В статье рассматриваются уровни готовности к школьному обучению дошкольников с речевыми нарушениями в соотношении с уровнем сформированности внутренней позиции школьника когнитивного и эмоционального развития.
Ключевые слова: готовность к школьному обучению, когнитивное развитие, внутренняя позиция школьника.
Для старших дошкольников начало обучения в школе является важным этапом. Дальнейшее отношение к обучению и школьная успеваемость во многом зависит от сформированности психологической готовности к школьному обучению, в частности таких компонентов как интеллектуальная и личностная готовность.
В настоящее время отмечается увеличение количества дошкольников с нарушениями речи, что обуславливает актуальность вопросов изучения их психического развития. Психологическая готовность к обучению дошкольников с нарушениями речи, является одним из ключевых условий для их успешной социальной адаптации. Достаточный уровень личностной готовности обеспечивает включение ребенка в детский коллектив, способность к оптимальному взаимодействию с учителем, принятие роли ученика со всеми вытекающими из этого требованиями.
Рассмотренная проблемная ситуация позволяет сформулировать цель исследования — охарактеризовать варианты личностной готовности к обучению старших дошкольников с нарушениями речи в зависимости от уровня когнитивного развития и характеристик эмоционального благополучия и предложить дифференцированные рекомендации по ее повышению.
Для достижения поставленной цели, решались следующие задачи:
- Изучить литературу по проблеме психологической готовности к обучению у старших дошкольников с нормальным и нарушенным речевым развитием.
- Выявить варианты личностной готовности к обучению у старших дошкольников с нарушением речи, в зависимости от уровня их когнитивного развития и характеристик эмоционального благополучия.
Для определения сформированности личностной готовности к обучению дошкольников с ТНР, мы использовали Экспериментальную беседу по определению Внутренней позиции школьника Н. И. Гуткиной. Для изучения когнитивных предикторов мы использовали методики «Схематизация» Р. И. Бардиной, «Систематизация» Н. Б. Венгер. Состояние эмоционального развития изучалось с помощью методики «Графический диктант» Д. Б. Эльконина, проективной методика «Я в школе» в модификации Е. И. Захаровой.
Исследование проходило на базе МБДОУ г. Иркутска детского сада № 83. В исследовании приняли участие 20 дошкольников, посещающих логопедическую группу с установленным речевым диагнозом в возрасте 6–7 лет. В качестве контрольной группы выступили их сверстники с нормой речевого развития.
Изучив данные экспериментальной беседы, испытуемые дошкольники разделились на три группы в зависимости от сформированности внутренней позиции школьника. Так было выявлено, что ровно у половины дошкольников с ОНР сформирована внутренней позиции школьника, а вторая половина распределилась на условно сформированную и несформированную внутреннюю позицию школьника, при этом изучив уровни когнитивного развития, мы выяснили, что среди дошкольников с нарушенным речевым развитием, в большинстве случаев отмечается средний и низкий уровень когнитивного развития.
Детально изучив уровни эмоционального и когнитивного развития, мы выделили варианты личностной готовности к школьному обучению с учетом соотношения степени сформированности внутренней позицией школьника и уровнем когнитивного развития.
Выделено три варианта: гармоничный вариант, дисгармоничный вариант и несформированный. Дисгармоничный вариант мы разделили на вариант А и вариант Б (Таблица 1).
Таблица 1
Распределение дошкольников двух групп по вариантам личностной готовности
Варианты личностной готовности |
Качественная характеристика |
Группы |
|
Группа 1 |
Группа 2 |
||
Гармоничный |
Достаточно сформированные уровни эмоционального, когнитивного развития и личностной готовности |
6 |
14 |
Дисгармоничный |
Вариант А. Достаточно сформирована личностная готовность, дефицитарность уровня сформированности когнитивного развития. |
3 |
3 |
Вариант Б. Сформированность когнитивных процессов; недостаточность личностной готовности |
7 |
1 |
|
Несформированный |
Низкий уровень личностной готовности в сочетании с несформированностью когнитивного и эмоционального развития |
4 |
2 |
Для удобства описания результатов, мы дали условные название группам обследуемых дошкольников. Группу дошкольников с нарушениями речи, посещающих логопедическую группу в нашем исследовании мы будем обозначать «Группа 1», дошкольники с нормальным речевым развитием будут обозначаться «Группа 2».
Полученные данные распределения по вариантам показывают, что среди дошкольников логопедических групп, чаще встречается дисгармоничный вариант личностной готовности. Так мы выделили дошкольников с преобладанием эмоционального развития над когнитивным (Вариант А), которые проявляли сформированность внутренней позиции к школе, однако, при выполнении методик, оценивающих уровень сформированности когнитивного развития, эти дети допускали множество ошибок, в основном действуя наугад, либо с большим количеством допущенных ошибок, по принципу «мне этот ответ больше нравится»
Часть дошкольников логопедической группы, отмечены как дошкольники с преобладанием когнитивного развития над эмоциональным (вариант Б), проявляли высокий уровень сформированности мышления и в целом интеллектуального развития, но при этом проявляя незрелость школьной мотивации и регуляции. Зачастую при таком варианте, дети изображали школу в виде сказочных замков или изображали на рисунках элементы игр. На протяжении всего обследования отличались своей двигательной активностью, при выполнении графического диктанта торопились, не слушая инструкции до конца. При этом дети, проявляли желание пойти в школу, но в основном аргументировали свои ответы только тем, что у них изменится режим дня и появится больше свободного времени на развлечения.
С гармоничным вариантом личностной готовности, нами выделено шесть дошкольников. Дошкольники этого уровня показали высокий уровень интеллектуального развития, так же эти дети проявляли желание пойти в школу, рассказывали о ней в положительном ключе, проявляя учебную мотивацию. Помимо этого, при выполнении рисунка изображали учебный кабинет и школьников.
Группу с несформированным вариантом личностной готовности составили четыре дошкольника. Эти дети проявляли как несформированность внутренней позиции школьника, так и низкий уровень когнитивного и эмоционального развития, не справившись ни с одной предоставленной методикой.
В результате проведенного исследования, было выявлено, что дошкольники имеют разные уровни когнитивного и эмоционального развития, при этом сформированность когнитивного развития не совпадает с уровнем сформированности личностной готовности к обучению.
По уровню эмоционального благополучия, дошкольники с нарушением речи, распределились на высоком и среднем уровне развития; это позволило констатировать, что уровень эмоционального благополучия дошкольников по состоянию на момент изучения оптимальнее, чем уровень когнитивного развития.
На основании сопоставления когнитивного развития, характеристик эмоционального благополучия и уровня сформированности внутренней позиции школьника, мы выдели три варианта личностной готовности: гармоничный, дисгармоничный (вариант А, вариант Б), несформированный.
Литература:
1. Бабкина Н. В. Общие рекомендации по оценке готовности к школе детей с задержкой психического развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. — 2007– № 5.– С. 62–66.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте СПб.: Питер, 2008. — 400 с.
3. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. — М.,: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 61 с.
4. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием // Психологическая наука и образование. — 2010 — № 3. — C. 106–115.
5. Зайцев И. С. Школьная адаптация в аспекте социального развития детей с тяжелыми нарушениями речи // Специальная психология. — 2010 — № 1. — С. 11–18.
6. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: метод. пособие. М.: АРКТИ, 2005. 338 с.
7. Чиркова И. В. Характеристика и особенности развития детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи // Инновации и традиции в современном образовании, психологии и педагогике. — Уфа, 2018. — С. 337–340.