В статье описывается опыт использования русских народных подвижных игр для формирования патриотических чувств у старших дошкольников.
Ключевые слова: игра, двигательно-игровая деятельность, патриотическое воспитание, народная культура, патриотическое воспитание дошкольников.
В настоящее время патриотическое воспитание — это один из аспектов целостного воспитательного процесса, направленный на формирование патриотизма как интегративного качества личности, позволяющего человеку быть активным творцом во благо интересов Родины и служению ей. В условиях современной жизни одним из ключевых направлений совершенствования общества стало духовное возрождение народных традиций и основ народного воспитания.
В отечественной науке обоснован высокий потенциал средств народной педагогики, реализация которого позволяет старшим дошкольникам приобретать социальный опыт, наследовать традиции своего народа, повышать уровень культуры межнациональных отношений.
Анализ научных исследований по дошкольной педагогике, психологии, результаты изучения актуального опыта патриотического воспитания в дошкольных учреждениях позволил выделить ряд противоречий:
– между необходимостью патриотического воспитания дошкольников и недостаточной разработанностью научно-теоретических и методических проблем воспитания любви к Родине в современных условиях;
– между значимостью возрождения духовной связи человека на разных возрастных этапах с народной культурой и утратой у значительной части молодёжи (а это родители наших воспитанников), уважения к творческому наследию своих предков, интереса к нему, что усложняет работу по воспитанию патриотических чувств, представлений и соответствующего поведения у дошкольников;
– между необходимостью интегрировать все виды деятельности в патриотическом воспитании дошкольников и недостаточным уровнем методического её осуществления в двигательно-игровой деятельности.
Актуальность использования народных подвижных игр в двигательно-игровой деятельности для формирования патриотических чувств старших дошкольников обусловлена тем, что:
– в условиях современной жизни одним из ключевых направлений совершенствования общества стало духовное возрождение народных традиций и основ народного воспитания;
– в современной науке обоснован высокий потенциал средств народной педагогики, реализация которого позволяет старшим дошкольникам приобретать социальный опыт, наследовать традиции своего народа, повышать уровень культуры межнациональных отношений.
Одним из направлений педагогической деятельности по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к народной культуре, частью которой являются народные подвижные игры. О значимости использования народных игр в воспитании подрастающего поколения писали ещё в XIX веке классики отечественной педагогики П. Ф. Лесгафт и Е. А. Покровский.
Подвижные народные игры, составляющие содержание двигательно-игровой деятельности, логично входят в технологию патриотического воспитания как средство и метод. Это сознательная инициативная деятельность, направленная на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности. В них сочетаются важные начала практической педагогики, искусства и стройная система физического воспитания.
В настоящее время воспитатели современных дошкольных учреждений знают народные игры, но используют их наравне с другими играми, не акцентируют внимание детей на характерных особенностях национальной игры, не используют их как форму, средство и метод патриотического воспитания.
Анализ источников по данной проблеме позволил определить особенности педагогической деятельности по формированию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через реализацию задач патриотического воспитания, основанных на двигательно-игровой деятельности, насыщенной народными играми и остановиться на использовании в работе с детьми как наиболее эффективных в решении данной задачи.
Ни одна современная образовательная программа не обходится без указания задач и содержания патриотического воспитания, но в большинстве случаев речь идёт о формировании представлений о России, малой родине, природе, символике страны. О подвижных играх, как существенной части игровой национальной культуры речь не идёт ни в одной из них, даже в парциальных программах «Мы живём в России» Н. Г. Зеленовой, Л. Е. Осиповой (31); программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой или программе «Растим патриотов России» О. А. Пономарёвой.
Именно двигательно-игровая деятельность, насыщенная народными играми, является наиболее благоприятной для формирования патриотических чувств у старших дошкольников. Народные подвижные игры можно использовать как ценное средство патриотического воспитания старших дошкольников.
Цель работы по использованию народных спортивных игр заключалась в том, чтобы проверить возможности двигательно-игровой деятельности в воспитании патриотизма старших дошкольников, насыщенной народными подвижными играми.
Опираясь на труды психологов, дидактов и методистов, исследовавших проблемы патриотического воспитания и использования народных подвижных игр для этого, были разработаны педагогические условия необходимые и значимые для достижения поставленной цели.
С моей точки зрения таких условий пять, вы их видите на слайде. Важнейшим среди них является учёт возрастных возможностей дошкольников.
Следующее условие — интеграция народных подвижных игр в серию познавательных и художественно-эстетических маршрутов, позволяющих обогатить представления детей о родной стране и малой родине.
Ещё одно условие — организация народных подвижных игр выстраивается как совместная детско-взрослая партнёрская деятельность
Четвёртое условие состоит в том, чтобы предоставлять возможность детям включаться не только в дела дошкольного учреждения, но и в социально-значимую деятельность (с родителями).
И последнее, но от этого не менее важное условие, о беспечение эмоционально положительного фона во всей работе связанной с воспитанием любви к Родине.
На основе этих педагогических условий были успешно реализованы две парциальные региональные программы: Л. Н. Волошиной «Выходи играть во двор» темы: «Любимые игры бабушек и дедушек», «Городки-игра народная», «Игры родного края». и программа Л. В. Серых «Здравствуй, мир Белогорья».
Реализация программы «Выходи играть во двор» (тема «Любимые игры бабушек и дедушек») в патриотическом воспитании старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности осуществлялась в форме социально-педагогического проекта, участниками которого стали все воспитанники подготовительной группы, их родители и воспитатели. При этом проект не был разовой акцией, он являлся этапом систематической целенаправленной деятельности по патриотическому воспитанию детей, одним из средств которого стали народные подвижные игры.
Эта деятельность обеспечила обогащение двигательно-игрового опыта детей, и в то же время, целенаправленная систематическая работа по патриотическому воспитанию позволила помочь им воспринимать народные подвижные игры как часть народной культуры, наряду со сказками, малыми фольклорными формами, народными игрушками, песнями.
Содержательно народные подвижные игры легко вписываются в работу, связанную с физическим воспитанием, они становятся компонентом двигательно-игровой деятельности на физкультурных занятиях, широко применяются на прогулках, но наша задача состояла ещё и в том, чтобы дети воспринимали их как часть народной культуры, наряду со сказками, малыми фольклорными формами, народными игрушками, песнями.
Поэтому мы включали их в серию познавательных и художественно-эстетических маршрутов, к примеру, таких:
«Фотолетопись нашего детского сада» (Собирая и рассматривая фотоальбом, воспитатели рассказывают, как жили дети раньше, во что играли, а затем разучивают с детьми игры, в которые дети играли 10–20 лет назад, приглашают родителей, дедушек, бабушек, которые обучают тем играм, которые сопровождали их детство). В ходе этого маршрута дети научились играть в: «Круговые пятнашки», «Хлоп! Хлоп! Убегай!», «Трынцы-бубенцы», «Капуста», «Дударь», «Солнце», выучили новые считалки.
Эти социологические методы воспитания патриотизма, по определению В. К. Загвоздкина, помогли детям с помощью вопросов, интервью бабушек, дедушек и других взрослых получить новые знания об истории ближайшего окружения, а совместные игры создали положительный эмоциональный фон в работе по воспитанию патриотизма;
«Белгородчина: знаковые даты и люди в истории». На этом маршруте много дат и имён, для примера возьмём одно. В смутные времена в начале XVII века в Белгороде жил и служил один из предков А. С. Пушкина. Вспоминаем сказки великого поэта и устраиваем игры, пришедшие к нам из тех давних времён: «Жмурки», «Два кота», «Много троих, хватит двоих», «Золотые ворота», «Цепи кованые», «Птица без гнезда».
В рамки маршрута «Как наши предки хлеб выращивали» встраиваем игры «А мы просо сеяли», «Здравствуй, дедушка Семак!», «Орехи», «Пирог».
Маршрут «Русская горница» предполагал создание образовательной ситуации, в которой воссоздавалась горница в русской избе, реконструировались посиделки, на которых пели народные песни, исполняли народные пляски, были и игры: «Колечко», «На златом крыльце сидели…», «Верёвочка», «Каравай», «Чурилки», «Водяной» и др.
Знакомство детей с народными подвижными играми позволило через игровой фольклор закрепить знания о русском народном творчестве, традициях. Народные подвижные игры постепенно переходили в самостоятельную двигательно-игровую деятельность и делали её насыщенной, разнообразной, эмоционально яркой. На этапе освоения новой игры мы всегда участвовали в ней, объясняли правила, показывали игровые действия, затем были уже просто партнёрами по игре, а дальше инициатива переходила к детям.
Результативность
Подводя итоги работы по использованию народных спортивных игр в двигательно-игровой деятельности, можно сказать об успешной результативности патриотического воспитания старших дошкольников за счет:
– осуществления интеграции народных подвижных игр в серию познавательных и художественно-эстетических маршрутов, позволяющих обогатить представления детей о родной стране и малой родине.
– организации народных подвижных игр через выстраивание совместной детско-взрослой партнёрской деятельности, которая обеспечивает наполненность её общим смыслом, подлинное проживание образовательной ситуации и помогает ребёнку освоить содержание игры и её правила;
– Включение детей не только в дела дошкольного учреждения, но и в социально-значимую деятельность (с родителями): День посёлка, поселковые праздники, акция «Бессмертный полк» и др;
– Обеспечение эмоционально положительного фона во всей работе, связанной с воспитанием любви к Родине.
– Использование теории и технологии использования народных подвижных игр в патриотическом воспитании детей, предлагаемой Л. Н. Волошиной в региональной парциальной программе «Выходи играть во двор» и программе Л. В. Серых «Здравствуй, мир Белогорья», которая помогла обеспечить обогащение двигательно-игрового опыта детей.
И в то же время, целенаправленная систематическая работа по патриотическому воспитанию позволила помочь старшим дошкольникам воспринимать народные подвижные игры как часть народной культуры, наряду со сказками, малыми фольклорными формами, народными игрушками, песнями.
Включение народных подвижных игр в образовательно-воспитательный процесс, как компонента проектной деятельности, позволило повысить уровень представлений детей о национальной игровой культуре, обогатить их двигательно-игровой опыт. Эффективность патриотического воспитания старших дошкольников в двигательно-игровой деятельности, во многом, обеспечило использование региональных парциальных программ по физическому воспитанию «Выходи играть во двор», «Здравствуй, мир Белогорья», в которых обоснована методическая и педагогическая целесообразность применения народных игр Белгородчины не только в физическом, но и в социально-нравственном развитии детей.
Организованная в ходе реализации опыта практическая деятельность позволяет сделать следующие выводы.
Народные подвижные игры являются эффективным средством патриотического воспитания дошкольников, материалом, позволяющим приобщить детей к народной игровой культуре. Несмотря на многовековую историю, эти игры и в настоящее время не потеряли своих художественных, воспитательных и развивающих достоинств и их применение в образовательном процессе способствует не только физическому, но и разностороннему развитию детей.
Однако, сами по себе народные подвижные игры, без интеграции с познавательным, речевым, художественно-эстетическим направлениями образовательной деятельности проблему патриотического воспитания дошкольников решить не могут. Такие игры следует включать в комплексные занятия, досуговые мероприятия, делать обязательным компонентом прогулок и физкультурных занятий, использовать в качестве физкультурных минуток, завершать ими утреннюю гимнастику. В этом случае народные подвижные игры расширяют и закрепляют знания детей о русском народном творчестве, традициях, вносят свою лепту в формирование патриотизма.
Подводя итог, можно утверждать, что цель достигнута, задачи реализованы. Применение в моей образовательной деятельности такой педагогической находки, как народные спортивные игры значительно изменило моё представление о возможности использования двигательно-игровой деятельности, насыщенной народными подвижными играми в патриотическом воспитании старших дошкольников. Кроме этого данная работа стимулировала внедрение в практику региональных программ, заставила многое изучить из истории родного края. Уверена, что использование народных спортивных игр в двигательно-игровой деятельности стало значительным этапом в моём профессиональном мастерстве.
Литература:
- Бережнова О. В., Бойко В. В. Парциальная программа физического развития детей 3–7 лет «Малыши-крепыши» [Текст] /О. В. Бережнова, В. В. Бойко. — М.: Издательский центр «Цветной мир», 2017. — 136 с.
- Волошина Л. Н. Оптимизация двигательной активности дошкольников в процессе реализации игровых программ и технологий [Текст] / Л. Н. Волошина // Культура физическая и здоровье. ‒ 2013. ‒ № 4 (46). ‒ С. 25–28.
- Выготский Л. С. Синтез психологии и педагогики — прорыв в образовании [Текст]/ Л. С. Выготский. — М.: Изд-во Амрита, 2019. — 248с.
- Запорожец А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры [Текст] / А. В. Запорожец// Дошкольное воспитание, 2005. — № 10. — С. 6–8.
- Князева О. Л., Махнева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа: Учебн.-метод. пособие. [Текст] / О. Л. Князева, М. Д. Маханёва. — СПб: Детство-пресс, 1998. — 304 с.