений и может использоваться для создания оригинальных композиций с цветными гипсофилами.
  3. Оптимальное время окрашивания от 6 до 72 часов.
  4. В фиолетовый цвет цветки гипсофилы не окрашиваются.
  5. Черные цветы не получаются, окрашиваются только жилки цветка.

Проведенное со школьниками исследование «Как получаются цветные гипсофилы?» открыло перед учащимися новые горизонты и дало возможность не только узнать о методах окраски цветов, но и развить практические навыки работы с растениями. Дети смогли получить ответы на собственные вопросы. Они также получили первичные навыки научно-исследовательской работы, научились формулировать гипотезы, проводить эксперименты и анализировать полученные результаты. Научно-исследовательская деятельность помогает школьникам не только углублять свои знания, но и развивать критическое мышление, ответственность и творческий подход к решению задач.

Литература:

  1. Савенков А. И. Методика исследовательского и проектного обучения школьников: методическое пособие. — М.: Дом Федорова, 2016. — 128 с.
Основные термины (генерируются автоматически): исследовательское обучение, решение задач, цветная вода, цветной, исследовательский поиск, критическое мышление, метод окрашивания, научно-исследовательская деятельность школьников, творческий подход, цветной раствор воды.


Похожие статьи

Задать вопрос