В статье рассмотрены гарантии осуществления конституционного права на свободу и личную неприкосновенность. Государство и все его органы обязаны создавать человеку благоприятные условия для реализации им своего конституционного права на свободу и личную неприкосновенность. Для обеспечения этого права важным является нормативно-правовое регулирование, а именно наличие четкой нормативной базы, закрепляющей гарантии обеспечения рассматриваемого права.
Ключевые слова: право на свободу и личную неприкосновенность, Конституция, закон, правовые гарантии.
Актуальность изучения выбранной темы предопределена тем, что существует множество проблем, касающихся прав и свобод человека и гражданина, которые в науке подразделяются на личные, политические, экономические, культурные и иные. Содержание этих прав определяется уровнем политического, экономического, социального и правового развития государства. В правовом государстве особое место занимает право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность.
Часть 1 статьи 22 Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность» [1]. Такое же данное право закреплено международным сообществом в статье 3 Всеобщей декларации прав человека [2], статье 9 Международного пакта о гражданских и политических правах [3], статье 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод [4] и других общепризнанных международно-правовых документах.
Основное назначение личных прав заключается в том, чтобы гарантировать человеческую жизнь и обеспечить защиту от всяких форм насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения; индивидуализировать гражданина, создать ему условия личной неприкосновенности и невмешательства в частную и семейную жизнь; гарантировать индивидуальную свободу, возможность беспрепятственного выбора различных вариантов поведения в сфере национальных, нравственных, религиозных и иных отношений, где индивид выступает как биосоциальное существо [5, с. 501].
Однако проблема обеспечения конституционного права на свободу и личную неприкосновенность человека многообразна и сложна. Главным его аспектом является реализация этого права в полном объеме. Указанная конституционная гарантия принадлежит каждому человеку, учитывая ее природу, и распространяется на всех людей одинаково. Обязанность по обеспечению рассматриваемого права возложена на государство. Социальная природа права на свободу и личную неприкосновенность характеризуется тем, что оно реализуется в отношениях между человеком и государством. Пока человек не совершил противоправного деяния, его право на свободу и личную неприкосновенность не может быть никем ограничено без законных оснований.
Обеспечение физической неприкосновенности личности, отмечает О. М. Сенин, «предполагает создание достаточных гарантий от каких-либо посягательств на ее жизнь, здоровье, половую неприкосновенность, свободу физической активности как со стороны государства в лице его органов и должностных лиц, так и со стороны отдельных людей. Обеспечение морально-духовной неприкосновенности охватывает комплекс мер, направленных на защиту от посягательств на нравственное и психическое здоровье личности, интеллектуальную и волевую сферу сознания человека» [6, с. 151].
Личная неприкосновенность — это прежде всего комплексный институт, который проявляется в том, что связывает гражданина с государством, государственными органами и гражданами самого государства в рамках правовых отношений. Рассматривая данное право в более глубоком аспекте, некоторые ученые полагают, рассматривая ее в более узком плане как свободу от произвольного ареста. Напротив, другие авторы считают данный институт более весомым и комплексным, с чем мы и соглашаемся. По их мнению, личная неприкосновенность — это право каждого гражданина на государственную охрану и защиту от преступных посягательств жизни, здоровья, свободы, чести и достоинства.
Неприкосновенность личности не надо понимать как абсолютно вольное поведение без ограничивающих элементов, существует определенный уровень личной свободы и носит относительный характер. Все проявления свободы личности должны соблюдаться в полной мере только при условии правомерного поведения. В обратном случае это влечет за собой привлечение данного лица к юридической ответственности, что уже будет главным субъективным условием ограничением личной неприкосновенности [7, с. 139].
Стоит признать, что суд представляет собой мощный гарант неприкосновенности личности. И не только в качестве гаранта правосудия, но и в качестве гаранта прав и свобод человека, неотъемлемых по своей сущности и неотчуждаемых, принадлежащих каждому независимо ни от каких условий. Прежде всего, суд абсолютно объективен во всех своих решениях, не принимает стороны обвинения и защиты. Также прозрачности в данный институт добавляет возможность пересмотра судебного решения в апелляционном, кассационном или надзорном порядке согласно закону.
Ограничение права неприкосновенности личности возможно в следующих случаях: в порядке и на основаниях, закрепленных в законе, органами, на законных основаниях обладающими соответствующей компетенцией и только в отношении тех лиц, которые установлены законом. А учитывая цель наказания, необходимо помнить, что лицо, лишенное свободы, должно отбывать наказание, и ни в коем случае не подвергаться унижениям и насилию.
Лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, согласно законодательству не может быть подвергнуто наказанию и лишению свободы, если иное не предусмотрено законом. Примером может послужить проведение судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, но на это должно быть основание решения суда. Вне зависимости от процессуальных элементов, суд всегда должен основываться на неотъемлемых правах и свобод личности.
Необходимо отметить, что у органов государственной власти зачастую возникают трудности при защите права на свободу и личную неприкосновенность в силу того, что у названного понятия отсутствует легальная дефиниция. Как правило, данное право рассматривается в качестве совокупности индивидуальных прав, не раскрывающих их суть и ограниченной жесткими отраслевыми рамками. Полагаем, что такой подход не дает полноценного представления об объекте исследования и препятствует поиску путей совершенствования российского законодательства в этой области [8, с. 98].
Ограничение личной неприкосновенности человека осуществляется посредством применения мер государственно-правового принуждения, т. е. мер юридической ответственности, установленных в интересах общества. В сфере права такое ограничение формализовано и реализуется посредством юридических процедур, однако лишь в отношении тех лиц, которые совершили преступления, а именно посягнули на конституционные права и свободы других членов общества.
Следует отметить, что Конституция Российской Федерации гарантирует обеспечение права на свободу и личную неприкосновенность «каждому». Это дает основания полагать, что гарантии этой статьи распространяются на любые случаи лишения свободы, независимо от того, как это лишение свободы классифицируется законодательством или практикой.
Подводя итог необходимо отметить, что право на свободу и личную неприкосновенность соотносится с основными, жизненно важными правами и занимает особое место в системе естественных и неотъемлемых прав человека. Уровень гарантированности и обеспечения защиты права на свободу и личную неприкосновенность является показателем демократизации общества и является важной составляющей становления правовой государственности.
Литература:
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 5.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ, от 04.10.2022 г. № 8-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 дек. (№ 237); 2022.6 октября. № 226. — Ст. 22;
- Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. № 67. 05.04.1995.– Ст. 78;
- Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости Верховного Совета СССР. 28.04.1976. № 17.– Ст. 31;
- Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Заключена в г. Риме 04 ноября 1950 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 2. — Ст. 163;
- Глушков В. С., Габдрахманов Ф. В. Право и суд в контексте истории и современности / под общ. ред. О. В. Глушковой. Йошкар-Ола: ООО «Стринг», 2008. — С. 720;
- Сенин О. М. Конституционное право на свободу и личную неприкосновенность: Дис... канд. юрид. наук. М.: Московский университет МВД России, 2009. — С. 181;
- Морозов А. П. Личная неприкосновенность в Российской Федерации: конституционный аспект // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2014. — № 4;
- Мецгер А. А. О гарантиях права на свободу и личную неприкосновенность в Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. — 2019. — № 4.