В статье рассматриваются проблемы обеспечения трудовых прав мигрантов в современной России. Анализируется миграционное законодательство и практика его применения.
Ключевые слова: миграция, права человека, иностранные граждане.
The article examines the problems of ensuring the labor rights of migrants in modern Russia. Migration legislation and the practice of its application are analyzed.
Keywords: migration, human rights, foreign citizens.
Говоря об иностранных гражданах, прибывших на территорию Российской Федерации с целью осуществления трудовой деятельности, логичным вопросом будет выступать: каким образом государственные органы чужой для мигрантов страны осуществляют защиту их трудовых прав. Тема является актуальной, так как с каждым годом нарушения, связанные с трудовыми отношениями, осложнённых иностранным элементом, увеличивается.
Законодательная база Российской Федерации является основным средством защиты прав работников-мигрантов. В статьях Трудового кодекса РФ определены несколько видов защиты, которые предусмотрены для этой категории трудящихся. Особое внимание уделяется адаптации и интеграции мигрантов в правовое поле страны. В данном контексте также рассматривается порядок рассмотрения жалоб на нарушение трудовых прав мигрантов и проблемы, связанные с улучшением законодательства в данной области общественных отношений. За данные действия у нас отвечают различные государственные органы, а также организации.
Одним из таких государственных органов является Генеральная прокуратура РФ. Согласно Федеральному закону от 17 января 1992 года № 2202–1 ФЗ «О прокуратуре РФ», на плечи этого государственного органа ложится задача по надзору за законным осуществлением трудовой деятельности. Осуществляется это посредством рассмотрения обращений и жалоб от физических лиц, касательно нарушений их прав и свобод. На практике чётко просматривается, что работодатели безнаказанно могут нарушать трудовое законодательство, пользуясь уязвимостью мигрантов в данном правовом поле, а прокуратура рассматривает жалобы и обращение не всесторонне, не давая в своих официальных ответах никакой юридической поддержки мигрантам, а порой даже заводят на них административные дела, при выявлении недействительного документа. Поэтому можно чётко сказать о том, что опасения мигрантов при обращении в государственные органы вполне оправданы.
Данная слабость и неустойчивое положение мигрантов, которое связано с наличием особых условий для осуществления трудовой деятельности в России, очень сжатые сроки для оформления и действия таких документов как: патент, регистрация, подача уведомления о заключении трудового договора, оплата налоговых взносов и т. д., выливается в то, что работодатели зачастую поступают недобросовестно по отношению к мигрантам, после чего именно на мигранта заводят административные правонарушения.
Также законом закреплён срок рассмотрения и ответа на обращение в 30 календарных дней, что является очень большим временным промежутком. Так, к примеру, одна из очень распространённых проблем -это отказ работодателя на официальное трудоустройство мигранта. Также в соответствии с п. 7 ст. 13.3 Федерального закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлен срок в 2 месяца для оформления трудоустройства с даты выдачи патента. Если у иностранного гражданина возникает спор с работодателем о трудоустройстве, так как минимум половину отведённого срока на трудоустройство он тратит лишь на одно ожидание ответа от государственного органа. В такие сжатые сроки иностранцу очень тяжело добиться защиты своих прав и свобод.
На данный момент всего лишь небольшое количество мигрантов обращается в прокуратуру по собственной инициативе, что обусловлено несколькими причинами: незнание своих прав, плохое владение русским языком, страх лишиться разрешающих документов и быть депортированным.
Исходя из изложенного, решением проблемы может выступать создание определённой комиссии инспекторов, которые бы могли принимать иностранных граждан, связанных с трудовыми спорами по личному присутствию. Это сократит время ожидания официальных ответов, проверки документов, а также разгрузит Отделы по вопросам миграции при оформлении административных штрафов, составлении протоколов, а также поможет более широкому рассмотрению споров в режиме диалога с иностранцами и работодателями.
Говоря о государственном надзоре и контроле за соблюдением трудового законодательства со стороны судов РФ, следует отметить, что на практике суды, рассматривая дела с российскими работниками, в большинстве случаев поддерживают права работников и должным образом разрешают трудовые споры. Но с иностранными гражданами рассмотрение споров происходят с наибольшей строгостью, так как суд исходит из того, что иностранный гражданин находится в стране, которая даёт ему возможности для заработка, для проживания и другие условия для улучшения жизни. Поэтому обычно судья изначально больше расположен к работодателю, нежели к мигранту.
Также проблемой возникает очень большая загруженность судов общей юрисдикции. Многие авторы видят решение проблемы в создании отдельного судебного органа по трудовым спорам. Так, например М. А. Овечкин полагает, что в России необходимо создание системы специализированных судов, к которым он наряду с судами по патентным спорам относит суды по трудовым спорам. В частности, по мнению данного автора «Необходимо создание в России специальных судов по трудовым и патентным спорам в рамках судов общей юрисдикции.
В Великобритании трудовые споры разрешаются трибуналами по трудовым спорам, не входящими в систему судов, а являющимися органами административной юстиции, что очень разгружает суды общей юрисдикции, а также рассмотрение споров происходит более квалифицированно и всесторонне.
Из-за отсутствия эффективных каналов правовой защиты в Российской Федерации, иностранные работники очень редко обращаются в судебные органы при нарушении своих прав. Для эффективной государственной защиты трудовых прав мигрантов необходимо наличие развитых механизмов правовой защиты, но в России этому уделяется недостаточно внимания по сравнению с европейским уровнем.
В настоящее время существуют институты, призванные обеспечивать соблюдение прав иностранных граждан в сфере труда, такие как Федеральная служба по труду и занятости, суды, прокуратура и уполномоченные по правам человека. Однако в действительности механизм защиты прав работает неэффективно, и мигранты обращаются в государственные органы крайне редко. Одним из эффективных решений в настоящей ситуации было бы расширение полномочий Федеральной службы по труду и занятости для рассмотрения всех жалоб на нарушение закона, даже в случае отсутствия трудового договора.
Российскому законодателю целесообразно создать доступную и эффективную систему рассмотрения жалоб на нарушение трудовых прав работников-мигрантов, особенно в отношении государственных органов. Требуется разработка четкого механизма проверки нарушений и наложения санкций за неправомерные действия. Наличие трудового договора и определенного миграционного статуса не должно влиять на правовую защиту иностранных работников.
Исходя из всего этого, видно, что законодательство в сфере защиты прав и свобод иностранного гражданина в трудовой деятельности находится не на самом высоком уровне. Иностранные граждане не чувствуют себя защищённо, боятся обращаться для отстаивания своих прав в государственные органы, даже несмотря на то, что они и так являются очень уязвимой ячейкой в нашем правовом поле. В связи с этим целесообразно:
- расширять количество государственных органов, способных осуществлять защиту прав и свобод иностранного гражданина на государственном уровне
- расширять объём полномочий государственных органов, способствующие защите прав и свобод иностранного работника
- внедрять систему рассмотрения обращений и жалоб при личном присутствии иностранного гражданина, особенно в крупно населённых городах
- внести расширения в 115 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», где указать, что в случаях, если срок действия документа закончился не по вине иностранного гражданина, он вправе восстановить/продлить/переоформить документ в установленный законом срок
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 2020. № 144. 4 июля.
- Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 09.11.2023).
- Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 09.11.2023).
- Воронина Н. А. Правовые механизмы защиты прав мигрантов в Российской Федерации // Труды ИГП РАН. — 2016. — № 3. — С. 171–194.
- Майстренко Г. А. Защита трудовых прав мигрантов в Российской Федерации: правовое регулирование: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=44751551 (дата обращения: 09.11.2023).
- Овечкин М. А. Специализированные суды в системе судов общей юрисдикции в Российской Федерации: Автореф. дисс..канд. юрид. наук. Саратов, 2018. С. 14.