Прокурорский надзор за деятельностью службы судебных приставов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (549) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 13.12.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Ахметчина, А. А. Прокурорский надзор за деятельностью службы судебных приставов / А. А. Ахметчина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 50 (549). — С. 185-186. — URL: https://moluch.ru/archive/549/120530/ (дата обращения: 19.12.2024).

Для нормального функционирования судебной системы необходимо, чтобы решения судов и иных органов исполнялись должным образом. В противном случае, если процедура исполнения решений суда и иных внесудебных органов не будет отлажена, то можно будет говорить лишь о декларативности принимаемых такими органами решений, вне зависимости от эффективности их деятельности.

Ключевые слова: эффективность, прокурорский надзор, исполнение.

Прокурорский надзор по своей сути представляет достаточно сложную форму деятельности, которая нацелена на предотвращение нарушений закона. Помимо предотвращений нарушения Российского законодательства прокурорский надзор включает в себя и такие задачи, как контроль за исполнение законов, защита прав и интересов гражданина, которые закреплены в Конституции Российской Федерации [1], в случаях выявления нарушений, их устранений. Жить в обществе, значит знать свои права и пользоваться ими.

Сущность прокурорского надзора за соблюдением законов судебными приставами заключается, как и любого другого прокурорского надзора, в системности и своевременности его осуществления. Задачи по осуществлению данного вида надзора возложена на органы прокуратуры законом «О прокуратуре» [2]. А также нормативно-правовыми актами Генерального прокурора и «прокурорской области». Прокуратура осуществляет надзор за своевременностью исполнения судебными приставами судебных решений и иных актов, вынесенных органами уполномоченными на это. Также эффективность исполнения судебными приставами различных судебных решений контролируется прокуратурой. Перед прокуратурой стоит ряд задач при осуществлении контроля за исполнением решений. В них входят соблюдение прав и свобод человека и гражданина, будь это должник или взыскатель, соблюдение законодательства при совершении исполнительных действий, таких как: наложение ареста, ограничение на выезд из Российской Федерации.

Можно выявить и типичные нарушения. Они больше зависят от стадии совершениях нарушения. Самым первым будет являться возбуждение исполнительного производства, исполнительные действия и прекращение производства. Нарушения делятся в зависимости от этих стадий. При поступлении исполнительного документа судебные приставы предоставляют должнику возможность самому оплатить имеющуюся задолженность. В случае неисполнения возложенных обязательств взыскание происходит принудительно. Приставы устанавливают имущество должника, место его работы, доход, сведения о счетах и накладывают ограничения на выезд. Здесь и встречаются нарушения, такие как несоразмерность наложенных ограничений и сумма задолженности. В основном сумма имущества превышает сумму долга. Поэтому поступают жалобы о необоснованности.

Есть и отдельные категории обращений, которые держатся на особом контроле. Заработная плата, социально не защищенные слои населения, дети-инвалиды, инвалиды. Заявления данных граждан держатся на особом контроле. Принимаются все меры своевременного исполнения нарушений.

При нарушении закона «Об исполнительном производстве» [3] чаще всего принимаются два вида прокурорского надзора: представление и протест. Представление включает в себя устранение выявленных нарушений, а протест, рассматриваемый в установленный срок, например, незаконное окончание исполнительного производства, то в результате протеста, данное производство возобновляется.

Судебный пристав в целях привлечения должников к оплате использует широкий ряд полномочий. Наложение ареста на счета, имущество, ограничение на выезд за пределы страны, розыск, арест имущества, обращение взыскания на заработную плату должников все это рычаги воздействия. Также приставы привлекают и к административной ответственности.

Сейчас у всех есть доступ в интернет и должники пытаясь уклониться от уплаты долгов выискивают различные способы грамотно уйти от ответственности и не попасть под уголовную, административную ответственности. Но законодательство предусмотрел полномочия приставов и прокуроров, чтоб должников привлекать к установленной законом ответственности. Также есть понятие, как соразмерность долга. Зачастую должники не предпринимают меры по решению проблем. Встать на учёт в Центр занятости населения, где можно получать денежные средства, не ищет работу. При продолжении уклонения уже инициируется уголовное преследование. Надзор за исковыми заявлениями прокурора- отдельная категория, стоящая на учете Генерального прокурора. Коллегиально собираются прокуроры, приставы, должники и каждый исполнительный документ обсуждается со способами его исполнения.

На постоянном контроле принимаются меры, принуждаются должностные лица и это дает свои результаты.

Бывают и ситуации, когда сами приставы обращаются за помощью. Тут главное плотное взаимодействие. Целью работы должно было достижение результата. И очень часто бывают различные судебные решения, которые вызывают двусмысленность в порядке принудительного исполнения. Проводятся рабочие встречи с обсуждением вопросов реализации тех или иных мер с целью недопущения прав граждан, организаций, государства.

Литература:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 01.07.2020. — № 31

О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 № 2202–1 // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 47.

Об исполнительном производстве: Федеральный закон от 02 октября 2007 № 229-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 41.



Задать вопрос