Направления цифровизации гражданского судопроизводства в России в аспекте государственных целевых программ и утвержденных концепций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (549) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 11.12.2024

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Мерлев, В. А. Направления цифровизации гражданского судопроизводства в России в аспекте государственных целевых программ и утвержденных концепций / В. А. Мерлев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 50 (549). — С. 316-319. — URL: https://moluch.ru/archive/549/120411/ (дата обращения: 18.01.2025).

В статье раскрыта сущность понятия «цифровизация» применительно к его использованию в судопроизводстве Российской Федерации. Проанализированы государственные целевые программы и Концепции развития, влияющие на цифровизацию судопроизводства.

Современный этап развития судопроизводства в Российской Федерации наиболее часто рассматривают совместно с процессом цифровизации. При этом, цифровая трансформация является, в соответствии с Указом Президента РФ № 474 от 21.07.2020 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 г.» одной из ключевых траекторий развития [7].

Важной задачей этого направления стало использование цифровых технологий и информатизация государственного управления. Цифровизация этих процессов, в свою очередь нашла отражение и в гражданском судопроизводстве.

Если проследить процесс цифровизации гражданского судопроизводства в Российской Федерации через ключевую программу «Развитие судебной системы России», то в Целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002–2006 годы, утвержденной Постановление Правительства РФ от 20.11.2001 № 805 приоритетным направлением информационного обеспечения гражданского судопроизводства было наличие целевого финансирования судебной системы в направлении информатизации [3]. Особое внимание в ней обращалось на то, что в судах автономные рабочие места и морально устаревшее программное обеспечение не позволяют организовывать оперативное взаимодействие между структурами. Приоритет отводился автоматизации рабочих мест в судах всех участников процесса. Большой проблемой была низкая оперативность сбора и обработки необходимой статистической информации, что затрудняло объективный анализ правоприменительной практики.

Следующим этапом было утверждение Постановлением Правительства РФ от 21.09.2006 № 583 01.11.2012 Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007–2012 годы» [4].

На этом этапе приоритетным направлением было внедрение автоматизированной архитектуры в гражданское судопроизводство с целью уменьшения времени рассмотрения дел в суде, снижения числа незавершенных дел, исключения утери документов.

Большое внимание при реализации Программы уделялось формированию условий, исключающее нарушение прав по изучению материалов судебных дел, которые переданы в архив на хранение. В связи с этим в программе отмечалось, что нужен перевод «бумажных» архивов в электронный вид.

Прорывным на тот момент считалось закрепление обязательности аудиозаписи заседания суда целью минимизации возникновения нарушений ведения протоколов заседаний, что прогнозировало значительное сокращение жалоб.

В настоящее время реализуется федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1406 (ред. от 15.07.2024) [5].

В процессе выполнения ключевых показателей Программы с целью информатизации и цифровизации судопроизводства важно было гарантировать публичность и доступность для населения данных о работе судебной системы Российской Федерации.

Следующим направлением в реализации яляется уменьшение нагрузки на судей и работников аппаратов судов при помощи совершенствования работы делопроизводства в судах.

Представим анализ целевых индикаторов, касающихся цифровизации судопроизводства при реализации целевой Программы (Таблица 1) [9].

Таблица 1

Целевые индикаторы федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы»

Наименование индикатора Ед. изм. План/факт 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
1 Количество арбитражных судов, реализующих возможность электронного взаимодействия с обществом (частными и юридическими лицами), используя систему электронного правосудия Ед. План 10 40 65 75 90 100 107 113
Факт 10 112 115 115 115 115 107 115
2 Количество залов судебных заседаний федеральных судов общей юрисдикции, оснащенных системами видеопротоколирования хода судебных заседаний Ед. План 640 1250 1870 2528
Факт 550 776 0 1880 2528
3 Количество залов судебных заседаний и кабинетов судей арбитражных судов, оснащенных системой видео-конференц-связи Ед. План 919 934 1594 2259 2657
Факт 919 934 1594 2259 2657 7044
4 Количество арбитражных судов, оснащенных системами видеозаписи и трансляции судебных заседаний Ед. План 22 38 65 77 85 105 115
Факт 0 39 68 94 107 111 115

Таким образом, на первоначальном этапе цифровизации гражданского судопроизводства в России приоритет отводился техническому оснащению.

В последующем, акцент был сдвинут в сторону автоматизации работы судов и создание системы обмена документами в электронном виде, перевод любой информации в цифровой формат.

После внедрения информационных технологий, частичной автоматизации процессов, появилась возможность развития системы в направлении цифровизации.

Дополняет целевую программу «Развитие судебной системы России» в направлении цифровизации гражданского судопроизводства Концепция информационной политики судебной системы на 2020–2030 годы [2]

Успешная реализация мероприятий информационной политики судебной системы способствует внедрению современных информационных и коммуникационных технологий в процесс судопроизводства, трансформации способов распространения информации, улучшению технического оснащения судов, эффективному функционированию сайтов судов и государственных автоматизированных систем. Под информационной политикой судебной системы понимается проведение комплекса мероприятий нормативно — правового, организационного, научно — исследовательского, издательского и иного характера, направленных на гармонизацию отношений судебной власти и общества, понимание гражданами целей и содержания проводимой в государстве судебной реформы, а также на объективное освещение деятельности судов в средствах массовой информации [2].

Начиная с 1993 года, когда Указом Президента РФ от 28.06.1993 № 966 утверждена «Концепция правовой информатизации России» [6] идет формирование в Российской Федерации общей информационно-правовой сферы, которая будет способна обеспечивать юридическую информированность отдельных частей гражданского общества и каждую личность индивидуально, посредством цифровизации гражданского судопроизводства.

Литература:

  1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 26.10.2024) // СПС КонсультантПлюс
  2. Концепция информационной политики судебной системы на 2020–2030 годы (одобрена Советом судей РФ 5 декабря 2019 г.) // СПС КонсультантПлюс
  3. Постановление Правительства РФ от 20.11.2001 № 805 (ред. от 06.02.2004) «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002–2006 годы» // СПС КонсультантПлюс
  4. Постановление Правительства РФ от 21.09.2006 № 583 (ред. от 01.11.2012) «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007–2012 годы» // СПС КонсультантПлюс
  5. Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 № 1406 (ред. от 15.07.2024) «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы» // СПС КонсультантПлюс
  6. Указ Президента РФ от 28.06.1993 № 966 (ред. от 22.03.2005) «О Концепции правовой информатизации России» // СПС КонсультантПлюс
  7. Указ Президента РФ № 474 от 21.07.2020 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 г».
  8. Федеральный закон от 23.06.2016 № 220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» // СПС КонсультантПлюс
  9. ФЦП: Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы» [Электронный ресурс] // https://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2024 (дата обращения: 08.12.2024)
Основные термины (генерируются автоматически): гражданское судопроизводство, Российская Федерация, судебная система, информационная политика, суд, федеральная целевая программа, целевая программа, приоритетное направление, судебная система России, электронный вид.


Похожие статьи

Государственные программы: формирование и реализация

В статье раскрываются актуальность и необходимость применения программно-целевого метода в экономике и управлении государством, особенности программно-целевого планирования. Основные характеристики государственной программы, ее цели и задачи, особенн...

Информационные технологии в цивилистическом процессе

В статье рассматриваются некоторые направления информатизации, информационных технологий в цивилистическом процессе в контексте федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы», Концепции информационной политики суде...

Значение предпринимательства в развитии регионального капитализма

В статье рассмотрена региональная специфика капитализма в Пензенской области. Автором исследуются экономические тенденции в сфере предпринимательства, деловая активность субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе, существующие механизм...

Анализ состояния и динамики потребительского кредитования в России и тенденции его развития на современном этапе

В статье рассмотрены теоретические аспекты рынка потребительского кредитования, этапы его формирования. Произведен анализ динамики объемов кредитования физических лиц и общей суммы выданных кредитов всего в России. Выполнен анализ зависимости объемов...

Роль и значение государства в развитии инновационного предпринимательства в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Башкортостан)

В данной работе раскрыта сущность и особенности государственной поддержки, которая оказывается в сфере развития передовых технологий и предпринимательской деятельности, связанной с ними. Вместе с тем, в статье раскрывается актуальность и значимость г...

Правовые основы деятельности корпорации развития малого и среднего предпринимательства как института развития

В статье автор описывает приоритетные векторы правового развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации.

Современные проблемы и перспективы рынка кредитования физических лиц в России

В статье рассмотрены основные тенденции и перспективы развития системы кредитования в РФ. Рассмотрены особенности изменения перспектив кредитования физических лиц в России за последние годы. В статье также выделены нынешние проблемы, связанные с непо...

Классификация факторов, оказывающих влияние на финансовую устойчивость организаций: особенности оборонно-промышленного комплекса.

В статье рассмотрены подходы к определению понятия финансовой устойчивости, определены ключевые признаки, выявлено наиболее полное определение. Изучены классификации факторов, оказывающих влияние на финансовую устойчивость организаций, проанализирова...

Отечественный опыт государственного регулирования инновационных процессов в промышленности

В статье рассматриваются подходы к трактовке понятия «государственное регулирование», а также методы, посредством которых оно осуществляется. Проведен анализ отечественного опыта стимулирования инновационных процессов в промышленности со стороны госу...

Проблемы развития внутрифирменного планирования на российских предприятиях

В статье анализируются основные вопросы, вязанные с недостатками действующей системы внутрифирменного планирования на предприятиях России. Рассматривается сущность и основные особенности процесса планирования на российских предприятиях, а также предл...

Похожие статьи

Государственные программы: формирование и реализация

В статье раскрываются актуальность и необходимость применения программно-целевого метода в экономике и управлении государством, особенности программно-целевого планирования. Основные характеристики государственной программы, ее цели и задачи, особенн...

Информационные технологии в цивилистическом процессе

В статье рассматриваются некоторые направления информатизации, информационных технологий в цивилистическом процессе в контексте федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы», Концепции информационной политики суде...

Значение предпринимательства в развитии регионального капитализма

В статье рассмотрена региональная специфика капитализма в Пензенской области. Автором исследуются экономические тенденции в сфере предпринимательства, деловая активность субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе, существующие механизм...

Анализ состояния и динамики потребительского кредитования в России и тенденции его развития на современном этапе

В статье рассмотрены теоретические аспекты рынка потребительского кредитования, этапы его формирования. Произведен анализ динамики объемов кредитования физических лиц и общей суммы выданных кредитов всего в России. Выполнен анализ зависимости объемов...

Роль и значение государства в развитии инновационного предпринимательства в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Башкортостан)

В данной работе раскрыта сущность и особенности государственной поддержки, которая оказывается в сфере развития передовых технологий и предпринимательской деятельности, связанной с ними. Вместе с тем, в статье раскрывается актуальность и значимость г...

Правовые основы деятельности корпорации развития малого и среднего предпринимательства как института развития

В статье автор описывает приоритетные векторы правового развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации.

Современные проблемы и перспективы рынка кредитования физических лиц в России

В статье рассмотрены основные тенденции и перспективы развития системы кредитования в РФ. Рассмотрены особенности изменения перспектив кредитования физических лиц в России за последние годы. В статье также выделены нынешние проблемы, связанные с непо...

Классификация факторов, оказывающих влияние на финансовую устойчивость организаций: особенности оборонно-промышленного комплекса.

В статье рассмотрены подходы к определению понятия финансовой устойчивости, определены ключевые признаки, выявлено наиболее полное определение. Изучены классификации факторов, оказывающих влияние на финансовую устойчивость организаций, проанализирова...

Отечественный опыт государственного регулирования инновационных процессов в промышленности

В статье рассматриваются подходы к трактовке понятия «государственное регулирование», а также методы, посредством которых оно осуществляется. Проведен анализ отечественного опыта стимулирования инновационных процессов в промышленности со стороны госу...

Проблемы развития внутрифирменного планирования на российских предприятиях

В статье анализируются основные вопросы, вязанные с недостатками действующей системы внутрифирменного планирования на предприятиях России. Рассматривается сущность и основные особенности процесса планирования на российских предприятиях, а также предл...

Задать вопрос