В статье раскрыта сущность понятия «цифровизация» применительно к его использованию в судопроизводстве Российской Федерации. Проанализированы государственные целевые программы и Концепции развития, влияющие на цифровизацию судопроизводства.
Современный этап развития судопроизводства в Российской Федерации наиболее часто рассматривают совместно с процессом цифровизации. При этом, цифровая трансформация является, в соответствии с Указом Президента РФ № 474 от 21.07.2020 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 г.» одной из ключевых траекторий развития [7].
Важной задачей этого направления стало использование цифровых технологий и информатизация государственного управления. Цифровизация этих процессов, в свою очередь нашла отражение и в гражданском судопроизводстве.
Если проследить процесс цифровизации гражданского судопроизводства в Российской Федерации через ключевую программу «Развитие судебной системы России», то в Целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002–2006 годы, утвержденной Постановление Правительства РФ от 20.11.2001 № 805 приоритетным направлением информационного обеспечения гражданского судопроизводства было наличие целевого финансирования судебной системы в направлении информатизации [3]. Особое внимание в ней обращалось на то, что в судах автономные рабочие места и морально устаревшее программное обеспечение не позволяют организовывать оперативное взаимодействие между структурами. Приоритет отводился автоматизации рабочих мест в судах всех участников процесса. Большой проблемой была низкая оперативность сбора и обработки необходимой статистической информации, что затрудняло объективный анализ правоприменительной практики.
Следующим этапом было утверждение Постановлением Правительства РФ от 21.09.2006 № 583 01.11.2012 Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007–2012 годы» [4].
На этом этапе приоритетным направлением было внедрение автоматизированной архитектуры в гражданское судопроизводство с целью уменьшения времени рассмотрения дел в суде, снижения числа незавершенных дел, исключения утери документов.
Большое внимание при реализации Программы уделялось формированию условий, исключающее нарушение прав по изучению материалов судебных дел, которые переданы в архив на хранение. В связи с этим в программе отмечалось, что нужен перевод «бумажных» архивов в электронный вид.
Прорывным на тот момент считалось закрепление обязательности аудиозаписи заседания суда целью минимизации возникновения нарушений ведения протоколов заседаний, что прогнозировало значительное сокращение жалоб.
В настоящее время реализуется федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1406 (ред. от 15.07.2024) [5].
В процессе выполнения ключевых показателей Программы с целью информатизации и цифровизации судопроизводства важно было гарантировать публичность и доступность для населения данных о работе судебной системы Российской Федерации.
Следующим направлением в реализации яляется уменьшение нагрузки на судей и работников аппаратов судов при помощи совершенствования работы делопроизводства в судах.
Представим анализ целевых индикаторов, касающихся цифровизации судопроизводства при реализации целевой Программы (Таблица 1) [9].
Таблица 1
Целевые индикаторы федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы»
№ | Наименование индикатора | Ед. изм. | План/факт | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Количество арбитражных судов, реализующих возможность электронного взаимодействия с обществом (частными и юридическими лицами), используя систему электронного правосудия | Ед. | План | 10 | 40 | 65 | 75 | 90 | 100 | 107 | 113 | |
Факт | 10 | 112 | 115 | 115 | 115 | 115 | 107 | 115 | ||||
2 | Количество залов судебных заседаний федеральных судов общей юрисдикции, оснащенных системами видеопротоколирования хода судебных заседаний | Ед. | План | 640 | 1250 | 1870 | 2528 | |||||
Факт | 550 | 776 | 0 | 1880 | 2528 | |||||||
3 | Количество залов судебных заседаний и кабинетов судей арбитражных судов, оснащенных системой видео-конференц-связи | Ед. | План | 919 | 934 | 1594 | 2259 | 2657 | ||||
Факт | 919 | 934 | 1594 | 2259 | 2657 | 7044 | ||||||
4 | Количество арбитражных судов, оснащенных системами видеозаписи и трансляции судебных заседаний | Ед. | План | 22 | 38 | 65 | 77 | 85 | 105 | 115 | ||
Факт | 0 | 39 | 68 | 94 | 107 | 111 | 115 |
Таким образом, на первоначальном этапе цифровизации гражданского судопроизводства в России приоритет отводился техническому оснащению.
В последующем, акцент был сдвинут в сторону автоматизации работы судов и создание системы обмена документами в электронном виде, перевод любой информации в цифровой формат.
После внедрения информационных технологий, частичной автоматизации процессов, появилась возможность развития системы в направлении цифровизации.
Дополняет целевую программу «Развитие судебной системы России» в направлении цифровизации гражданского судопроизводства Концепция информационной политики судебной системы на 2020–2030 годы [2]
Успешная реализация мероприятий информационной политики судебной системы способствует внедрению современных информационных и коммуникационных технологий в процесс судопроизводства, трансформации способов распространения информации, улучшению технического оснащения судов, эффективному функционированию сайтов судов и государственных автоматизированных систем. Под информационной политикой судебной системы понимается проведение комплекса мероприятий нормативно — правового, организационного, научно — исследовательского, издательского и иного характера, направленных на гармонизацию отношений судебной власти и общества, понимание гражданами целей и содержания проводимой в государстве судебной реформы, а также на объективное освещение деятельности судов в средствах массовой информации [2].
Начиная с 1993 года, когда Указом Президента РФ от 28.06.1993 № 966 утверждена «Концепция правовой информатизации России» [6] идет формирование в Российской Федерации общей информационно-правовой сферы, которая будет способна обеспечивать юридическую информированность отдельных частей гражданского общества и каждую личность индивидуально, посредством цифровизации гражданского судопроизводства.
Литература:
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 26.10.2024) // СПС КонсультантПлюс
- Концепция информационной политики судебной системы на 2020–2030 годы (одобрена Советом судей РФ 5 декабря 2019 г.) // СПС КонсультантПлюс
- Постановление Правительства РФ от 20.11.2001 № 805 (ред. от 06.02.2004) «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002–2006 годы» // СПС КонсультантПлюс
- Постановление Правительства РФ от 21.09.2006 № 583 (ред. от 01.11.2012) «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007–2012 годы» // СПС КонсультантПлюс
- Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 № 1406 (ред. от 15.07.2024) «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы» // СПС КонсультантПлюс
- Указ Президента РФ от 28.06.1993 № 966 (ред. от 22.03.2005) «О Концепции правовой информатизации России» // СПС КонсультантПлюс
- Указ Президента РФ № 474 от 21.07.2020 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 г».
- Федеральный закон от 23.06.2016 № 220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» // СПС КонсультантПлюс
- ФЦП: Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы» [Электронный ресурс] // https://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2024 (дата обращения: 08.12.2024)