Проблема справедливости привлекала внимание человечества в течение длительного периода времени, однако, несмотря на это, правоведы до сих пор не пришли к единому мнению о ее сущности и соотношении с правом. В рамках данной статьи автор осуществляет анализ различных точек зрения о соотношения права и справедливости и делает вывод, согласно которому данные две категории имеют множество точек соприкосновения. Право имеет своей целью достижение справедливости в каждом конкретном случае.
Ключевые слова: право, справедливость, соотношение категорий, норма права, правотворчество.
Соотношение права и справедливости выступает одним из актуальных вопросов теории права. Споры по данному вопросу ведутся на протяжении не одного столетия, а многочисленные подходы к решению проблемы взаимосвязи указанных категорий трансформируются с течением времен, что, как видится, обусловлено перманентным развитием общества и складывающихся в нем отношений. Примером тому служит известный всем принцип талиона, согласно которому наказание должно быть равнозначно причиненному ущербу — «око за око, зуб за зуб».
На сегодняшний же день справедливость определяется нормой закона, закреплённой в различных нормативно-правовых актах: Конституции РФ, Уголовном кодексе РФ, Гражданском кодексе РФ и др., и применительно к различным правоотношениям она будет видоизменяться. Указанное предопределяет потребность ее соответствия исторической необходимости и практической возможности существующих условий жизни людей. Как отмечал профессор А. И. Экимов, т. к. справедливость является отражением многообразных интересов, то рассуждения о ней так же изменчивы, как и рассуждения об интересах [7]. Таким образом, справедливость в современных реалиях является оценочным понятием, т. е. критерию справедливости присущ субъективный характер. Однако не следует отвергать и объективную составляющую ее природы.
На наш взгляд, справедливость является неотъемлемым, фундаментальным элементом правовой реальности, однако, она является не только лишь категорией, присущей данной сфере. Т. Н. Радько не без оснований выделяет ее универсальный характер [3, c. 264], т. к. существуют такие ее виды, как «социальная справедливость», «человеческая справедливость», «юридическая справедливость» и иные. Рассуждая о сущности последнего подвида, правовед писал, что справедливость права состоит в обязательности воздаяния на правонарушение, а также в недопущении увеличения благосостояния одних лиц за счет других, как и в предотвращении возможности произвола. В. С. Соловьев, указывал, что справедливость — это нечто большее, чем только лишь равенство. По его мнению, сострадание также играет важную роль, и именно оно отражает сущность справедливости, как идеала правового государства [5, c. 388].
Таким образом, данные две категории имеют множество точек соприкосновения. Право имеет своей целью достижение справедливости в каждом конкретном случае. Будучи нравственной категорией, справедливость, в свою очередь, преследует торжество совести. При этом нельзя не признать, что решение суда может быть справедливым, но в той или иной ситуации расцениваться в качестве достаточно строгого. Вместе с тем, обосновано мнение о том, что право и справедливость не являются синонимичными понятиями, хоть и имеют много общего, т. к. «право не всегда справедливо, а справедливость не ограничивается правовой сферой» [1, c. 27]. При этом справедливость имеет достаточно тесную взаимосвязь с правом и оказывает серьезное влияние, как на законодательную, так и на правоприменительную деятельность.
Таким образом, природа справедливости включает в себя две основных составляющие. Первая исходит от общества и государства и находит свое проявление в законодательстве, a вторая — от человека, a именно от правоприменителя и основывается, как на законодательстве, так и на собственном усмотрении лица, его правосознании и морали, традициях и обычаях, т. e. на присущих обществу социальных нормах на соответствующем этапе его развития и усвоенных человеком. Таким образом, справедливость — это одновременно и правовая, и этическая категория. Указанное подтверждает неотъемлемую взаимосвязь права и справедливости. Тем не менее, понятие «справедливость», поскольку оно включает в себя множество форм — от идей и принципов до нормативных требований, не имеет четкого определения в юриспруденции [4, c. 117]. Однако, данное положение не влияет на то, что она оказывает значительное влияние на правовую систему во всех ее деталях.
В заключении считаем необходимым еще раз обратить внимание на тот факт, что одни авторы рассматривают справедливость исключительно в качестве категории правового характера, другие исходят из того, что справедливость является «моделью» для права [2, c. 228], а третьи убеждены, что даже наличие права не может расцениваться как гарантия справедливости, ввиду того, что «право как динамит — средство, при помощи которого можно сделать и добро, и зло» [6, c. 107]. Мы, в свою очередь, считаем, что справедливость не предшествует праву и не творит его. Полагаем, что ни справедливость, ни право не способны подобным образом влиять друг на друга. Их взаимосвязь иного рода. Право и справедливость воздействуют друг на друга одномоментно. Достижение справедливости без нормы права невозможно, в то время, как правовое установления, не соответствующие требованиям справедливости, лишается своего гуманистического содержания и нравственной ценности.
Литература:
- Божко А. П. К вопросу о соотношении права и справедливости // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 10–3 (49). С. 26–28.
- Кельзен Г. Право, государство и справедливость в чистом учении о праве // Правоведение. 2013. № 2. С. 226–240.
- Радько Т. Н. Теория государства и права: учебник. 2-е изд. М.: Проспект, 2010. 752 с.
- Сеидов Ш. Г., Кузнецов С. В. Развитие понятия «справедливость» и возможный компромисс в его реализации // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2022. № 1. С. 110–120.
- Соловьев В. Оправдание добра / Отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, алгоритм, 2012. 656 с.
- Шершеневич Г. Ф. Избранное: Сборник научных трудов.. М.: Статут, 2016. 496 с.
- Экимов А. И. Право в контексте справедливости: к методологии исследования. // Правоведение. Известия высших учебных заведений: научно-теоретический журнал. 2013. № 2. С. 51–61.