Проблема адаптации детей-мигрантов актуальна в настоящее время во многих странах. Для современного российского общества проблема миграции и адаптации мигрантов является одной из самых важных научных и прикладных проблем, к которой приковано внимание ученых и практиков различных направлений. Еще более усложняется процесс адаптации у детей-мигрантов, поступивших в российскую школу. В статье подчеркивается роль образовательных организаций в успешной адаптации детей-мигрантов к обучению в школе, отмечена роль учителя начальных классов в данном процессе.
Ключевые слова: адаптация, образовательный процесс, дети-мигранты, социально-педагогическое сопровождение, младшие школьники, толерантность .
Тема адаптации мигрантов остается актуальной уже многие годы. Сегодня наша страна, как и многие другие, переживает миграцию населения. Российская Федерация уже много лет остается активным участником миграционных потоков. В соответствии с Концепцией демографической политики РФ на период до 2025 г., утвержденной Указом Президента РФ от 09.10.2007 г. № 1351, до 2025 г. планируется обеспечение миграционного прироста более 300 тысяч человек каждый год. Предполагается при таком приросте населения достичь численности в 145 млн. человек [3]. На данные момент идет сокращение числа коренного населения. Все это говорит о важности изучения адаптационных проблем мигрантов и путей их решения.
Мигранты, как правило, приезжают с семьями на длительный срок или для постоянного пребывания на территории России. В соответствии с Конституцией РФ, а также Законом об образовании гарантируются права на получение образования. [1; 2]. Дети-мигрантов в нашей стране должны воспитываться людьми полезными обществу, способными к сотрудничеству, ответственными и мобильными [16].
Несмотря на усиленный рост миграции, сейчас в школах преобладает число русских детей, с родным русским языком обучения. В связи с преобладанием местного населения, возникает неоднородность, что может обострять проблему межнациональных отношений. Е. В. Бондаревская описывает ряд проблем, с которыми сталкиваются дети-мигранты в период адаптации к школе. Возникают проблемы в общении со сверстниками и учителями, могут возникать конфликты на тему культурных и религиозных отличий. Такие дети могут быть подвержены явлению мигрантофобии [7].
Из-за новой среды обучения, нового коллектива, с отличительными нормами поведения и культуры, у ребенка, нередко, возникает замкнутость, неуверенность в себе и своих силах, страх выстраивать коммуникации. Возникновение приведенных проблем связано с отделением ребенка из семьи мигранта от окружения, с привязанностью к традициям и культурным особенностям своего родного народа и нежелания усваивать образцы поведения новой для них страны. Желание влиться в коллектив класса, отказаться от родного языка в пользу русскому, забыть уже не такие нужные в новых обстоятельствах традиций, и в конце концов стать таким же как все одноклассники, приводит к потере этноидентичности, самоопределению среди других этносов.
Влияние информации в современном мире очень велико и зачастую опасно. Информация негативно воздействует на формирование и деформацию установок, ценностей и поведения. Младший школьник не способен критически оценивать национальные принадлежности, негативные стереотипы отсутствуют. В следствии того, что у детей развито сенситивное, чувственное восприятие к любым установкам, значит в этом возрасте могут сформироваться, как толерантность, так и ксенофобия, если не вмешаться в развитие личности ребенка. Отсутствие работы по воспитанию толерантности приводит к обострению межэтнических конфликтов. И. С. Сухоруков пишет об этом, показывая, как восприятие разных детей («своих» и «чужих») вызывает напряженность и приводит к конфликтам [24; 25]. Воспитание готовности к сотрудничеству и взаимодействию — это одно из направлений социально-педагогической работы. Это является лучшим способом предупреждения формирования и закрепления отрицательных стереотипов, в том числе этнических [13]. М. В. Дюжакова утверждает, что «младшие школьники наиболее восприимчивы к формированию позитивных установок в отношении людей других национальностей» [11]. Если вовремя не вмешаться в процесс формирования личности, то негативные установки могут укорениться в сознании ребенка [10]. Целью педагогики в данном направлении является воспитание «человека культуры мира» [22].
Усложняет вхождение детей-мигрантов в новое социальное окружение незнание русского языка, низкий уровень подготовки к школе или ее отсутствие, в следствии чего неуспеваемость, педагогическая запущенность, эмоциональная несформированность, низкая мотивация. В связи с чем, дети плохо учатся, а это, в свою очередь, снижает их самооценку, а затем и статус среди одноклассников. Такие дети начитают самоутверждаться за счёт отрицательных форм поведения, что может привести к стойкой дезадаптации.
Связывают решение данной задачи педагогическими средствами в процессе воспитания культуры межнационального взаимодействия [13]. Проблема адаптации во многом связана с толерантностью. Как утверждает П. В. Степанов, проблема толерантности заключается не столько в незнании культур, а в проявлении эгоистичных установок в их отношении [23].
Окружающие ребенка взрослые как раз и формируют толерантность и установки у детей. Протекание адаптации во многом зависит от степени влияния на них взрослых. Влияет и частота контактов, и эмоциональная связь. В случаи, если у ребенка наиболее налажена связь с родителями или другими членами семьи, то ведущее место здесь занимает эмоциональный контакт. Именно в семье ребенок учится сострадать, переживать, чувствовать единство и так далее. Если же у ребенка налажен постоянный контакт с учителем, то в этом случае повышается информативное общение, которое является частью педагогического общения [26]. Взаимодействие педагогов и родителей обеспечат появление у детей положительного эмоционального фона для проявления доброжелательности, толерантности и понимания.
Сопровождение ребенка из семьи мигранта учителем должно быть нацелено на индивидуальные особенности. Также, как пишет Т. Д. Шапошникова, «в этот период следует соблюдать принципы активной жизнедеятельности и субъективности, согласно которым социализация эффективна при условии активности ребёнка как субъекта деятельности» [Там же, С. 89]. Это ориентирует людей, участвующих в социализации ребенка, на развитие у учащегося мотивации и умения познавать новую среду обитания, общество, культуру, решение собственных проблем, актуализацию собственной роли в коллективе.
Учителя, которые работают со школьниками-мигрантами должны понимать важность повышения своего уровня межкультурных компетенций. Так как успешное формирование различных компетенций у данных учащихся должно быть, как утверждает Т. Г. Бортникова, «основано на обязательном учете культурологической составляющей их фоновых знаний» [8].
Адаптация требует в первую очередь разработки комплекса психолого-педагогических мер, для обеспечения социального развития детей-мигрантов, адаптации их в социуме, смягчение и устранение конфликтов, развитие самостоятельности, коммуникабельности, терпимости и толерантности. Велика здесь роль учителя. Каков его стиль преподавания, руководства, какие у него есть принципы в общении с учащимися и их родителями, проявляет ли он толерантность и может ли создать толерантную обстановку в классном коллективе, также важно, чтобы учитель осознавал уникальность и ценность каждого ученика. Учитель должен анализировать культурные особенности и «необычность» каждого ученика. То, что педагог воспринимает как неуважительно отношение, может оказаться культурной особенностью.
Комплексный подход, как утверждают исследователи, должен начинаться с исследования и диагностики личности ребенка. Должны быть проанализированы эмоциональные составляющие, менталитет, сильные стороны личности и так далее. Следующим шагом становится обучение школьника-мигранта навыкам поведения и общения в новой среде. Как отмечает Е. Ю. Захарченко, работа должна проходить на основе межкультурного диалога, учета культурных особенностей детей-мигрантов и так далее. Первостепенной целью должно стать развитие коммуникативных навыков [12].
По словам руководителя Федерального агентства по делам национальностей И. В. Баринова «напряжение возникает из-за низкой этнокультурной грамотности обеих сторон» [4]. По его словам, проблема состоит в отсутствии этнокультурного образования в российских школах. И. В. Баринов предлагает гуманитарное образование, в рамках которого происходит формирование мировоззрения, ценностей и жизненных позиций учеников.
А. Г. Абсалямова утверждает, что: «мы должны воспитывать в подрастающем поколении потребность и готовность к конструктивному взаимодействию с людьми и группами независимо от их национальной, религиозной и социальной принадлежности, системы мышления и поведения» [5]. Это главная задача по сохранению единства и согласия в стране.
Часто бывает, что деятельность учителя проходит без масштабных социально-психологических изменений. Необходима не только компетентность педагога в данной сфере для создания комплексного подхода, но и особая система организации, которая обеспечит работу по адаптации детей-мигрантов.
По мнению М. Р. Битяновой, социально-педагогическое сопровождение понимается как «компонент процесса педагогической поддержки, который заключается в создании условий для успешной социальной адаптации, сопровождаемых на основе оказания упреждающей или актуальной необходимой социально-педагогической помощи, способствующей более успешной подготовке к организации самостоятельной жизнедеятельности» [6]. Сопровождение не подразумевает гиперопеки, а наоборот стимулирует активность адаптирующегося при возникновении трудностей, чтобы в последствии ребенок мог сам преодолевать подобные сложности.
Таким образом, социально-педагогическое сопровождение, то есть сопровождение ребенка педагогом, должно быть основано на сотрудничестве, а также на создании условий для самостоятельного освоения системы отношений с окружающими и с самим собой. При грамотном сопровождении ребенка-мигранта формируется его активность, самостоятельность, ответственность.
Основные задачи в работе с детьми-мигрантами в общеобразовательной школе сформулированы в работе Иохвидова В. В.:
«1)всецелое включение учащегося из семьи мигрантов в образовательный и воспитательный процесс;
2)адаптация социокультурной среды школы к мигрантам, другими словами, обеспечение инклюзивности;
3)создание условий для взаимодействия, межкультурного общения в классе и школе;
4)создание условий для проявления учащихся-мигрантов в общеобразовательном учреждении» [16].
Для того, чтобы решить задачи по работе с детьми из семей мигрантов педагог должен обладать следующими компетенциями:
— «Знание и понимание: основных культурных особенностей, специфику и проблематику адаптации детей-мигрантов к школе.
— Умение: принимать значимость этнокультурного фактора при оценивании успеваемости и адаптированности; составлять план психолого-педагогического сопровождения с учетом особенностей ребенка и его семьи; подстраивать формы и методы обучения под потребности детей с этнокультурными отличиями.
— Владение: приемами оценивания компетентности педагога в межкультурной сфере; диагностиками для определения уровня культурной включенности ребенка; методиками и приемами коррекционной и развивающей работы с детьми-мигрантами» [18].
Е. А. Омельченко утверждает, что для избежания межэтнических конфликтов в классном коллективе «важно улучшать образовательные возможности детей из семей мигрантов, сосредоточиться на противодействии дискриминации (как институциональной, так и со стороны учителей), на совершенствовании содержания учебных программ, на подготовке педагогов, на эмоциональной и материальной поддержке учителей, на развитии программ и методик изучения русского языка» [19], развитие межкультурной компетентности российских учителей [20].
Одним из основных принципов работы с детьми мигрантов является принцип равноценности культур. Учебное заведение, в рамках поликультурного воспитания, должно помочь детям пережить свои личностные различия, помочь взаимодействовать путем диалога и сотрудничества без конфликтных ситуаций. Важно донести до школьников мысль о том, что нет плохих наций и культур, не может одна культура считаться хорошей, а другая плохой. Все культуры значимы для человечества, их нужно уважать и почитать.
В своих трудах М. И. Рожкова определяет важные этапы социально-педагогического сопровождения: диагностико-прогнозный (диагностируется уровень адаптации, перспективы поведения и выявление трудностей), рефлексивный (происходит формирование самооценки, выявляются проблемы и трудности, определяются их причины), проектировочный (направлен на построение плана по решению трудностей), проблемно-деятельностный (реализуется сопровождение ребенка), заключительный или результативно-оценочный (характеризуется подведением итогов, анализом эффективности) [21].
Работа по сопровождению детей-мигрантов может осуществляться на нескольких уровнях:
— Индивидуальный уровень предполагает беседу с ребёнком и его родителями. Индивидуальная работа подразумевает взаимодействие с другими специалистами, такими как психолог, логопед.
— Групповой уровень характеризуется работой с группами детей, поделенными по возрасту. В таком случае проводятся тестирования на исследование адаптационных процессов, психологические игры, тренинги, мастер-классы и так далее. Взаимодействие детей-мигрантов в коллективе группы способствует повышению самооценки, коммуникабельности. Можно проводить мастер-классы, беседы, круглые столы, дискуссии, тренинги [22]. На занятиях по внеурочной деятельности можно организовать игровую деятельность. Например, «Наше интернациональное кафе», «Моя многокультурная семья». Участвуя в игре «Наше интернациональное кафе», школьники получают навыки коммуникации с людьми, отличающимися от них своими вкусами.
— На классном уровне основной целью должно являться принятие ребенка из семьи мигрантов его классом, а также классным руководителем, так как в этом возрасте оценка учителя является важнейшим критерием оценивания. Здесь целесообразно проводить творческие работы, классные часы на тему равенства и толерантности, также можно проводить исследовательские работы. Например, на уроках окружающего мира по теме «Народы мира» можно организовать проектную деятельность. При презентации своих проектов дети могут принести традиционные символы, сувениры, также можно послушать музыку народов и многое другое.
— Педагогическая работа на школьном уровне предполагает проведение общешкольных мероприятий, таких как спортивные соревнования, день толерантности и так далее. Для налаживания диалога культур можно организовать «Фестиваль культур». На данном мероприятии можно показывать традиции и культурные особенности народов.
Проведение таких занятий должно создать толерантную среду, где дети, а потом они уже и взрослом возрасте, понимают отличия и принимают особенности других людей, понимают особенности общения и поведения представителей других культур.
Ещё одним условием успешной адаптации детей из семей мигрантов является использование народной педагогики. Народная педагогика — это совокупность опыта, средств и идей народного воспитания, сохранившихся в устном народном творчестве. С помощью использования фольклорных средств создается поликультурная среда, решаются задачи формирования этнической идентичности. И. П. Ильинская анализирует в своих трудах возможности применения народного творчества. Она выделяет возможность проявления общечеловеческих ценностей через народное искусство, утверждая, что «искусство является способом постижения морали» [14; 15]. Произведения устного народного творчества (сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки и др.) определяют нормы и правила поведения, взаимоотношения людей. Ансамбли, театры, фестивали и праздники позволяют создавать диалогичную поликультурную среду. Н. М. Лебедева считает, что погружение ребенка в культуру и традиции принимающего народа приводит ко взаимному обогащению культур, а также делает психику более устойчивой [17]. Народные игры развивают ловкость, смекалку, прививают уважение к правилам и традициям поведения. В младшем школьном возрасте, когда ведущей деятельностью еще остается игровая, особое место занимают народные игры. Игра не требует перевода, она доступна практически в любом возрасте. В игре ребенок погружается в культуру другого народа, что способствует проявлению эмоций, обогащению словарного запаса, повышению самооценки и формированию национальной идентичности.
Использование народной педагогики играет важную роль в адаптации детей-мигрантов. Во-первых, создается межэтническая толерантная среда, а во-вторых, происходит сохранение своих культурных ценностей, этнической принадлежности, гордость за свой народ, язык и культуру.
Социально-педагогическое сопровождение и применение методов народной педагогики позволяют создать условия для успешного прохождения адаптации ребенка из семьи мигрантов. Данные условия стимулируют мотивацию к учёбе, повышение самооценки, успехи в обучении, повышение коммуникабельности, а самое главное, они позволяют сочетать национальное и общечеловеческое воспитание.
Кажется, что создание безопасной среды бытия ребенка очевидно и не требует особого освещения, но именно безопасное пространство ребенка становится важным направлением социально-педагогической работы. В. Гукаленко и В. Н. Пустовойтов подчеркивают: «Социальная безопасность представляет собой состояние защищенности личности, социальной группы или общности от угроз нарушения их жизненно важных интересов, социальных прав и свобод, среди которых право на жизнь, право на труд и его справедливую оплату, на бесплатное образование, охрану здоровья и медицинского обслуживания, право на достойный отдых, а также на гарантированную социальную защиту и социальное обслуживание со стороны государства» [9]. Авторы формулируют задачи безопасной среды для детей как «формирование у детей и молодежи системы ценностей, связанной с особенностями социокультурного развития России и мира; оказание помощи молодежи и детям в овладении способами и навыками социокультурной адаптации и межкультурной коммуникации; поддержание процесса формирования у детей и молодежи ясного представления о них самих, смысле их существования, проблемах человека и человечества; выявление готовности молодых людей противостоять проявлениям антикультуры; проектирование моделей и программ оптимизации подготовки педагогов к осуществлению социально-педагогической безопасности детей и молодежи» [Там же, С. 29].
Важными педагогическими ресурсами, обеспечивающими успешную адаптацию детей-мигрантов в начальной школе, являются: социально-педагогическое сопровождение, индивидуального и группового уровня, использование воспитательного потенциала народной педагогики, с целью создания позитивного настроения в образовательной среде, создание безопасной среды и одинакового восприятия разных этносов.
Таким образом, адаптация детей к школе, независимо от их статуса, представляет собой многогранный процесс, требующий скоординированных усилий всех его участников и наличия необходимых ресурсов.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ, от 06.10.2022) // Текст Конституции, включающий новые субъекты Российской Федерации — Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская область и Херсонская область, приведен в соответствии с официальной публикацией на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), (Дата обращения: 20.10.2024)
- Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 (с изм. и доп., вступившими в силу с 1 июня 2021 г.) [принят Гос. думой 21 декабря 2012 г.: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.] // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (дата обращения: 03.11.2024).
- Указ Президента РФ от 09.10.2007 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»// Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2007. — N 42, ст. 5009.
- Глава ФАДН России: прививку от национализма нужно делать еще в детском саду. 12.09.2018 // ТАСС: [сайт]. URL: www.tass.ru/vef-2018/articles/5554565 (дата обращения: 06.12.2024).
- Абсалямова А. Г. Интеграция детей-мигрантов в российское образовательное пространство // Вестник ВЭГУ. 2015. № 5(79). С. 5–13.
- Битянова, М. Р. Психолог в школе: содержание и организация работы / М. Р. Битянова. — М.: Совершенство, 2000. — 234 с.
- Бондаревская Е. В., Кульневич C. B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания./ Е. В. Бондаревская. — М.: Ростов н/Д, 1999. — 560 с.
- Бортникова Т. Г., Долженкова М. И. Формирование навыков ведения эффективной межкультурной коммуникации студентов вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2019. Т. 24. № 179. с. 108
- Гукаленко О. В., Пустовойтов В. Н. Безопасность детей и молодежи в поликультурном образовательном пространстве России: проблемы и перспективы//Вестник Бурятского государственного университета. 2017. № 7. С. 25–33.
- Дудко С. А. Образовательная политика в контексте миграционных процессов // Высшее образование в России. 2010. № 2. С. 39–46.
- Дюжакова М. В. Педагогическая поддержка детей-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2012. № 1. С. 64–68.
- Захарченко Е. Ю. Дети-мигранты в атмосфере современной российской школы // Педагогика. 2002. № 9. С. 47–53.
- Иванова Г. П. Проблема адаптации детей-мигрантов в образовательном учреждении: результаты теоретического и эмпирического исследования / Г. П. Иванова, М. Ю. Стецевич, Н. Н. Ширкова // Социальные отношения. 2018. № 2 (25). С. 106–115.
- Ильинская И. П. Поликультурное воспитание младших школьников средствами народной художественной культуры в эпоху цифровизации образования // Этнокультурные феномены в образовательном процессе: сб. ст. Чебоксары, 2020. С. 91–97.
- Ильинская И. П. Психологические основы формирования поликультурной компетентности педагога: возможности средового подхода // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты: сб. ст. Ереван, 2020а. С. 292–301.
- Иохвидов, В. В. Особенности учебно-воспитательной работы в начальной школе с детьми-мигрантами / В. В. Иохвидов, А. В. Ляхов, Н. А. Козлова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2020. — Т. 9, № 1(30). — С. 174–177.
- Лебедева, Н. М. Кросскультурный анализ социально-психологических факторов этнической толерантности и типичные стратегии межгруппового взаимодействия в поликультурных регионах России / Н. М. Лебедева // Этническая толерантность в поликультурных регионах России. — М.: Изд-во РУДН, 2002. — 410 с.
- Миронова Т. А. Психологическое сопровождение процесса адаптации детей-мигрантов к школе / Т. А. Миронова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 4 (84). — С. 659–662.
- Омельченко Е. А. Дети из семей мигрантов в Рязанской и Калужской областях: проблемы интеграции в российское общество //Вестник Чувашского университета. 2021. № 2. С. 142–157. DOI: 10.47026/1810–1909–2021–2-142–157.
- Омельченко Е. А. Образование в современном поликультурном мире и задачи развития межкультурной компетентности учителя // Человеческий капитал. 2019. № 4 (124). С. 16–23.
- Рожков М. И. Социально-педагогическое сопровождение: концептуальное осмысление процесса / М. И. Рожков // Психология и педагогика социального воспитания: мат-лы науч.-практ. конф., посвященной 70-летию со дня рождения А. Н. Лутошкина; Кострома, 14–16 марта. 2005 г. — Кострома: КГУ, 2005. — С. 147–151.
- Рышкова Л. М. Основные направления социально-педагогической деятельности в условиях поликультурной образовательной среды // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 4 (60).
- Степанов П. В. Развитие школы как воспитательной системы. [Текст] / Степанов П. В. — М.: Центр «Педагогический поиск» — 2009.
- Сухоруков И. С. Информационная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростка: психологические механизмы преодоления дезориентирующих влияний информационной среды // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2020. С. 292–299.
- Сухоруков И. С. Проблемы подготовки будущих педагогов-психологов к процессу формирования этнокультурной идентичности подростков и молодёжи // Инновации и качество профессионального образования / под ред Р. С. Сафина, И. Э. Вильданова. Казань: Школа, 2021. С. 136–140.
- Шапошникова, Т. Д. К проблеме адаптации детей из семей мигрантов в современном социокультурном пространстве / Т. Д. Шапошникова // — 2012. — № 5. — С. 87–91. — EDN RCOSTJ.