Направления цифровизации гражданского судопроизводства в России в аспекте государственных целевых программ и утвержденных концепций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (549) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 11.12.2024

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Мерлев, В. А. Направления цифровизации гражданского судопроизводства в России в аспекте государственных целевых программ и утвержденных концепций / В. А. Мерлев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 50 (549). — URL: https://moluch.ru/archive/549/120411/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье раскрыта сущность понятия «цифровизация» применительно к его использованию в судопроизводстве Российской Федерации. Проанализированы государственные целевые программы и Концепции развития, влияющие на цифровизацию судопроизводства.

Современный этап развития судопроизводства в Российской Федерации наиболее часто рассматривают совместно с процессом цифровизации. При этом, цифровая трансформация является, в соответствии с Указом Президента РФ № 474 от 21.07.2020 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 г.» одной из ключевых траекторий развития [7].

Важной задачей этого направления стало использование цифровых технологий и информатизация государственного управления. Цифровизация этих процессов, в свою очередь нашла отражение и в гражданском судопроизводстве.

Если проследить процесс цифровизации гражданского судопроизводства в Российской Федерации через ключевую программу «Развитие судебной системы России», то в Целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002–2006 годы, утвержденной Постановление Правительства РФ от 20.11.2001 № 805 приоритетным направлением информационного обеспечения гражданского судопроизводства было наличие целевого финансирования судебной системы в направлении информатизации [3]. Особое внимание в ней обращалось на то, что в судах автономные рабочие места и морально устаревшее программное обеспечение не позволяют организовывать оперативное взаимодействие между структурами. Приоритет отводился автоматизации рабочих мест в судах всех участников процесса. Большой проблемой была низкая оперативность сбора и обработки необходимой статистической информации, что затрудняло объективный анализ правоприменительной практики.

Следующим этапом было утверждение Постановлением Правительства РФ от 21.09.2006 № 583 01.11.2012 Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007–2012 годы» [4].

На этом этапе приоритетным направлением было внедрение автоматизированной архитектуры в гражданское судопроизводство с целью уменьшения времени рассмотрения дел в суде, снижения числа незавершенных дел, исключения утери документов.

Большое внимание при реализации Программы уделялось формированию условий, исключающее нарушение прав по изучению материалов судебных дел, которые переданы в архив на хранение. В связи с этим в программе отмечалось, что нужен перевод «бумажных» архивов в электронный вид.

Прорывным на тот момент считалось закрепление обязательности аудиозаписи заседания суда целью минимизации возникновения нарушений ведения протоколов заседаний, что прогнозировало значительное сокращение жалоб.

В настоящее время реализуется федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1406 (ред. от 15.07.2024) [5].

В процессе выполнения ключевых показателей Программы с целью информатизации и цифровизации судопроизводства важно было гарантировать публичность и доступность для населения данных о работе судебной системы Российской Федерации.

Следующим направлением в реализации яляется уменьшение нагрузки на судей и работников аппаратов судов при помощи совершенствования работы делопроизводства в судах.

Представим анализ целевых индикаторов, касающихся цифровизации судопроизводства при реализации целевой Программы (Таблица 1) [9].


Таблица 1

Целевые индикаторы федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы»

Наименование индикатора

Ед. изм.

План/факт

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

1

Количество арбитражных судов, реализующих возможность электронного взаимодействия с обществом (частными и юридическими лицами), используя систему электронного правосудия

Ед.

План

10

40

65

75

90

100

107

113

Факт

10

112

115

115

115

115

107

115

2

Количество залов судебных заседаний федеральных судов общей юрисдикции, оснащенных системами видеопротоколирования хода судебных заседаний

Ед.

План

640

1250

1870

2528

Факт

550

776

0

1880

2528

3

Количество залов судебных заседаний и кабинетов судей арбитражных судов, оснащенных системой видео-конференц-связи

Ед.

План

919

934

1594

2259

2657

Факт

919

934

1594

2259

2657

7044

4

Количество арбитражных судов, оснащенных системами видеозаписи и трансляции судебных заседаний

Ед.

План

22

38

65

77

85

105

115

Факт

0

39

68

94

107

111

115


Таким образом, на первоначальном этапе цифровизации гражданского судопроизводства в России приоритет отводился техническому оснащению.

В последующем, акцент был сдвинут в сторону автоматизации работы судов и создание системы обмена документами в электронном виде, перевод любой информации в цифровой формат.

После внедрения информационных технологий, частичной автоматизации процессов, появилась возможность развития системы в направлении цифровизации.

Дополняет целевую программу «Развитие судебной системы России» в направлении цифровизации гражданского судопроизводства Концепция информационной политики судебной системы на 2020–2030 годы [2]

Успешная реализация мероприятий информационной политики судебной системы способствует внедрению современных информационных и коммуникационных технологий в процесс судопроизводства, трансформации способов распространения информации, улучшению технического оснащения судов, эффективному функционированию сайтов судов и государственных автоматизированных систем. Под информационной политикой судебной системы понимается проведение комплекса мероприятий нормативно — правового, организационного, научно — исследовательского, издательского и иного характера, направленных на гармонизацию отношений судебной власти и общества, понимание гражданами целей и содержания проводимой в государстве судебной реформы, а также на объективное освещение деятельности судов в средствах массовой информации [2].

Начиная с 1993 года, когда Указом Президента РФ от 28.06.1993 № 966 утверждена «Концепция правовой информатизации России» [6] идет формирование в Российской Федерации общей информационно-правовой сферы, которая будет способна обеспечивать юридическую информированность отдельных частей гражданского общества и каждую личность индивидуально, посредством цифровизации гражданского судопроизводства.

Литература:

  1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 26.10.2024) // СПС КонсультантПлюс
  2. Концепция информационной политики судебной системы на 2020–2030 годы (одобрена Советом судей РФ 5 декабря 2019 г.) // СПС КонсультантПлюс
  3. Постановление Правительства РФ от 20.11.2001 № 805 (ред. от 06.02.2004) «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002–2006 годы» // СПС КонсультантПлюс
  4. Постановление Правительства РФ от 21.09.2006 № 583 (ред. от 01.11.2012) «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007–2012 годы» // СПС КонсультантПлюс
  5. Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 № 1406 (ред. от 15.07.2024) «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы» // СПС КонсультантПлюс
  6. Указ Президента РФ от 28.06.1993 № 966 (ред. от 22.03.2005) «О Концепции правовой информатизации России» // СПС КонсультантПлюс
  7. Указ Президента РФ № 474 от 21.07.2020 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 г».
  8. Федеральный закон от 23.06.2016 № 220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» // СПС КонсультантПлюс
  9. ФЦП: Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы» [Электронный ресурс] // https://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2024 (дата обращения: 08.12.2024)


Задать вопрос