Данная статья рассматривает важные аспекты и особенности проведения допросов несовершеннолетних лиц. Основное внимание уделяется вопросам конфиденциальности и безопасности в процессе допроса детей. Автор анализирует особенности тактики допроса в зависимости от возраста, уровня развития и психологического состояния несовершеннолетнего обвиняемого. Делается вывод о важности учета психологических особенностей несовершеннолетних для получения достоверных показаний и обеспечения справедливого судебного разбирательства. Статья подчеркивает необходимость соблюдения процедур и прав детей при проведении допросов, чтобы обеспечить справедливость и безопасность процесса.
Ключевые слова : несовершеннолетние, допрос, конфиденциальность, безопасность, психологическая безопасность, законные представители, процедуры, права детей, давление, справедливость.
This article examines important aspects and features of conducting interrogations of minors. The focus is on issues of confidentiality and security in the interrogation of children. The author analyzes the peculiarities of interrogation tactics depending on the age, level of development and psychological state of the minor accused. It is concluded that it is important to take into account the psychological characteristics of minors in order to obtain reliable testimony and ensure a fair trial. The article emphasizes the need to respect the procedures and rights of children during interrogations in order to ensure the fairness and safety of the process.
Keywords: minors, interrogation, confidentiality, security, psychological safety, legal representatives, procedures, children's rights, pressure, justice.
Расследование преступлений никогда не обходится без производства следственных действий. По мнению С. В. Зуева, следственные действия — это предусмотренные УПК РФ процессуальные действия, производство которых направлено на получение информации, необходимой для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию [5, с. 212].
Допрос — следственное действие, заключающееся в получении вербальной информации от лица, обладающего сведениями, имеющими отношение к уголовному делу. На сегодняшний день допрос — это одна из самых важных и весьма распространенных форм в следственных действиях.
Допрос несовершеннолетнего имеет свои тактические особенности с учетом возрастных, а также, психологических критериев и норм законодательства. Особо стоит выделить, что права несовершеннолетнего лица в Российской Федерации находятся под строгим контролем государства, их гарантом, прежде всего, выступает Конституция Российской Федерации [1] как основной закон страны. Достижение максимального результата при ведении и организации предварительного следствия по делам, в которых фигурирует несовершеннолетнее лицо, а также, в частности, тактики производства следственных действий, в той или иной степени зависит от того насколько следователь учитывает умственные, возрастные, а также психологические особенности своего подопечного. Безусловно, ключевым моментов в работе с несовершеннолетним, является установление психологической связи (контакта) с несовершеннолетним.
Допрос — это не просто процесс ответов на поставленные вопросы, поскольку стороны изначально имеют разный объем информации, но и установление психологического контакта между сотрудником правоохранительных органов и допрашиваемым. Проведение этого следственного мероприятия отличается от других рядом важных психологических особенностей.
Все особенности допроса данных лиц отражены в УПК РФ [2]. Следует заметить, что на допрос лица, которые не достигли совершеннолетнего возраста, и в первую очередь кому нет 14 лет, вызываются очень редко, в основном в том случае, если без тех показаний, которые даст несовершеннолетний обойтись никак нельзя. Ограничения, которые отражаются законодательством, вызваны рекомендациями психологов. Для данной категории допрашиваемых является характерным [4, с. 12]:
— наличие волнения, что усложняет диалог со следователем;
— эмоциональная возбудимость, которая влияет на правдивость;
— внушаемость, в результате чего под воздействием чужого влияния предоставляется неверная информация;
— малый опыт и объем знаний.
В законе не имеется конкретного минимального возраста, когда можно осуществлять допрос несовершеннолетнего как свидетеля. Следователь, сам проводит оценку того, насколько целесообразным является допрос несовершеннолетнего, принимая во внимание все обстоятельства происшествия.
Вопросы, которые задают на допросе несовершеннолетнему лицу, имеют определенные требования. Во-первых, следует принимать во внимание умственное развитие, образование несовершеннолетнего лица. Во-вторых, вопросы должны быть четкими, понятными, чтобы несовершеннолетнее лицо поняло суть вопроса. Также вопросы не должны быть закрытыми, т. е. их формулировка должна предполагать возможность развернутого ответа. Кроме того, формулировка вопроса должна исключать наличие в ней информации необходимой для ответа. Недопустимо использование наводящих вопросов, которые предполагают однозначный ответ. Вопросы должны быть простыми, краткими, исключительно по делу. Если вопрос сложный, лучше его разделять на простые конструкции. Использование тактических приемов при производстве допроса несовершеннолетних обвиняемых является важным инструментом для получения достоверной информации и обеспечения справедливости уголовного процесса. Необходимо учитывать психологические особенности несовершеннолетних, а также обеспечивать участие законного представителя и психолога в проведении допроса для обеспечения защиты прав и интересов несовершеннолетних участников уголовного процесса.
Для проведения успешного процесса допроса необходимым условием является четко обозначенная регламентация [8, с. 106]. Некоторые авторы считают, что не должно быть различий между допросом совершеннолетних и несовершеннолетних лиц, на наш взгляд — это мнение является ошибочным. В статье 425 УПК РФ отражены требования, касающиеся допроса несовершеннолетнего обвиняемого и подозреваемого.
Немаловажен выбор даты проведения допроса несовершеннолетнего. Считается, чем раньше был произведен допрос после происшествия, тем будут точнее показания лица. Но стоит и учитывать такие ситуации, когда, то или иное событие сильно отразилось на психическом и эмоциональном состоянии ребенка, в такой ситуации будет разумнее дать лицу немного времени, для восстановления его психического состояния.
При осуществлении допроса несовершеннолетнего подозреваемого, следователь должен придерживаться ст. 425 УПК РФ, устанавливающая максимальную продолжительность допроса без перерыва в 2 часа и не более 4 часов в день. Для обеспечения законности и справедливости процесса, кроме законного представителя, педагога и психолога, участие в допросе обязательно для защитника. Защитник имеет право задавать вопросы подозреваемому и проверять правильность записей, внесенных в протокол после допроса. Стоит заметить, что одной из отличительных особенностей допроса несовершеннолетних является факт того, что подростки при даче показаний могут использовать нестандартные выражения и сленг, которые могут быть незнакомы следователю. В таких случаях следователь должен объяснить значение используемых терминов в протоколе, предварительно попросив разъяснить их несовершеннолетнего, чтобы в протоколе, заверенном подписью допрашиваемого, содержались определения, понятные для него.
Исходя из правоприменительной практики, а также криминалистических исследований, многие специалисты предлагают следующие рекомендации с учетом всех психофизиологических особенностей того или иного несовершеннолетнего лица, для установления контакта с допрашиваемым лицом и в дальнейшем для получения достоверной информации по делу [6, с. 53]:
- В силу определённого возраста несовершеннолетнего, актуальным становится использование тех или иных «игровых» методов для того, чтобы допрашиваемый почувствовал себя в безопасности и проявил доверие к следователю при даче своих показаний.
- Не стоит медлить с допросом несовершеннолетнего лица, поскольку в силу умственных и других особенностей, ребенок склонен забывать обстоятельства дела.
- Перед началом допроса, следователю стоит переговорить с несовершеннолетним в свободной форме, особенно если это подросток, для того, чтобы максимально расположить к себе будущего допрашиваемого. Важно помнить о том, что подростки имеют достаточный словарный запас, но необходимо и с юридической точки зрения вводить в курс дела данное лицо.
- Существует объективная необходимость в проведении повторного допроса, поскольку как правило, он наиболее эффективен в плане получения достоверной информации по делу, чем первый.
- Необходимо учитывать временной фактор при допросе, поскольку несовершеннолетний может просто искажать показания под влиянием усталости.
- При проведении допроса следователю также важно разграничивать несовершеннолетних по половому признаку, в части различия их психофизиологических особенностей и наклонностей и в соответствии с этим подбирать необходимые методы выявления показаний по делу. Важно понимать, что несовершеннолетние лица женского пола, более склоны к проявлению эмоций и зачастую не точны в своих формулировках, они в большей степени отдают предпочтение интуиции и мимике, а также могут выражаться более косвенно, чем прямо.
- В тех или иных случаях допрашиваемому несовершеннолетнему следователь может предложить отобразить на бумаге определенные фрагменты дела в виде рисунков.
- Также при проведении допроса, важно уяснить условия жизнедеятельности несовершеннолетнего лица, его личность и другие факторы в связи, с которыми целесообразнее всего будет выбрать ту или иную меру наказания, поскольку представитель правоохранительных органов должен понимать, что он работает с особым фигурантом дела, которому в первую очередь необходимы меры индивидуально — профилактического и воспитательного характера
Следует сделать вывод, что следователь должен владеть навыками работы с несовершеннолетними, разбираться в психологических особенностях личности и учитывать их при выборе приемов проведения следственных действий. Наша страна и правовые основы регулирования тактики допроса должны быть выстроены на абсолютной защите прав и свобод граждан, как устанавливает Конституция РФ.
Считаем необходимым проходить повышение квалификации сотрудникам следственных органов в области психологии и этики, для усовершенствования допроса, в связи с тем, что психологические знания помогут лучше понимать особенности психики людей, улучшая коммуникацию и создавая доверительную атмосферу. Обучение этике так же существенно, поскольку оно формирует профессиональное поведение, учитывающее права и интересы участников следственных действий. Сотрудники, обладающие пониманием психологических аспектов, могут лучше адаптировать методики допроса к возрастным особенностям свидетелей, снижая вероятность травматизации и искажения полученной информации [3, с. 98]. Обучение в области этики способствует соблюдению принципов справедливости и уважения прав несовершеннолетних в ходе следственных действий. В результате данного комплексного обучения улучшится качество допроса несовершеннолетних свидетелей, что будет способствовать соблюдению их прав и интересов в рамках правоохранительных мероприятий. Полученные показания при допросе несовершеннолетних свидетелей играют решающую роль, они являются ключевыми элементами в принятии решений, которые могут непосредственно повлиять на судьбу человека. Качественные данные, полученные в ходе допросов, способствуют вынесению более обоснованных и точных решений следственными органами.
Таким образом, при допросе несовершеннолетнего подозреваемого следователю надлежит учитывать его психологические особенности и знания подростковой психологии, выстраивать такую линию ведения допроса, чтобы результативно при соблюдении всех установленных законодательством норм достичь цели допроса.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 г. № 1-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
- Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ, ред. от 23 ноября 2024// Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 52 (ч. I). –Ст. 4921.
- Ахметова, Ю. Р. О некоторых проблемах допроса несовершеннолетнего свидетеля в уголовном судопроизводстве России / Ю. Р. Ахметова // Система научных ценностей российского общества: междисциплинарные исследования: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Таганрог, 13 января 2024 года. Уфа: ООО «Аэтерна», 2024. — С. 97–100.
- Баженов, В. Б. Применение специализации в раскрытии и расследовании преступлений несовершеннолетних // Вопросы гуманитарных наук. — 2018. –№ 5–. C.12–14.
- Зуев, С. В. Уголовный процесс: учебник / С. В. Зуев, К. И. Сутягин. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2016. — 563 с.
- Коновалова, И. О. Тактические особенности допроса несовершеннолетних / И. О. Коновалова // Концепции, теория и методика фундаментальных и прикладных научных исследований: Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Воронеж, 10 января 2024 года. Уфа: ООО «Аэтерна», 2024. –С. 53–55.
- Кузнецов, В. А. Особенности формирования общих правил свидетельствования и исключений из них в российском уголовном процессе // Молодой ученый. — 2019. — № 45 (283). — С. 116–119.
- Манова, Н.С., Францифоров Ю. В. Уголовный процесс: учеб. М.: 2020. –116 с.