В статье рассматривается стресс и его влияние на физическое и психическое здоровье, а также способы борьбы со стрессом через физическую активность. Исследование подчеркивает важность правильно составленных программ физических упражнений для преодоления негативных последствий стресса, включая снижение тревожности, депрессии и одиночества, повышая уверенность в себе и улучшая самочувствие. В статье делается вывод, что физическая активность является эффективным и доступным способом борьбы со стрессом и улучшения общего благополучия молодых людей.
Ключевые слова: стресс, физические упражнения, борьба со стрессом и эмоциональным неблагополучием, физическая активность как средство борьбы со стрессом, физическое и эмоциональное здоровье, физическая активность.
The article examines the relationship between stress and its impact on physical and mental health, as well as ways to deal with stress through physical activity. The study highlights the importance of well-designed exercise programs to overcome the negative effects of stress, including reducing anxiety, depression and loneliness, increasing self-confidence and improving well-being. The article concludes that physical activity is an effective and affordable way to combat stress and improve the overall well-being of young people.
Keywords: stress, physical exercises, struggle with stress and emotional distress, physical activity as a means of combating stress, physical and emotional health, physical activity.
Угроза стресса и эмоционального неблагополучия, которые считаются часто встречающимися в наше время, к сожалению, все больше распространяется на категорию людей, которым должны быть присущи динамизм и интерес к жизни. Сегодня эти проблемы являются вызовом для молодых людей, которые в своем стремлении приобрести новые навыки и знания не в состоянии эффективно распоряжаться своим ограниченным бюджетом, свободным временем или уделять хотя бы несколько минут занятиям спортом, которые положительно влияют на системы организма и функции, так же как и влияние на разум. В литературе существует множество определений и значений термина «стресс». Например, выделяют следующие значения:
- Определение Г. Селье: «стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование».
- Транзакциональная теория стресса Р. Лазаруса: стресс — это результат взаимодействия индивидуума с окружающей средой.
- Ресурсная теория психологического стресса С. Хобфолла: стресс возникает в случаях потери или угрозы ресурсам.
Стресс может быть физическим, психическим или химическим, но он всегда воздействует на организм, нарушая работу всех систем и органов.
Среди специалистов существует общее мнение о том, что определённый уровень стресса является неотъемлемой частью жизни и может служить нашим союзником, если мы умеем правильно с ним справляться. Тем не менее, когда уровень стресса превышает допустимые границы, он может вызвать серьёзные проблемы как для психического, так и для физического здоровья. В контексте физического самочувствия стрессоры могут проявляться через различные аспекты: ухудшение физической формы, снижение общей моторики, сбои в функционировании ключевых систем организма, низкие значения физиологических индикаторов, указывающих на истощение, а также неправильная осанка.
С биологической точки зрения, исследования показали, что ответ организма на стрессовые факторы включает в себя выделение гормонов, таких как адреналин, норадреналин и кортизол. Эти вещества подготовляют организм к функционированию в экстремальных условиях, увеличивая частоту сердечных сокращений, кровяное давление и мышечный тонус, что позволяет эффективно справляться с возникающими трудностями. Однако с течением времени такая адаптация ослабляет реакцию организма, что может способствовать развитию различных заболеваний.
Известный факт, что с медицинской точки зрения физическая активность — не лучший способ борьбы со стрессом, но при этом нам известно, что она может смягчить его симптомы.
Правильно составленные программы физических упражнений способны помочь людям, испытывающим стресс, справиться с напряжением и освободиться от фрустрации. Такие тренировки могут способствовать уменьшению уровня тревожности, депрессии, недоверия, чувства одиночества и потери интереса к окружающему миру.
Исследования показали, что физические тренировки умеренной интенсивности, как длительные, так и кратковременные, могут привести к значительному снижению тревожности, причем эффект сохраняется, в течение 4–6 часов. Еще одним положительным эффектом умеренных физических нагрузок является уменьшение фобических синдромов. Считается, что физические усилия способствуют снижению тревожности, поскольку они конкурируют с восприятием симптомов тревоги и помогают испытуемым изменить свой взгляд на профессиональные или социальные трудности, с которыми им приходится сталкиваться (вызывая эффект эйфории).
Еще одним преимуществом физической активности в борьбе с депрессией является то, что она устраняет пассивность и состояние апатии, повышая уверенность в себе.
Физические упражнения воздействуют на центральную нервную систему, улучшая самочувствие. Известно, что это явление наблюдается примерно у 70 % бегунов на длинные дистанции. Это чувство расслабления было зафиксировано не только отчетами спортсменов, но и электрофизиологическими измерениями. Было показано, что повышение температуры тела также играет важную роль в достижении хорошего самочувствия и расслабления.
Воздействие физических упражнений на организм может осуществляться не только в отношении органов и функций, которые в данный момент требуются для выполнения упражнений. В совокупности, благодаря повторению, они помогают организму достичь морфогенетического и физиологического улучшения, оказывающие тонизирующее воздействие на бодрость и здоровье. Физические упражнения оказывают стимулирующее воздействие на опорно-двигательную, дыхательную, сердечно-сосудистую и другие системы, а также на пищеварение, питание, экскрецию, но особенно на нервную систему и умственную деятельность, поскольку физические упражнения поддерживают баланс и гармонию в жизни человека. Также внимание следует уделять обстановке, в которой выполняются упражнения, предпочтение следует отдавать открытым, спокойным, хорошо освещенным и проветриваемым помещениям.
Основываясь на данных, можно сделать вывод, что для того, чтобы физические упражнения были эффективными, их следует выполнять 2–3 раза в день, организованно, возможно, с использованием приятного музыкального сопровождения (для занятий аэробикой и танцевальными видами спорта), чтобы вызвать удовольствие и расслабление. Спортивные игры (такие как настольный теннис, баскетбол), в которых игроки сталкиваются с прямыми противниками и где от них требуется использовать свое мышление, творческое воображение и эффективность для решения различных игровых ситуаций, являются еще одним практичным решением для борьбы со стрессом и эмоциональным неблагополучием. Я считаю, что посещение занятий по физической культуре в университете — это недорогой и эффективный метод борьбы со стрессом и эмоциональными проблемами.
Литература:
- Психология стресса: системный подход: учеб. пособие. — Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2019. — 140 с.
- Степанова Е. В. физические нагрузки как средство повышения стрессоустойчивости // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 2–5.
- Головнина А. П., Батыркаева Л. Д. Спорт как лекарство от стресса // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2013. — № 10–2. — С. 324–325
- Рычкова С. А., Блохина Н. В. Актуальность использования физических упражнений для профилактики стресса и депрессии у студентов // Материалы МСНК «Студенческий научный форум 2024". — 2021. — № 10. — С. 42–45
- Выгорко И. В., Колесникова Н. В. Физическая активность как способ борьбы со стрессом // Вестник науки. 2023. № 11
- Бакешин К. П. Основы здорового образа жизни студента: учебное пособие // СпбГАСУ. 2016. С. 91.
- Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. — ст. преп. В. Р. Бильданова, доц. Г. К. Бисерова, доц. Г. Р. Шагивалеева. — Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015. — 142 с.
- Психологическая коррекция стресса и стрессовых расстройств: практическое руководство для студентов отделений «Педагогика и психология» и «Логопедия», изучающих дисциплину «Психологические основы адаптации и реабилитации» / Ю. В. Юров, А. И. Григорьев, А. Ю. Юров. — Воронеж: Воронежский госпедуниверситет, 2011. — 40 с.
- Демеш В. П., Бакешин К. П., Дудус А. Н. Исследования методики физической подготовки студентов на примере Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. № 4.
- Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса / Н. Е. Водопьянова. — СПб.: Санкт-Петербург, 2009.