Продуктивные стратегии как условие реализации личностно ориентированной образовательной парадигмы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (549) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 14.12.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Бундеева, В. В. Продуктивные стратегии как условие реализации личностно ориентированной образовательной парадигмы / В. В. Бундеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 50 (549). — URL: https://moluch.ru/archive/549/120543/ (дата обращения: 19.12.2024).



В современном мире школа играет ключевую роль в формировании личности учащихся к успешной жизни в обществе. Традиционные методы образования часто критикуются за недостаточную ориентированность на практические навыки и реальные потребности школьников. Продуктивное образование представляет собой подход, который направлен на то, чтобы сделать учебный процесс более осмысленным и полезным для учащихся, обеспечивая их необходимыми знаниями и умениями для достижения успеха в будущем.

Продуктивное образование делает акцент на развитие критического мышления, самостоятельности, ответственности и способности работать в команде. Оно основывается на принципах активного участия учеников в образовательном процессе, вовлечении их в решение реальных проблем, связанных с их интересами и потребностями. Такой подход позволяет учащимся не только запоминать информацию, но и применять ее на практике, развивая навыки, востребованные в современном обществе.

В данной статье мы рассмотрим само понятие «Продуктивное образование», познакомимся с его типологизацией и требованиями.

Продуктивное образование соотносится в первую очередь с методом проектов. Данный метод позволяет в полном объеме реализовать принцип «learning by doing».

В XX столетии данный метод был разработан Дж.Дьюи и его учениками и последователями (У. Киллпатрик, Э.Коллингсом, Е.Паркхерст). Он получил широкое распространение в мировой педагогической практике, но в нашу страну этот метод пришел только в 20-е годы.

Перейдем к определению самого явления. «Прое́кт (от лат. projectus — брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации» [2, с. 246].

Образовательный проект рассматривается как «совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности " [3, с. 9].

Е. Н. Ястребцева определяет метод проектов как «педагогическую технологию, ориентированную не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социо-культурной среде» [3, с. 11].

Метод проектов направлен на развитие у учащихся навыков самостоятельного поиска знаний, ориентации в информационном пространстве, а также на формирование критического и творческого мышления. Этот метод относится к сфере дидактики и частных методик, когда применяется в контексте конкретного учебного предмета. Он представляет собой комплекс приёмов и действий, направленных на освоение определённой области знаний или деятельности, являясь способом организации образовательного процесса. Суть метода проектов заключается в достижении образовательных целей посредством глубокой проработки конкретной проблемы, что должно привести к практическому результату, представленному в виде конечного продукта. Данный подход был принят педагогами для решения учебных задач, основываясь на идее проекта, ориентированного на достижение ощутимого результата, который может быть применён в реальной жизни. Для успешного использования этого метода важно обучать учеников навыкам самостоятельного мышления, решения проблем, использования знаний из различных дисциплин, прогнозирования результатов и установления причинно-следственных связей.

Типологизация методов проектов основывается на основных признаках: доминирующая деятельность, предметно-содержательная сторона проекта, характер его организации, характер контактов, количество участников проекта и его продолжительность.

Является возможным построить типологизацию проектов по следующим критериям, которые обозначил в своей работе Е. С. Полат [1, с. 77–78]:

а) исследовательская

б) поисковая

в) творческая

г) ролевая

д) прикладная

2. предметно-содержательная сторона проекта:

а) моно-проект

б) межпредметный проект

3. характер координации проекта:

а) непосредственный

б) скрытый

4. характер контактов

а) участники одной школы

б) участники одного класса

в) участники одного города

г) участники одного региона

д) участники страны

е) участники с разных стран

Якиманская И. С. выделяет следующие требования [4, с. 27]:

  1. Наличие проблемы или задачи, которая должна быть значима как в исследовательском, так и в творческом плане. Она должна требовать интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
  2. Результаты должны быть практически, теоретически и познавательно значимы.
  3. Деятельность учащихся должна быть самостоятельной, учитель — консультант
  4. Совместное определение конечных целей проекта
  5. Определение знаний, которые понадобятся для работы
  6. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  7. Использование исследовательских методов:

— определение проблемы и задач

— определение гипотезы для их решения, обсуждение методов исследования

— оформление итогов

— анализ результатов, полученных при работе над проектом

— использование различных методов для рассмотрения выводов (круглый стол, мозговая атака и т. д.)

Важно обратить внимание на последний пункт, так как он относится к технологии проектных методов. Учащиеся, если они не владеют проблемными, исследовательскими или поисковыми методами, не умеют вести статистику, работать с данными, не владеют различными методами творческой деятельность, не получать достаточно хороших результатов своей деятельности. Можно сказать, что это предварительное условие успешной работы. Следовательно, учитель должен подвести учащихся к тому, чтобы они смогли поработать с проектом и получить все, что возможно от него.

Самое сложное для учителя при проектировании — оставаться независимым консультантом для учащихся. Для педагога очень сложно удержаться от подсказок учащимся, особенно когда он видит, что учащиеся делают что-то неправильно. Поэтому важно отвечать только на возникающие вопросы. По этой причине можно проводить семинары-консультации для коллективного обсуждения и решения вопросов.

В основе проектирования лежит присвоение новой информации и зачастую учащимся это сложно осуществлять, поэтому следует продуманно организовать процесс проектирования.

В ходе наблюдения за работой учащихся, мы можем выделить следующие трудности:

— намечать ведущие цели;

— находить наиболее подходящий путь решения поставленной задачи;

— аргументировать свой выбор;

— действовать самостоятельно;

— объективно давать оценку свои результатам и результатам своих коллег.

В ходе выполнения проекта меняется и роль учащихся — они становятся главными участниками. Учащиеся получают навыки работы в команде, так же они учатся мыслить критически, что теряется при обычной, «урочной» работе. У учащихся вырабатывается свое мнение, свой взгляд на результат деятельности. Школьники свободны при выборе вида деятельности, никто не контролирует, как и что они должны делать.

Даже если проект был выполнен неудачно, он имеет большую значимость для учащихся. На этапах самоанализа и защиты учащиеся анализируют свою деятельность, свои успехи и неудачи, результаты деятельности и т. д. Учащиеся осознают свои ошибки и поэтому у них возникает желание выполнить подобную работу еще раз с учетом всех замечаний.

Что же дает нам метод проектов? Для того, чтобы нам ответить на данный вопрос рассмотрим его ценность как для ученика, так и для учителя.

С точки зрения учащегося, проект — это возможность делать самостоятельно что-то интересное в группе или одному; решать интересную проблему, сформулированную самими учащимися и в виде цели и задач; максимально использовать свои возможности; проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания; принести пользу; публично показать достигнутый результат и т. п.

С точки зрения учителя, проект — это интересное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать такие специфические умения, навыки и компетенции, как проблематизация (рассмотрение проблемной ситуации, выделение имеющихся противоречий, формулирование проблемы и подпроблемы, постановка цели и задач и т.д.); целеполагание и планирование деятельности; самоанализ и рефлексия; поиск и критическое осмысление информации (отбор фактического материала, его интерпретация, обобщение, анализ); освоение методов исследования; практическое применение знаний, умений и навыков в нестандартных ситуациях.

Литература:

  1. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат. — М.: ACADEMA, 2005–272 с.
  2. Райзенберг Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзенберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева; под общ. ред. Б. А. Райзберга. -6-е изд., перераб. и доп. -М.: Инфра-М, 2013.-512 с.
  3. Ястребцева Е. Н., Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий .- М.: 2006 г. — 160 с.
  4. Якиманская И. С. Основы личностно-ориентированного образования. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014. — 224 с.


Задать вопрос