Проектная деятельность — это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
Mетод проектов — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение ребёнка в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, адаптироваться в социуме, приобретать навыки и умения, помогающие ему социализироваться в современном обществе.
Что же такое инновация? В самом общем смысле «инновация» (от латинского «innovatio» — нововведение, изменение, обновление) связывается, прежде всего, с деятельностью по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое. Понятие «инновация», как правило, отождествляется с понятием «нововведение». При этом, инновационный процесс рассматривается как процесс развития: «Развитие школы осуществляется только через инновационный процесс. Инновационный (а не учебно-воспитательный) процесс и есть объект управления развитием образовательного учреждения. Развитие школы — это и есть процесс разработки и освоения новшеств» Нововведения считаются эффективными, если они позволяют решать задачи развития школы (Т. И. Шамова, А. Н. Малинин, Г. М. Тюлю, 1993).
Использование метода проектов в сфере образования важно потому, что в условиях развития рынка и инновационной экономики современные общеобразовательные учреждения в определенной степени приобретают черты своеобразных предприятий (организаций) по подготовке и выпуску творчески мыслящей молодежи, способной адаптироваться и трудиться в динамично изменяющемся мире, в обществе знаний.
Проектная деятельность — совместная учебная, познавательная и творческая деятельность, имеющая общую цель, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.
Ключевые слова в данном случае — совместная деятельность и достижение общего результата.
Нашему образовательному учреждению в данном ключе повезло, мы уже 20 лет сотрудничаем с домом детского творчества ст. Камышеватской и 5 лет на базе школы работаетЦентр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Сначала это были учителя предметники, которые вели кружки по совместительству, сейчас на базе школы работают 3 основных педагога и 3 совместителя МБОУ ДО ДДТ и педагоги дополнительного образования Точки роста. Они охватывают школу по разным направлениям: естественнонаучное, техническое, социально-педагогическое, декоративно-прикладное, художественное, спортивное и туристско-краеведческое. Направленностей гораздо больше, в школе работают кружки «Спецкор», «Школота-ТВ», «Презент-ТВ», «Лидер», «Разноцветные ладошки», «Техноволонтеры», «Виар», «Шахматы», «Самбо», «Футбол» и много других не менее интересных. Наши дети становятся участниками телепередач, которые они снимают сами и с которыми побеждают на конкурсах.
Кружки естественнонаучного направления «Эколикбез», «Эколята», Юннаты работают с первого дня сотрудничества, они немного меняют названия, но главная суть остаются, мы занимаемся экологией. Изучение окружающей среды, мониторинги, опытническая, исследовательская деятельность, все, в своей основе, содержит элементы проектно-исследовательской работы. Ребята создают проекты по разным направлениям: биология, химия, география, метапредметные проекты; результаты которых мы представляем на разных площадках: конкурсы, конференции, дискуссии, акции.
Интеграция основного и дополнительного образования создаёт благоприятные условия для взаимодействия педагогов разных специальностей, формирования у подростков и старшеклассников целостной картины мира, комплексного педагогического влияния на личность школьника.
Полученные на уроке знания применяются во внеурочное время на кружке, где ребенок не связан временем, пространством, даже одежда удобная для экспериментов. Осуществление проекта на практике требует времени, именно на кружке этого времени достаточно, чтобы выдвинуть гипотезу, проверить ее на практике и изложить вывод в проекте, который можно представить на конференции.
Мы живем в современном обществе — веке новых технологий и информационного развития. Школа — это одно из тех мест, в котором человек на раннем этапе своей жизни проводит достаточно много времени. Получает знания и всестороннее развитие, а также имеет возможность развивать свои таланты на бесплатной основе, посещая различные секции и кружки.
Классно-урочная система дает основу знаний для выполнения проекта. B условиях дополнительного образования нет жёстких рамок классно-урочной системы, выбор содержания, тематики и проблематики проектов и исследований обучающимися происходит в момент выбора направления дополнительной образовательной деятельности при учёте возрастных особенностей.
А какое поле деятельности. Проекты научно-исследовательские, творческие, социальные, экономические. Благодаря взаимодействию двух систем образования: общеобразовательной и дополнительной, наши ученики попробовали свои силы во многих областях. Метапредметная интеграция в проекте так же приветствуется, как и в урочной системе, и именно совмещая эти две формы обучения, можно добиться результатов.
Литература:
- Александрова В. Г., Недрогайлова Е. А. Инновационные идеи педагогического сотрудничества в современном образовательном процессе. — М.: МГПУ, 2011.
- Загвязинский В. И. Педагогический словарь. — М.: Академия, 2008.