Система работы по формированию у дошкольников основ безопасного поведения (из опыта работы МАДОУ ЦРР № 7 г. Курганинска Краснодарского края) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 февраля, печатный экземпляр отправим 12 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (549) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 12.12.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Пупынина, Л. В. Система работы по формированию у дошкольников основ безопасного поведения (из опыта работы МАДОУ ЦРР № 7 г. Курганинска Краснодарского края) / Л. В. Пупынина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 50 (549). — С. 559-562. — URL: https://moluch.ru/archive/549/120471/ (дата обращения: 31.01.2025).



Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить общаться с животными, объяснить, как вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно привить детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.

Наша система работы рассчитана на решение этой проблемы.

Цель работы МАДОУ ЦРР № 7 по формированию навыков безопасного поведения дошкольников — познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми); сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.

Задачи:

  1. Дать детям элементарные знания об общепринятых человеком нормах поведения.
  2. Научить детей адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке.
  3. Помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте.
  4. Развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность, умение объяснять собственное поведение.

Принцип полноты

Содержание мероприятий реализуется по всем разделам. Если какой-то раздел выпадет из раздела, то дети окажутся незащищенными от представленных в нем определенных источников опасности.

Принцип системности

Работа проводится системно весь учебный год при гибком распределении видов деятельности в течение дня на каждом возрастном этапе.

Принцип сезонности

При ознакомлении детей с природой учитываются местные и сезонные условия.

Принцип возрастной адресности

При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно, с соответствующим усложнением от группы к группе.

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи

Эффективность системы работы в МАДОУ ЦРР № 7 в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. В работе с родителями используются следующие формы: родительские собрания, индивидуальные подгрупповые консультации, открытые ОИС, оформление папок — передвижек, стендов, родительских уголков.

В своей работе педагоги нашего ДОУ используют различные формы работы:

— В каждой групповой имеется Уголок безопасности и схема дорожного движения,

C:\2021-2022\метод.документы\обж а фестиваль\IMG-20210216-WA0001.jpg

D:\2021-2022\фото\Внимание-дети\IMG-20210907-WA0018.jpg

— Проводятся «Дни безопасности», в рамках которых организуются тренировочные эвакуации;

C:\2021-2022\метод.документы\обж а фестиваль\IMG-20190903-WA0003.jpg

— Встречи с сотрудниками ГИБДД и МЧС;

C:\2021-2022\метод.документы\обж а фестиваль\20220301_091846.jpg

— Спортивные праздники;

C:\2021-2022\метод.документы\обж а фестиваль\IMG-20201030-WA0030.jpg

— Выставки рисунков: «Мы — пешеходы!», «Огонь друг или враг?», «Безопасная Кубань», «Правила дорожные знать каждому положено!», выставка поделок «Спецтехника из бросового материала».

— Театрализации по сказкам, сюжетно-ролевые игры, игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами;

C:\2021-2022\метод.документы\обж а фестиваль\20201204_091358.jpg

— Участие в акции «Внимание — дети!», проводимой ГИБДД (сюжетно-ролевые и дидактические игры).

Для организации этих мероприятий применяются:

— Художественная литература, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации;

— Видеоматериалы;

— Совместные с родителями экскурсии, беседы, игровые ситуации.

В своей работе педагоги МАДОУ ЦРР № 7 используют разные игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности при тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Дошкольники вместе с родителями закрепляют правила дорожного движения при организации совместных экскурсий, закрепляют правила пожарной безопасности и правила поведения в быту при совместной подготовке к праздникам.

Таким образом, данная система формирования основ безопасного поведения дошкольников является эффективной, так как реализуется не только во время пребывания ребенка в детском саду, но и за пределами детского сада и в семье. Дошкольники вместе с родителями закрепляют правила дорожного движения, правила поведения в быту.

Литература:

  1. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. Основы безопасности детей дошкольного возраста.
  2. К. Ю. Белая. Как обеспечить безопасность дошкольника.
  3. Л. Л. Тимофеева. Формирование культуры безопасности.
  4. В. К. Полынова. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, ребенок, безопасное поведение дошкольников, детский сад, правило, правило поведения, работа, система работы, ситуация.


Похожие статьи

Особенности организации и работы экологических отрядов в системе общего образования (на примере МАОУ СОШ № 2 г. Златоуста Челябинской области)

Система контроля как условие эффективной работы дошкольной образовательной организации (из опыта работы МБДОУ Детский сад № 33 «Дельфин» р. п. Гремячево, Кулебакский район)

Управление инновационной деятельностью педагогов дошкольной организации (из опыта работы МАДОУ детский сад № 34 «Светлячок» г. Кызыла)

Технология социального проектирования как эффективное средство социализации учащихся (из опыта работы МБУ СОШ № 49 г. о. Тольятти)

Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 25 г. Томска (из опыта работы)

Актуальность методической работы в общеобразовательном учреждении (из опыта работы МБОУ «Гимназия № 1» города Ноябрьска)

Активизация познавательного интереса как стимула и условия эффективного формирования организационно-практических умений воспитанников МБДОУ ДС № 42 «Красная шапочка» г. Туапсе (из опыта работы)

Инновационные аспекты в управлении ДОУ (на примере МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Непоседа» города Новочебоксарска Чувашской Республики)

Интеллектуальная игра шашки в условиях дошкольной образовательной организации (из опыта работы педагогов МБДОУ № 116 города Калуги)

Особенности проведения пятидневных учебных сборов по основам военной службы в МАОУ СОШ № 25 г. Томска в июне 2015 года (из опыта работы педагога дополнительного образования)

Похожие статьи

Особенности организации и работы экологических отрядов в системе общего образования (на примере МАОУ СОШ № 2 г. Златоуста Челябинской области)

Система контроля как условие эффективной работы дошкольной образовательной организации (из опыта работы МБДОУ Детский сад № 33 «Дельфин» р. п. Гремячево, Кулебакский район)

Управление инновационной деятельностью педагогов дошкольной организации (из опыта работы МАДОУ детский сад № 34 «Светлячок» г. Кызыла)

Технология социального проектирования как эффективное средство социализации учащихся (из опыта работы МБУ СОШ № 49 г. о. Тольятти)

Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 25 г. Томска (из опыта работы)

Актуальность методической работы в общеобразовательном учреждении (из опыта работы МБОУ «Гимназия № 1» города Ноябрьска)

Активизация познавательного интереса как стимула и условия эффективного формирования организационно-практических умений воспитанников МБДОУ ДС № 42 «Красная шапочка» г. Туапсе (из опыта работы)

Инновационные аспекты в управлении ДОУ (на примере МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Непоседа» города Новочебоксарска Чувашской Республики)

Интеллектуальная игра шашки в условиях дошкольной образовательной организации (из опыта работы педагогов МБДОУ № 116 города Калуги)

Особенности проведения пятидневных учебных сборов по основам военной службы в МАОУ СОШ № 25 г. Томска в июне 2015 года (из опыта работы педагога дополнительного образования)

Задать вопрос