Проблема ранней профориентации личности, начиная с детского возраста, является актуальной в современном обществе, поскольку имеет социальную значимость для поступательного развития общества, его высоких достижений в различных сферах деятельности.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники нашего учреждения формируют у детей гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира.
В 2022 году в ДОУ была разработана «дорожная карта» по созданию единой социокультурной среды, направленной на формирование основ ранней профориентации детей дошкольного возраста, сроком с октября 2022 года по май 2023.
За это время нами был реализован институциональный проект, который внесен в «Программу развития» нашего ДОУ в период с 2022 года по 2025 года «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста «Взросляндия».
Реализация плана мероприятий, направленных на раннюю профориентацию началась в нашем учреждении со знакомства дошкольников с миром профессий, актуальных для российской экономики, а также нашего региона. В рамках данного проекта в группах ДОО и в холлах были пересмотрены центры активности и созданы новые центры.
Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети из сказки, общения с взрослыми, игры узнают о разных профессиях. Для того чтобы дети осознанно сделали выбор во взрослой жизни, мы знакомим их с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения — профессии родителей, социальное окружение.
В рамках реализации институциального проекта «Взросляндия» в холле детского сада была создана развивающая образовательная зона, в которой дети знакомятся с основными категориями «Человек-профессия», которые включены в «Атлас профессий»: профессиями настоящего и будущего. Также в рамках данного проекта в каждой возрастной группе были созданы центры ранней профориентации, которые включают в себя боксы профессий и атрибутику к ним. На данный момент в детском саду создано более 20 боксов для знакомства с различными профессиями.
Ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! В центре «Игра в жизнь» дети могут почувствовать себя настоящим врачом или пациентом, продавцом и покупателем, сотрудником «Сбербанка», а также другими специалистами, которые знакомы детям с младшего возраста! Центр также позволяет исследовать профессию. Поставив перед ребенком цель, проблему, использовав атрибутику — мы можем погрузить ребенка в данную профессию. Данный центр имеет шесть различных вариаций игры и с помощью педагога может легко менять тему игры или изучения профессии.
Благодаря созданному педагогами фотоальбому «Профессии родителей» ребята могут увидеть фото своих родителей, а с помощью педагога перейти по QR-коду и тогда мама или папа «оживет» и расскажет о своей профессии и даже проведет «Виртуальную экскурсию» по своему месту работы. Данные видеоролики размещены на ютуб-канале детского сада в разделе «Профессии родителей» — ранняя профориентация в детском саду» и на данный момент включает в себя более 30 «Виртуальных экскурсий». Интересные рассказы взрослых, взаимные вопросы, обмен впечатлениями, возможность наглядно увидеть рабочее место, настоящие инструменты, специализированную технику оставляют в сердцах ребят незабываемые знания и эмоции. Педагоги уже могут заметить у некоторых детей наличие устойчивого интереса к тому или иному профессиональному процессу, виду деятельности, атрибутам. В каждой возрастной группе нашего ДОО создан такой фотоальбом в той вариации, которая наиболее актуальна в данном возрасте. Во второй младшей группе такой альбом включает себя фото родителя (законного представителя), краткую информацию о его месте работе и должности, а также наглядные пиктограммы для детей, для того, чтобы было понимание какая профессия ассоциируется с каким предметом.
В рамках реализации доброжелательной технологии «Гость группы» родители рассказывают о своих трудовых буднях, делятся с детьми интересными фактами, проводят мастер-классы, квесты и игры совместно с педагогами. Внедрение данной технологии помогает решать важные задачи социализации детей, развития их познавательной активности, формирования социально-нравственных чувств: уважения к труду взрослых, гордость за профессию своих родителей. Такие встречи приносят много положительных эмоций, позволяют познакомить детей с разнообразными видами профессиональной деятельности взрослых, их увлечениями, вносят в жизнь воспитанников радость от общения, а также прививают детям определенные социокультурные ценности.
Сотрудничество такого рода оказывает положительное влияние на образовательный, воспитательный и развивающий процесс в целом, а также на всех участников образовательных отношений. В рамках недели профессий в ДОО был проведен «Фестиваль профессий». Результатом данного фестиваля стало призовое место в муниципальном конкурсе методических материалов по реализации технологии ранней профориентации детей «Гость группы» в номинации «Очный формат».
Особым вниманием пользуются у воспитанников дошкольного возраста настольно-печатные игры, а также авторское нестандартное оборудование «Мир профессий», с помощью которого воспитанники могут выбрать персонажа, выполненного из фетра, для сюжетно-ролевой игры и почувствовать себя героем выбранной ребенком профессии.
Комплекс учебно-методических материалов «Мир профессий» имеет рецензию регионального уровня и используется на постоянной основе в группах компенсирующей направленности.
В формировании профориентации воспитанников важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо работать. Итогом усвоения прочитанных произведений являются театрализованные игры, в которых дети и актеры, и зрители. Такая нетрадиционная форма работы позволяет задействовать стеснительных, неуверенных в себе детей, раскрыть их потенциал.
В результате всей нашей деятельности, дети знают профессии своих родителей и сотрудников детского сада, могут рассказать, что делают родители на работе, в чем смысл их труда, какая польза от этого труда. Отражают представление о профессии в рисунках, играх, рассказах. Отвечают на вопрос, кем бы они хотели стать и почему.
Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует уних определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации.
Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.