Фольклор в музыкальном воспитании дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (549) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 12.12.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Буцкая, Ж. Н. Фольклор в музыкальном воспитании дошкольников / Ж. Н. Буцкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 50 (549). — URL: https://moluch.ru/archive/549/120483/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье рассматривается значение фольклора в музыкальном дошкольном воспитании. Автор знакомит с основными методическими приемами, используемыми на музыкальных занятиях в процессе применения устного народного творчества в образовательном процессе.

Ключевые слова: фольклор, народные песни, частушки, фольклорные игры, хороводы, театрализация, оркестр.

Фольклор — это сокровищница народной мудрости, в которой собраны сказки, песни, народные игры и традиции. Через фольклор мы передаем историю, обычаи и ценности нашего народа.

Фольклор играет важную роль в музыкальном воспитании дошкольников, поскольку способствует развитию музыкальных способностей, эмоциональной сферы и культурной идентичности ребенка. Фольклорные песни, танцы и народные игры несут в себе богатый культурный и ценностный опыт, который можно использовать в образовательном процессе.

Педагог в своей работе может применять разные виды деятельности, чтобы познакомить детей с устным народным творчеством.

Для развития слуха и ритма музыкальный руководитель может использовать фольклорные песни в качестве музыкального материала. Они часто имеют простую, запоминающуюся мелодию и ритмику, что позволяет детям легко их усваивать и развивать слуховые способности. Также простота и мелодичность народных песен способствуют легкому запоминанию и исполнению детьми [1, c. 57]. Обычно на музыкальных занятиях знакомство начинается с малых фольклорных жанров: пестушек, потешек, прибауток («Ладошечка» «Ай, лады, лады», «Сова-Совушка»). Совместно с пропеванием слов дети по показу педагога совершают определенные действия, подсказанные текстом. Постепенно подбираются народные песенки с небыстрым повторяющимся темпом «Сорока-сорока», «Зайка», «Петушок»), которые вполне доступны для детей. Расширяя песенный репертуар и добавляя новые фольклорные жанры (обрядовые песни, шутливо-комические песни, частушки, лирические песни), педагог способствует развитию не только ладового чувства и способности понимать и воспроизводить мелодию, но и формирует навыки креативного мышления, воспитывает эстетический вкус [3, c. 287]..

Интеграция музыки и движений помогают детям развить чувство ритма и координацию; участие в коллективных играх способствует социализации ребенка. Например, на музыкальных занятиях дети могут попробовать себя в народных играх. Перед началом игры важно объяснить детям правила и историю, чтобы они понимали культурное значение народной игры. Во время действа дети не только веселятся, но и развивают физические навыки и командный дух. А также можно обсудить с детьми их впечатления и то, что они узнали о традициях через игру.

Необходимо постепенно усложнять работу над движениями («Бай, качи, качи», «Шел козел по лесу», «Мороз и волк»), содержанием текста («Кострома, Кострома»), умением выразительно передавать игровой образ («Леший», «Зайчики и лисичка», «Солнышко», «Ворон»).

Если рассматривать народное танцевальное искусство, то оно позволят детям не только двигаться, но и почувствовать ритм и культуру. Основной вид народной хореографии — хоровод. Дети становятся в круг, выполняют движения под народные песни, меняя роль в зависимости от песни. Необходимо двигаться плавно и синхронно, выразительно передавать танцевально-игровые движения, перестраиваться и самостоятельно изменять движения в связи со сменой частей хоровода («Каравай», «Игра с платочком», «Ходит Ваня», «Заря-заряница»).

Искусство игры на музыкальных инструментах испокон веков считалось ярким и веселым занятием на народных увеселениях. Учить детей владению навыками игры на музыкальных народных инструментах — отличный способ познакомить детей с фольклорной музыкой, развивать слуховое внимание, чувство ритма, способствовать проявлению творчества и фантазии. Осознанные действия при музицировании координируют работу мозга и мышц, а также работа с народными инструментами позволяет приобретать знания об особенностях их применения, искусстве звукоимитации, работе с динамическими оттенками и т. д. [2, c. 13]. Большое внимание уделяется ансамблевой игре: дети учатся подстраиваться под игру своих напарников, соблюдать ритмический рисунок музыкального произведения.

Инсценировка народных сказок традиционно совершенствует исполнительские умения воспитанников в создании художественного образа, используя уже накопленные навыки в игровой, песенной и танцевальной деятельности. Например, дети делятся на группы, где каждая группа выбирает сказку и создает к ней музыкальное сопровождение из народных мелодий.

Включая элементы сказок в музыкальные занятия, педагог может привлекать детей к исполнению ролей и пению соответствующих песен, тем самым поддерживая желание воспитанников принимать участие в кукольных и драматических спектаклях, праздниках и развлечениях, используя уже приобретенные на музыкальных занятиях умения.

Знакомя детей с фольклором, мы не только обогащаем их культурные знания, но и помогаем развивать ключевые навыки, которые пригодятся им в жизни. Через фольклор дети развивают воображение, речь, творческие способности и эмоциональный интеллект.

Фольклорное музыкальное воспитание создает уникальную атмосферу для развития детей, позволяя им не только учиться, но и радоваться процессу. Важно, чтобы занятия были интересными и увлекательными, что сделает обучение более эффективным.

Литература:

  1. Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 1989.
  2. Тютюнникова, Т. Э. Музыкальные узоры: методическая разработка//Музыкальный руководитель, — 2006. — № 1.
  3. Шамина Л., Браз С. Л., Медведева М. Л. Специфика учебно-воспитательной работы в фольклорных певческих коллективах: Методическое пособие. — М., 1984.


Ключевые слова

фольклор, театрализация, оркестр, частушки, хороводы, народные песни, фольклорные игры
Задать вопрос