Социальное обеспечение военнослужащих и членов их семей в РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (549) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 12.12.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Брух, Р. А. Социальное обеспечение военнослужащих и членов их семей в РФ / Р. А. Брух. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 50 (549). — URL: https://moluch.ru/archive/549/120426/ (дата обращения: 19.12.2024).



В настоящее время российский законодатель уделяет пристальное внимание социальным гарантиям военнослужащих и членов их семей ввиду сложившейся непростой геополитической ситуации, агрессивных действий некоторых государств по отношению к России и в связи с проведением специальной военной операции. Ряд специализированных гарантий получил правовое закрепление в федеральном законодательстве, в том числе, регулирующем статус военнослужащих (№ 76-ФЗ), ветеранов (№ 5-ФЗ), обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих (№ 52-ФЗ).

Одной из гарантий является увеличенный размер страховых выплат в случае, когда военнослужащий был травмирован или ранен. Так, например, если гражданин во время своей службы получил I группу инвалидности, то размер выплаты составит один миллион пятьсот тысяч рублей. Конкретный размер выплаты, порядок исчисления и необходимые документы, подтверждающие факт причинения вреда здоровью, регламентированы ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих…». Вместе с тем, реализация указанного инструмента социальной поддержки сопровождается рядом проблем.

В случае наступления смерти гражданина, в том числе на протяжении года после увольнения, но обязательно при наличии причинно-следственной связи гибели с полученной военной травмой, компенсация составит пять миллионов рублей. [1] В случае получения ранения, гражданину должна быть выплачена сумма в размере трех миллионов рублей.

Необходимо сказать, что в настоящее время участники специальной операции по статусу приравнены к ветеранам боевых действий, что следует из изменений, внесенных в ФЗ «О ветеранах» и это еще более подчеркивает их потребность в должном уровне социальной защищенности. Исходя из ст. 16 Закона о ветеранах, военнослужащие имеют следующие права: увеличенный размер пенсии на 32 %; жилое помещение при наличии потребности, в том числе с привлечением ипотечных средств; компенсация расходов за пользование жилым помещением — 50 %; внеочередное оказание медицинской помощи; использование ежегодного отпуска в приоритетное время; профессиональное образование за счет финансовых средств работодателя и т. д. Поскольку правовое регулирование вопросов социального обеспечения находится в совместном ведении, то органы власти в каждом субъекте Российской Федерации вправе самостоятельно расширить перечень льгот исходя из размера бюджета, например, предусмотрев бесплатный проезд в транспорте. В Ставропольском крае согласно Решению Ставропольской городской Думы, установлена ежемесячная выплата участникам операции в размере 1175,48 рублей.

В целом, к перечню гарантий военнослужащих относятся: страховые выплаты при травмировании; президентские выплаты в случае наступления смерти или ранения; увеличенный размер пенсионных выплат; предоставление жилых помещений; медицинская помощь; налоговые льготы в виде уменьшения налоговый базы и освобождения от одного налога. Дополнительные социальные меры действуют в отношении участников операции и их семей: единовременные выплаты при заключении контракта; кредитные каникулы; трудовые гарантии; освобождение от НДФЛ и т. д. [2]

Итак, на основании изложенного, можно утверждать о существовании внушительного перечня гарантий социального обеспечения. Однако, в действительности не все перечисленные меры удается реализовать.

Так, наибольшими сложностями отличается получение членами семьи компенсации, предусмотренной Указом Президента РФ № 98, так как одним из документов, который необходимо предоставить претендентам на выплату, является свидетельство о смерти. Однако, все чаще правоприменители сталкиваются с фактами неполучения свидетельства родными в связи с невозможностью определить местонахождения тела погибшего. В итоге, родственники вынуждены обращаться за судебной защитой для признания гражданина умершим. Кроме того, требуются дополнительные финансовые и временные затраты, поскольку гражданское законодательство обязывает соблюсти двухлетний период, но не с момента пропажи гражданина, а после завершения военных действий.

Буквально только в прошлом году был разрешен вопрос о беззаявительном характере получения выплат по Указу № 98 при наличии ранения. До 2023 года гражданину следовало обратиться с заявлением, но, на наш взгляд, очевидно, что военный может получить серьезное физическое увечье, препятствующее написанию. И наконец, законодатель подтвердил наличие проблемы в реализации права на выплату. Теперь, после получения пострадавшим увечья, медицинское учреждение, в котором военнослужащий находится, составляет справку и вносит ее в базу данных, указанные сведения являются основанием для начисления выплаты.

Особой проблемностью отличается вопрос получения страховых выплат наследниками военнослужащего, если право на их получение гражданин получил еще при жизни, но не успел реализовать. Представители юридического сообщества единогласны во мнении, что такие выплаты следует признать начисленными, и они должны войти в состав наследственной массы. К сожалению, в отличие от беззаявительного характера для получения выплаты по Указу № 98, порядок получения страховых выплаты не претерпел идентичных корректировок и по-прежнему требуется обращение застрахованного лица.

С. С. Красиков, проанализировав действующие законы и подзаконные акты, приходит к выводу, что наследники военнослужащего вправе претендовать на получение страховых выплат, только после направления заявления и предъявления свидетельства о праве на наследство, причем, руководствуясь положениями гражданского законодательства. Из этого следует, что в состав наследства входят только те блага, на которые наследодатель имел безусловное право. [3] Другими словами, наследники могут получить только те выплаты, которые уже принадлежали военнослужащему или в отношении них возникло безусловное право. Требовать признание права или восстановления в правах погибшего не представляется возможным.

В качестве примера можно привести наследование членами семьи погибшего военнослужащего ежемесячного денежного довольствия. В соответствии с решением суда денежные средства были начислены за период службы, но не были выплачены из-за гибели. Суд признал законность требований родителей погибшего о выплате им компенсации вместо отдыха, поскольку начисление происходит ежедневно, а выплата осуществляется ежемесячно. [4]

Вместе с тем, возникает вопрос почему бы не распространить эти положения на реализацию наследниками страховых выплат? Представляется, что если суммы выплаты связаны с ранением, то они подлежат начислению, так как выплата не была произведена лично военнослужащему, то следует включить ее в состав наследственной массы. Однако, судебная практика сложилась положительная. Суды полагают, что такого рода выплата тесно связана с личностью и ее начисление происходит не в момент возникновения обстоятельств, являющихся основанием выплаты, а после подачи заявления военнослужащим. В тоже время, следует обозначить, что получение выплаты является правом для военного, но обязанностью для государственного механизма. Таким образом, складывается ситуация, что если военнослужащий при жизни направил заявление о получении страховых выплат, но не успел получить их, то наследники вправе претендовать на денежные суммы, при этом, если заявление не было подано, то компенсации считаются не начисленными.

На основании изложенного, полагаем, что несмотря на правовое закрепление различного характера инструментов социальной поддержки военнослужащих, уровень реализации перечисленных мер недостаточно высок. Военнослужащие и члены их семей сталкиваются с пробелами и противоречием правовых норм. В связи с чем, полагаем, что для усовершенствования порядка получения страховых выплат необходимо на них распространить беззаявительный характер по аналогии с выплатами по Указу № 98.

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 05.03.2022 г. № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим».. // [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru. — (Дата обращения: 29.11.2024).
  2. Медведев, А. В. Направления социальной защиты военнослужащих и членов семей участников боевых действий в условиях проведения специальной операции // Обеспечение экономической безопасности России в современных условиях. Сборник научных трудов Всероссийской научной конференции. — 2022. — С. 103.
  3. Красиков, С. С. О некоторых вопросах производства компенсационных выплат военнослужащим и членам их семей в случае получения ранения (контузии, травмы, увечья) или гибели (смерти) в связи с выполнением задач специальной военной операции // [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru. — (Дата обращения: 29.11.2024).
  4. Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 5 апреля 2017 г. по делу № 33–10346/2017 // [Электронный ресурс]. — URL: https://oblsud--mo.sudrf.ru/. — (Дата обращения: 29.11.2024).


Задать вопрос