Методология критериального анализа конкурентов в маркетинге компании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №50 (549) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 13.12.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Ветренко, М. С. Методология критериального анализа конкурентов в маркетинге компании / М. С. Ветренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 50 (549). — С. 124-128. — URL: https://moluch.ru/archive/549/120525/ (дата обращения: 18.01.2025).



В данной статье описан пример методики, которую разработал автор на базе сети медицинских клиник. Изучение методики конкурентного анализа в рамках организации позволит определить стратегию развития и выбрать маркетинговые каналы коммуникации.

Ключевые слова : маркетинг, стратегия, оптимизация, бизнес-процессы.

Актуальность изучения новых методик конкурентного анализа в рамках дисциплины маркетинга обусловлена ситуацией в экономике, снижением спроса на товары и услуги, а также подорожанием цены клиента (CAC — customer acquisition cost). На сегодняшний день многие компании на рынке РФ понимают, что такое маркетинг, но не знают, как его использовать. В статье описан процесс создания критериального анализа в рамках маркетинговой стратегии для сети медицинских клиник в digital-пространстве. Были разработаны предложения по увеличению эффектности компании и оптимизированы бизнес-процессы.

Для достижения целей были проведены исследования на базе сети клиник и их конкурентов — трех клиник.

Гипотеза данной научной статьи предполагает ознакомить читателя с новым инструментом конкурентного анализа, который поможет компании увидеть точки роста в своих процессах и улучшить их.

Тенденция рынка медицинских услуг меняется из года в год. В 2023 году объем рынка платных медицинских услуг в России достиг приблизительно 1,36 трлн рублей. Это на 11 % больше, чем в предыдущем году.

При запуске нового продукта или услуги в частных клиниках принято поручать эту работу отделу маркетинга. Построение эффективной маркетинговой стратегии организации состоит из 3 важных пунктов:

— Оценка экономических показателей клиники (выручка, чистая прибыль, рентабельность, средний чек и т. д.)

— Понимание нужной целевой аудитории (сегментация, проработка карты пути клиента, уровень осведомлённости)

— Оценка работы конкурентов (каналы коммуникации, акции, сайт и т. д.)

Оценка работы конкурентов является одним из ключевых этапов в написании маркетинговой стратегии. Какие виды анализа конкурентов существуют?

  1. SWOT-анализ — это метод стратегического планирования, который позволяет оценить сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы (SWOT) конкретных конкурентов на рынке. Этот анализ помогает понять, как можно улучшить собственные бизнес-процессы и выделиться на фоне конкуренции.

SWOT-анализ медицинской клинки

Рис. 1. SWOT-анализ медицинской клинки

  1. Конкурентный анализ по модели 5 сил Портера — это метод, который помогает понять конкурентную среду в отрасли и определяет основные силы, влияющие на уровень конкуренции и прибыльность.

Конкурентный анализ по модели 5 сил Портера

Рис. 2. Конкурентный анализ по модели 5 сил Портера

  1. Конкурентная карта рынка — это визуальный инструмент, который помогает компаниям анализировать положение различных игроков на рынке относительно друг друга. Она используется для выявления сильных и слабых сторон конкурентов, оценки рыночных позиций и нахождения возможностей для дифференциации.

Конкурентная карта рынка

Рис. 3. Конкурентная карта рынка

Ключевая проблема данных методик заключается в том, что они оценивают рынок и конкурентов стратегически. В рамках реальной практики работы компаний такие данные чаще всего не несут важной информации, а их применение крайне сложно в операционной работе бизнеса. Это связано, в первую очередь, с турбулентными изменениями бизнес-среды, которые заставляют организации адаптироваться и наблюдать за конкурентами каждый день, не имея при этом возможности планировать захват объемов рынка и вывод новой продукции, даже в перспективе 5–10 лет.

В рамках данной гипотезы был выведен и проверен метод критериального анализа конкурентов. Основное отличие данного метода заключается в том, что критерии, используемые для анализа, в 90 % случаев состоят из операционных задач бизнеса, учитывая которые компания в самый короткий срок может увеличить свою выручку и улучшить бизнес-процессы.

Автор разделяет критерии на три большие категории, которые охватывают все взаимодействия с клиентами в рамках анализа конкурентов.

— Продуктовые — отвечают за качество продукта и его технические характеристики;

— Маркетинговые — отвечают за маркетинговые коммуникации, акции, виды рекламы и т.д.;

— Коммуникация и сервис — отвечают за клиентский сервис, гарантии, тех. обслуживание и т.д.;

3 ключевые группы анализа

Рис. 4. 3 ключевые группы анализа

После ознакомления с категориями маркетолог определяет для себя критерии по каждой из ключевых групп. Количество критериев может быть от 2 до 20. Чем больше критериев будет описано при первичном анализе, тем эффективнее будет работа по улучшению бизнес-процессов.

Выбранные подкритерии

Рис. 5. Выбранные подкритерии

В рамках выбора подкритериев маркетолог сам определяет, что будет оцениваться методикой, опираясь на оценку экономических показателей компании, а также на анализ целевой аудитории и карту пути клиента каждого покупателя. [2].

Например: если для компании в текущий момент важна стратегия работы с новыми лидами и высокой конверсией, то скорость ответа может играть ключевую роль [3], в то время как частота выхода контента имеет меньшую важность, чем анализ всех каналов коммуникации.

После того, как все критерии выбраны и определены, можно проводить критериальный анализ конкурентов.

Критериальный анализ конкурентов

Рис. 6. Критериальный анализ конкурентов

В выводах в рамках критериального анализа было замечено, что цена у компании «Клиника Здоровья» является самой высокой за первичный прием. При этом время приема врача больше на 30 минут. В клинике нет программы лояльности, что сильно влияет на показатель возвращаемости. Кроме того, по отношению к конкурентам наблюдается не самая удобная система записи, что также сказывается на оттоке потенциальных пациентов

В результате критериального анализа отдел маркетинга формирует карту гипотез, которую можно реализовать через реальные операционные процессы внутри компании.

Карта гипотез

Рис. 7. Карта гипотез

На основании карты гипотез компания начинает улучшать процессы по всем критериям, после чего у нее появляется возможность определить конкурентов и занять определенную долю рынка.

Литература:

  1. Котлер Ф, Армстронг Г. Основы маркетинга, 5-е издание / С 160–168.

2. Балахнин И. Маршрут построен! Применение карт путешествия потребителя для повышения продаж и лояльности/ С. 12–14.

3. Фитцпатрик Р. Спроси маму: как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи, если все кругом врут?/ С. 56–58.

Основные термины (генерируются автоматически): конкурентный анализ, компания, критериальный анализ, критериальный анализ конкурентов, CAC, SWOT, канал коммуникации, карт гипотез, конкурентная карта рынка, маркетинговая стратегия.


Похожие статьи

Использование социальных сетей в продвижении образовательных услуг

Целью статьи выступает разработка стратегии маркетинга в социальных сетях, как основного метода продвижения образовательных услуг. В процессе написания статьи применялись методы анализа и синтеза, позволившие выделить доминантные направления, а также...

Преимущества маркетингово-ориентированного управления: стратегии и выгоды

В статье авторы исследуют сущность маркетингово-ориентированного управления проектами, а также алгоритм внедрения и приобретаемые выгоды.

Интеграция традиционных и инновационных методов рекламы в стратегию вывода на рынок коммуникационного агентства

В статье исследуется интеграция традиционных и цифровых методов маркетинга и PR, а также демонстрируется, как синергия таких методов может улучшить стратегию вывода коммуникационного агентства на рынок. Автором рассматриваются преимущества интеграции...

АВС-анализ как инструмент анализа результатов управления ассортиментом в категорийном менеджменте

В статье рассмотрены принципы построения концепции категорийного менеджмента в компании, рассмотрены этапы выполнения АВС-анализа, обозначены преимущества и недостатки метода.

Разработка плана мероприятий по вводу на рынок новой торговой марки

В статье рассмотрен вопрос разработки обоснованной маркетинговой стратегии продвижения на рынок новой торговой марки. В результате исследования предлагается методология по продвижению новой торговой марки. Практика показывает, что такие проекты дале...

Маркетинговая поддержка стартапа по стадиям его жизненного цикла: результаты качественного исследования

В статье представлены результаты качественного эмпирического исследования роли маркетинга в развитии стартапа. Методология глубинного интервью включает в себя характеристику респондентов, а также тематический и динамический гайды. По результатам авто...

Разработка стратегии управления человеческим капиталом организации (на примере ООО «Фит Лайн»)

В статье предложены рекомендации по разработке стратегии управления человеческим капиталом организации. Показана роль данной стратегии в реализации выбранного стратегического направления развития организации на основании анализа ее сильных и слабых с...

Исследование показателей поведения потребителей и конкурентоспособности бренда на региональном рынке

В статье исследованы показатели поведения потребителей и конкурентоспособности бренда на региональном рынке. Представлены результаты PEST-анализа, SWOT-анализа, модели 5 сил конкуренции М. Портера, исследован метод корреляционно-регрессионного модели...

Формирование ценностного предложения клиентам компании на основе бизнес - модели Canvas

В статье рассмотрены основные подходы к формированию ценностного предложения клиентам компании на основе бизнес-модели Canvas. Представлен опыт применения данной модели российскими компаниями в различных сферах бизнеса и при решении разноплановых зад...

Сравнительный анализ способов выполнения маркетинговых исследований в контексте создания стартап-проекта

В статье авторы пытаются сравнить и проанализировать способы выполнения маркетинговых исследований в контексте создания стартап проекта.

Похожие статьи

Использование социальных сетей в продвижении образовательных услуг

Целью статьи выступает разработка стратегии маркетинга в социальных сетях, как основного метода продвижения образовательных услуг. В процессе написания статьи применялись методы анализа и синтеза, позволившие выделить доминантные направления, а также...

Преимущества маркетингово-ориентированного управления: стратегии и выгоды

В статье авторы исследуют сущность маркетингово-ориентированного управления проектами, а также алгоритм внедрения и приобретаемые выгоды.

Интеграция традиционных и инновационных методов рекламы в стратегию вывода на рынок коммуникационного агентства

В статье исследуется интеграция традиционных и цифровых методов маркетинга и PR, а также демонстрируется, как синергия таких методов может улучшить стратегию вывода коммуникационного агентства на рынок. Автором рассматриваются преимущества интеграции...

АВС-анализ как инструмент анализа результатов управления ассортиментом в категорийном менеджменте

В статье рассмотрены принципы построения концепции категорийного менеджмента в компании, рассмотрены этапы выполнения АВС-анализа, обозначены преимущества и недостатки метода.

Разработка плана мероприятий по вводу на рынок новой торговой марки

В статье рассмотрен вопрос разработки обоснованной маркетинговой стратегии продвижения на рынок новой торговой марки. В результате исследования предлагается методология по продвижению новой торговой марки. Практика показывает, что такие проекты дале...

Маркетинговая поддержка стартапа по стадиям его жизненного цикла: результаты качественного исследования

В статье представлены результаты качественного эмпирического исследования роли маркетинга в развитии стартапа. Методология глубинного интервью включает в себя характеристику респондентов, а также тематический и динамический гайды. По результатам авто...

Разработка стратегии управления человеческим капиталом организации (на примере ООО «Фит Лайн»)

В статье предложены рекомендации по разработке стратегии управления человеческим капиталом организации. Показана роль данной стратегии в реализации выбранного стратегического направления развития организации на основании анализа ее сильных и слабых с...

Исследование показателей поведения потребителей и конкурентоспособности бренда на региональном рынке

В статье исследованы показатели поведения потребителей и конкурентоспособности бренда на региональном рынке. Представлены результаты PEST-анализа, SWOT-анализа, модели 5 сил конкуренции М. Портера, исследован метод корреляционно-регрессионного модели...

Формирование ценностного предложения клиентам компании на основе бизнес - модели Canvas

В статье рассмотрены основные подходы к формированию ценностного предложения клиентам компании на основе бизнес-модели Canvas. Представлен опыт применения данной модели российскими компаниями в различных сферах бизнеса и при решении разноплановых зад...

Сравнительный анализ способов выполнения маркетинговых исследований в контексте создания стартап-проекта

В статье авторы пытаются сравнить и проанализировать способы выполнения маркетинговых исследований в контексте создания стартап проекта.

Задать вопрос