В данной статье описывается система коррекционной работы учителя-логопеда с заикающимися детьми. Раскрываются основные причины возникновения заикания у детей. Авторы выделяют принципы и этапы логопедической и воспитательной работы с заикающимися дошкольниками. Представлено подробное описание периодов курса логопедических занятий.
Ключевые слова : коррекционная работа, заикание, речь, период.
Заикание до последнего времени остаётся актуальной проблемой коррекционной педагогики. Проблема заикания изучалась с древних времён и считалась одной из самых сложных и до конца не изученной. О данном нарушении речи писали ещё Геродот, Гиппократ, Аристотель. Древнегреческий историк Геродот описал своеобразную речь царя Батта: «Говорит быстро, невнятно, спотыкается, недоговаривает окончания слов». Гиппократ считал, что нарушением речи служат речевые расстройства поражения мозга, вызванное чрезмерным количеством слизи. Аристотель же связал расстройства речи с нарушением анатомии речевых органов.
Заикание — это нарушение темпа и ритма речи, проявляющееся мышечными спазмами речевого аппарата. Отмечается, что все заикающиеся испытывают трудности в процессе детального и связного оформления речи. Также наблюдается нарушение связности текста, синтаксически и логически незавершённые фразы, продолжительные речевые паузы. Считается, что заикание вызывают судороги тех мышц, которые задействованы в акте речи. Это мышцы губ, языка, мягкого неба, гортани, грудные и брюшные мышцы. При сильных формах заикания эти судороги могут дополняться судорогами мимических мышц лица, а иногда движениями рук и даже туловища.
Причиной возникновения заикания у детей, чаще всего является воздействие на организм ребёнка неблагоприятных ситуаций внутреннего и внешнего характера. Это могут быть психические травмы (испуг, перегрузка впечатлениями), отсутствие в речи некоторых звуков (косноязычие), тяжёлые инфекционные заболевания, имитация заикания [1, с. 14].
На начальной стадии этот дефект обычно выражен слабо, но со временем слегка заметное заикание может усилиться. Поэтому данный речевой дефект важно устранять сразу. Самый быстрый эффект лечения имеется, если обратиться к логопеду в течение 3–6 месяцев.
Для работы с заикающимися необходимо соблюдать дидактические принципы: систематизация, наглядность, прочность, индивидуализация, коллективность. Совокупность этих принципов и особенности их реализации в отношении к заикающимся детям определяют аспекты коррекционного обучения.
Курс логопедических занятий представляют завершённую, целостную по времени и задачам и содержанию систему работы с заикающимися и разделяется на периоды: подготовительный, тренировочный, закрепительный. Каждый этап состоит из связанных между собой занятий.
В самом начале коррекционной работы вводится организация «щадящего» речевого режима. Такой режим помогает создать условия для ослабления неправильных речевых привычек, а нервная система ребёнка подготавливается к формированию новых речевых навыков. Образовательная жизнь заикающихся организована таким образом, чтобы свести речь детей к минимуму. На занятиях логопед не требует от ребёнка устных ответов. Обычно на данном этапе дети рисуют, делают аппликации, слушают музыку и танцуют.
Для заикающихся очень важны занятия музыкой и танцами. Такие виды занятий способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувство ритма и темпа. В период молчания необходимо невербальное самовыражение. В данный период логопед может использовать такие методы, как: музыкорисование, музыкально-двигательные упражнения, направленные на развитие ритма и эмоциональный выплеск. Подробно рассмотрим метод музыкорисования. После двигательной разминки, дети пытаются нарисовать мелодию и ритм произведения, которая включается для прослушивания [3 c. 34]. Это способствует развитию ритмических способностей ребёнка. Важно учитывать рекомендации при проведении данного метода: использовать для прослушивания нужно те произведения, которые нравятся детям, громкость звучания — умеренная.
В работе с заикающимися детьми важно создать благоприятную обстановку. Учитель-логопед должен быть спокойным и в то же время иметь жизнерадостное настроение, которое отвлечёт ребёнка от тревожных мыслей о речевом нарушении. Очень важно, чтобы помещение, где проходят занятия, было оборудовано в соответствии с возрастом детей. Это красочные картинки, удобная мебель, дидактический материал. Огромную роль играет правильность речи при работе с заикающимися, потому что речь служит фактором воздействия на высшую нервную деятельность человека [2, с. 313].
Следует иметь ввиду, что многие дети с заиканием могут быть соматически ослабленными, поэтому в составлении распорядка их дня важно включать больше времени для отдыха. Для детей возбудимых, подвижных нужно подбирать спокойные занятия и игры.
После «щадящего» режима, который длится примерно неделю, наступает тренировочный период. В задачи данного периода входит овладение ребёнком всеми трудными для него формами речи в разных речевых ситуациях. Если случай заикания сложный, то тренировочный этап начинается с сопряжено-отраженной речи. Это проявляется в заучивании известных сказок, ответы на вопросы. Иногда на занятия приглашаются посторонние люди. Они могут просто присутствовать, а могут и участвовать в процессе занятия. Таким образом происходит имитация ситуаций, которые могут встретиться в повседневной жизни ребёнка.
Если ребёнок запинается или недостаточно громко отвечает, нужно попросить его снова повторить фразу, мотивируя тем, что ответ был недостаточно громко произнесён или слишком быстро. Ребёнок повторит фразу свободно. Если же спазм сильный, то нужно задать вопрос так, чтобы изменить конструкцию ответа. От простых фраз можно переходить к более сложным, а затем и к пересказу текста
В коррекционной работе с заикающимися детьми важное значение имеют физические упражнения. Упражнения, которые направлены на развитие координации и точности движения, которые помогают избавиться от скованности и содействуют воспитанию собранности [4, с.126]. Такие упражнения помогают речевым органам заикающегося лучше функционировать. Заикание может сопровождаться нарушениями моторики, поэтому физические упражнения приобретают лечебное значение. В релаксационной гимнастике существуют множество упражнений. Одно из них называется «Дождь».
«Сидя, голову поднять и тянуть шею вверх. Мышцы шеи напряжены. Такое положение сохранять во время чтения всего стиха (педагог читает стих или загадку). Затем голову опустить вниз и расслабить мышцы шеи». [5, с. 56].
Произнесение задания и самого стиха/загадки должно происходить достаточно громким голосом, уверенной интонацией и с соблюдением всех речевых правил.
Логопедическая ритмика является частью лечебной физкультуры. Она представляет собой двигательные упражнения, которые следует выполнять под музыкальное сопровождение. Например, отстукивание определённого такта, пение, речевые игры. Такие упражнения помогают корригированию общей моторики, двигательные упражнения в сочетании с речью помогают координировать определённую группу мышц (руки, ноги, голова, корпус).
Хоровое пение используется для развития темпо-ритмической и мелодической стороны речи заикающегося. Для исполнения выбирают хорошо известное произведение. В процессе совместного пения снижается уровень фиксации на собственном дефекте. Также ребёнок может получить оценку относительно собственной речи, если это индивидуальное пение. Индивидуальное и хоровое пение связано с развитием речевого дыхания. А нарушение речевого дыхания занимает значительное место в симптоматике заикания: учащение дыхания в момент речи, поверхностные судорожные вдохи. Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи.
В комплекс коррекционной работы по устранению заикания входит психотерапия. Психотерапия в основном направлена на перестройку социального контакта с окружающими, на устранение психогенных нарушений (страх речи, чувство ущемлённости и подавленности). Цель психотерапевтической работы с детьми заключается в объяснении им в доступной форме роли самого ребёнка в преодолении заикания [6, с.89].
В закрепительный период основное внимание логопеда и родителей направлено на то, как ребёнок говорит вне занятий. Поэтому не следует упускать возможность поправить его, когда это нужно, в разговоре на прогулке, дома. В данный период происходит автоматизация приобретённых ребёнком навыков речи в разных видах речевой деятельности.
Логопедические занятия являются лишь только составной частью комплексного лечебно-педагогического воздействия на заикающихся. Необходим комплекс мер: психотерапия, нормализация макросоциального окружения, медикаментозное лечение, физиотерапия [7, с.314]. При этом имеет значение адекватность и дифферинцированность выбранной методики. Подбор методики должен быть строго индивидуальным. Практика показывает, что чем моложе возраст, чем активнее и жизнерадостнее общее поведение, чем меньше отделов речевого аппарата задето судорогой и чем слабее судорога, чем меньше психических наслоений, тем благоприятнее прогноз.
Конечно же, успешное преодоление заикания во многом определяется совместной работой педагогического коллектива и родителей. Главная роль в организации коррекционного воспитания и обучения детей с заиканием — это работа с родителями. Родителям важно соблюдать рекомендации логопеда, потому что ребёнок большую часть времени проводит дома. Если рекомендации не будут соблюдены, то все логопедические занятия могут быть напрасны.
Литература:
- Андронова, Л. З. О влиянии пения на заикание. Дефектология / Л. З. Андронова. — М.: Феникс, 1987. — 14 с.
- Белякова, Л. И. Заикание /Л. И. Белякова. — М.: Москва, 1998. — 313 с.
- Васильева, Л. М. Основные направления коррекционной работы с заикающимися детьми / Л. М. Васильева. — М.: Юрайт, 2020–34 с.
- Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова. — М.: Юрайт, 2006–126 c.
- Зимняя, И. А. Основы теории речевой деятельности / И. А. Зимняя. — М.: Москва, 1974. — 56 с.
- Платонова, А. В. Комплексный подход преодоления заикания у детей дошкольного возраста / А. В. Платонова. — М.: Юрайт, 2019–89 с.
- Широкова, Г. А. Практикум для детского психолога / Г. А. Широкова. — М.: Юрайт, 2011.- 314с.