В статье раскрыта сущность понятия «цифровизация» применительно к его использованию в судопроизводстве Российской Федерации. Проанализированы государственные целевые программы и Концепции развития, влияющие на цифровизацию судопроизводства.
Современный этап развития судопроизводства в Российской Федерации наиболее часто рассматривают совместно с процессом цифровизации. При этом, цифровая трансформация является, в соответствии с Указом Президента РФ № 474 от 21.07.2020 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 г.» одной из ключевых траекторий развития [7].
Важной задачей этого направления стало использование цифровых технологий и информатизация государственного управления. Цифровизация этих процессов, в свою очередь нашла отражение и в гражданском судопроизводстве.
Если проследить процесс цифровизации гражданского судопроизводства в Российской Федерации через ключевую программу «Развитие судебной системы России», то в Целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002–2006 годы, утвержденной Постановление Правительства РФ от 20.11.2001 № 805 приоритетным направлением информационного обеспечения гражданского судопроизводства было наличие целевого финансирования судебной системы в направлении информатизации [3]. Особое внимание в ней обращалось на то, что в судах автономные рабочие места и морально устаревшее программное обеспечение не позволяют организовывать оперативное взаимодействие между структурами. Приоритет отводился автоматизации рабочих мест в судах всех участников процесса. Большой проблемой была низкая оперативность сбора и обработки необходимой статистической информации, что затрудняло объективный анализ правоприменительной практики.
Следующим этапом было утверждение Постановлением Правительства РФ от 21.09.2006 № 583 01.11.2012 Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007–2012 годы» [4].
На этом этапе приоритетным направлением было внедрение автоматизированной архитектуры в гражданское судопроизводство с целью уменьшения времени рассмотрения дел в суде, снижения числа незавершенных дел, исключения утери документов.
Большое внимание при реализации Программы уделялось формированию условий, исключающее нарушение прав по изучению материалов судебных дел, которые переданы в архив на хранение. В связи с этим в программе отмечалось, что нужен перевод «бумажных» архивов в электронный вид.
Прорывным на тот момент считалось закрепление обязательности аудиозаписи заседания суда целью минимизации возникновения нарушений ведения протоколов заседаний, что прогнозировало значительное сокращение жалоб.
В настоящее время реализуется федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1406 (ред. от 15.07.2024) [5].
В процессе выполнения ключевых показателей Программы с целью информатизации и цифровизации судопроизводства важно было гарантировать публичность и доступность для населения данных о работе судебной системы Российской Федерации.
Следующим направлением в реализации яляется уменьшение нагрузки на судей и работников аппаратов судов при помощи совершенствования работы делопроизводства в судах.
Представим анализ целевых индикаторов, касающихся цифровизации судопроизводства при реализации целевой Программы (Таблица 1) [9].
Таблица 1
Целевые индикаторы федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы»
№ |
Наименование индикатора |
Ед. изм. |
План/факт |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
1 |
Количество арбитражных судов, реализующих возможность электронного взаимодействия с обществом (частными и юридическими лицами), используя систему электронного правосудия |
Ед. |
План |
10 |
40 |
65 |
75 |
90 |
100 |
107 |
113 |
|
Факт |
10 |
112 |
115 |
115 |
115 |
115 |
107 |
115 |
||||
2 |
Количество залов судебных заседаний федеральных судов общей юрисдикции, оснащенных системами видеопротоколирования хода судебных заседаний |
Ед. |
План |
640 |
1250 |
1870 |
2528 |
|||||
Факт |
550 |
776 |
0 |
1880 |
2528 |
|||||||
3 |
Количество залов судебных заседаний и кабинетов судей арбитражных судов, оснащенных системой видео-конференц-связи |
Ед. |
План |
919 |
934 |
1594 |
2259 |
2657 |
||||
Факт |
919 |
934 |
1594 |
2259 |
2657 |
7044 |
||||||
4 |
Количество арбитражных судов, оснащенных системами видеозаписи и трансляции судебных заседаний |
Ед. |
План |
22 |
38 |
65 |
77 |
85 |
105 |
115 |
||
Факт |
0 |
39 |
68 |
94 |
107 |
111 |
115 |
Таким образом, на первоначальном этапе цифровизации гражданского судопроизводства в России приоритет отводился техническому оснащению.
В последующем, акцент был сдвинут в сторону автоматизации работы судов и создание системы обмена документами в электронном виде, перевод любой информации в цифровой формат.
После внедрения информационных технологий, частичной автоматизации процессов, появилась возможность развития системы в направлении цифровизации.
Дополняет целевую программу «Развитие судебной системы России» в направлении цифровизации гражданского судопроизводства Концепция информационной политики судебной системы на 2020–2030 годы [2]
Успешная реализация мероприятий информационной политики судебной системы способствует внедрению современных информационных и коммуникационных технологий в процесс судопроизводства, трансформации способов распространения информации, улучшению технического оснащения судов, эффективному функционированию сайтов судов и государственных автоматизированных систем. Под информационной политикой судебной системы понимается проведение комплекса мероприятий нормативно — правового, организационного, научно — исследовательского, издательского и иного характера, направленных на гармонизацию отношений судебной власти и общества, понимание гражданами целей и содержания проводимой в государстве судебной реформы, а также на объективное освещение деятельности судов в средствах массовой информации [2].
Начиная с 1993 года, когда Указом Президента РФ от 28.06.1993 № 966 утверждена «Концепция правовой информатизации России» [6] идет формирование в Российской Федерации общей информационно-правовой сферы, которая будет способна обеспечивать юридическую информированность отдельных частей гражданского общества и каждую личность индивидуально, посредством цифровизации гражданского судопроизводства.
Литература:
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 26.10.2024) // СПС КонсультантПлюс
- Концепция информационной политики судебной системы на 2020–2030 годы (одобрена Советом судей РФ 5 декабря 2019 г.) // СПС КонсультантПлюс
- Постановление Правительства РФ от 20.11.2001 № 805 (ред. от 06.02.2004) «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002–2006 годы» // СПС КонсультантПлюс
- Постановление Правительства РФ от 21.09.2006 № 583 (ред. от 01.11.2012) «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007–2012 годы» // СПС КонсультантПлюс
- Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 № 1406 (ред. от 15.07.2024) «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы» // СПС КонсультантПлюс
- Указ Президента РФ от 28.06.1993 № 966 (ред. от 22.03.2005) «О Концепции правовой информатизации России» // СПС КонсультантПлюс
- Указ Президента РФ № 474 от 21.07.2020 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 г».
- Федеральный закон от 23.06.2016 № 220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» // СПС КонсультантПлюс
- ФЦП: Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы» [Электронный ресурс] // https://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2024 (дата обращения: 08.12.2024)