Идеи основополагающих концепций самообразования в исследованиях отечественных ученых-педагогов в 60–80-х годах ХХ века как важнейший потенциал развития современного общества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (549) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 13.12.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Лаврова, Н. В. Идеи основополагающих концепций самообразования в исследованиях отечественных ученых-педагогов в 60–80-х годах ХХ века как важнейший потенциал развития современного общества / Н. В. Лаврова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 50 (549). — С. 523-527. — URL: https://moluch.ru/archive/549/120554/ (дата обращения: 18.01.2025).



Статья посвящена проблеме самообразования в исследованиях ученых 60–80-х годов ХХ века, эволюции теоретических вопросов деятельности, преемственности самообразования в современном образовании, как единство составляющих обучения детей.

Ключевые слова: самообразование, вопросы исследований, стратегия образования, обучение школьников.

The article is devoted to the problem of self-education in the research of scientists of the 60s-80s of the twentieth century, the evolution of theoretical issues of activity, the continuity of self-education in modern education, as a unity of components of children's education.

Keywords: self-education, research issues, education strategy, school education.

На основании системного и целостного историко - педагогического знания ученые выявили закономерности и педагогические идеи самообразования недавнего прошлого, которые могут быть использованы в современной России. В XXI веке отмечается усиление роли школьного самообразования, которое рассматривается в качестве важнейшего потенциала развития общества и государства. Умения человека перерабатывать и применять полученные знания являются показателем творческого потенциала личности. Очевидно, что без самообразования невозможно решить проблему стратегии собственного использования личных ресурсов. Самообразовательная деятельность лежит в основе модернизации системы образования, новых педагогических стратегий, служит факторомдальнейшего социально - культурного развития страны и общества.

Значение данной проблемы для общества отражено в государственной политике в области образования, где неоднократно актуализировался вопрос о роли самообразования. Положения Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» раскрывают преемственность основных направлений концепции развития образования,воспитания личности к жизни в высокотехнологичном мире. В статье отмечается, что школьные знания лежат в основе самообразования и внешкольного дополнительного образования[1].

Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», ставит новые задачи в обучении с учетом инновационной экономики, увеличения числа детей, обучающихся по дополнительным программам [2].Всвоем Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В. В. Путинрассматривает обучение учащихся во внешкольном образовании, как « …огромный ресурс гармоничного развития личности» [3]. В. В. Путинпредложил возродить систему дополнительного образования школьников в сфере ответственности государства [4].

Историко - педагогические научные изыскания отечественных ученых нашли отражение в теоретических и практических работах, которые представляли основные концепции развития самообразования школьников: формирование готовности к самообразованию у младших и старших учащихся; самообразование как составная часть самовоспитания; развитие самообразования; педагогическое руководство самообразовательной деятельностью в учебной, внешкольной и дополнительной работе детей [5], [6]; [9], [17]; [18] и др.

Исследователи самообразования выявили факторы, влияющие на воспитание самообразовательной деятельности, обозначили прогрессивные тенденции разработок теоретических основ самообразования школьников, как постоянно развивающуюся деятельность.

Ученые отмечали, на процесс развития теоретических основ самообразования школьников 60 - х — 80 - х гг. ХХ века воздействовали социально - культурные факторы (народная педагогика;просветительское движение передовых деятелей отечественной науки ХVIII, ХIХ, ХХ века; введение нового содержания образования и демократизация общества второй половины ХХ века). Для образовательного процесса научные исследования основ самообразования носили прогрессивный характер. Ученые изучали влияние учебно - воспитательного процесса на формирование потребности в самообразовании у учащихся; развитие самообразования детей; самообразование отражает потребность в умственном воспитании; взаимосвязь готовности, стремления, условия самообразования с самовоспитанием; познавательная самостоятельность для самообразования.

В трудах ученых - педагогов прослеживается эволюция теоретических основ самообразования школьников. Отечественная наука рассматривает самообразование учащихся, как постоянно развивающуюся деятельность; социально - педагогические концепции самообразования изучались учеными, как структурный компонент в единой системе образования СССР.

В своих работах исследователи отметили следующие положения: самообразование школьников процесс социальный, связанный с их созидательной деятельностью [9] и др. Сущность самообразования состоит в самостоятельном, дополнительном, добровольном пополнении и углублении знаний из различных источников [11] и др. Самообразование — высшая форма познавательной деятельности учащихся, которая зависит от убежденности в необходимости ее осуществления, активности, владения умениями и навыками работы [13] и др.

Ученые-педагоги 60 80 - х гг. ХХ века рассмотрели соотношение процессов обучения и самообразования школьников в двух основных аспектах: обучение и самообразование — это два разных процесса, которые идут параллельно, иногда переплетаясь, дополняя друг друга; переход обучения в самообразование происходит через организацию деятельности учащихся, а достижение результата отмечается к концу учебы в школе.

В своих трудах ученые выявили направления формирования самообразования школьников и дали толчок воспитания деятельности в общеобразовательной школе. На материале исследований была разработана система самообразования, взаимосвязь отдельных ее видов и преемственность. В работах отразились многие аспекты основных теоретических проблем самообразования учащихся: вопросы истории становления и развития самообразования; мотивы самообразовательной деятельности учеников; воспитание готовности, формирование потребности и стремления детей к самообразованию; их познавательный интерес; самовоспитание и обучение учащихся: [24], [25]; [19], [21]; [16]; [23], [8];[15] и др.

Авторы исследований отметили признаки самообразования школьников:

— познавательная потребность в умственном саморазвитии, активность и самостоятельность [7] и др.;

— целенаправленность, сформированность познавательных и организационных умений, рациональность [9] и др.

В научных работах были обозначены условия дляразвития самообразования детей:

— деятельность закладывается в учебно-воспитательные занятия [19] и др.;

— учеба реорганизовывается по пути активизации познавательной потребности [26] и др.;

— развитие познавательной и волевой активности, самостоятельности и стремления приобретения познаний [23]; [12] и др.;

— осознание значимости самообразования для общества [20] и др.

Ученые исследовали самообразование школьников с учетом закономерностей самовоспитания, взаимосвязь которых обусловлена дидактикой воспитательного процесса, единой природой самосознания личности, общей потребностью к саморазвитию и самосовершенствованию [6] и др.;

— характер процесса обучения и методы самообразования подчинены общей цели — воспитания деятельности как черты личности [10] и др.;

— в основе самовоспитания лежит взаимосвязь воспитания и обучения; переход воспитания к самовоспитанию предполагает всестороннее развитие личности, передачи функции воспитания к самому воспитаннику [18] и др.;

— в процессе самовоспитания ученик получает новые знания [17] и др.;

— это осознанное самоизменение личности, которое имеет волевую направленность, решительность и самостоятельность [6], [24] и др.;

— самовоспитание и самообразование детей — педагогически организуемый и управляемый процесс [18] и др.

По мнению исследователей,трудности школьного самообразования носили педагогический характер, так как отсутствовала связь между учебным процессом, самообразованием, самовоспитанием, самоопределением и образованием [7] и др.

Своими трудами ученые внесли существенный вклад в теоретическую разработку проблемы самообразования школьников,создали основательную базу для реализации идеи на практике и признали необходимость этой деятельности.Самообразование рассматривалось как единство составляющих обучения: мотивов, учебных действий, самоконтроля. Элементы деятельности выполнялись учениками самостоятельно, без непосредственной помощи педагога.

Подлинное самообразование неотрывно от самовоспитания и подчинено ему. Педагогическая наука исходила из очевидного положения о том, что проблема самообразования учеников тесно связана с их самовоспитанием. По своей сущности, взаимосвязь самообразования и обучения вытекала из самого воспитательного процесса и была обусловлена единой природой самосознания личности, общей потребностью к саморазвитию и самосовершенствованию. Самообразование в значительной степени определяло эффективность самовоспитания школьников, так как содействовало развитию самосознания личности, повышало степень осознанности окружающего мира и себя в нем. Ученые разработали приемы преподавания в целях воспитания самообразования школьников . Понимание самообразования, как частный случай самовоспитания, дало возможность учитывать выявленные закономерности самовоспитания [18], [24] и др.

Самообразовательная деятельность являлась предпосылкой различных форм работы личности над собой и была непосредственно связано с отбором нужной информации, определялась мотивами и поиском знаний. Педагогическое руководство самообразованием школьников действовало в единстве и во взаимосвязи с самовоспитанием, способствовало развитию.

Обучение учащихся основам самообразования учителями–предметниками являлось одним из направлений исследований в науке. В условиях школьного обучения самообразование очень специфично. Оно протекает при интенсивном формировании личности, росте ее самосознания, определении призвания и жизненных планов. После формирования определенных навыков деятельности, педагог предлагал детям ориентир для самообразовательной работы вне школы. В первую очередь, передавались навыки самоконтроля, затем — основные правила, выполнения учебных действий, формирования приемов и способов осознанной мотивации к самообразованию: формирования умений и навыков самообразования школьников [14], [12] и др.; вопросы мотивации, побуждения к самообразованию [11], [13], и др.; познавательная активность учащихся [22] и др.

Качественное изменение самообразования являлось результатом мыслительной активности обучаемых и особого педагогического руководства этой деятельностью. «Двойственность» мотиваций самообразования лежит в исходной двойственности связей с миром, в предметной деятельности и общений. Самообразование порождает стремление не останавливаться в своем развитии, побуждает личность к поиску знаний для приложения в жизни, понимание практического значения, возможность использования для новых задач.Самообразование — это не только дополнительная активная деятельность по усовершенствованию знаний, расширению, углублению и систематизации, но и работа, направленная на обогащение самой деятельности.

Историографический анализ научно-педагогической литературы дает основания констатировать, что в основу методологической базы основополагающих концепций содержания теоретических основ самообразования 1960 - х — 1980 - х гг легли передовые идеи отечественных ученых - педагогов. В решении проблемы преобладал подход к самообразованию с позиции школьной подготовки, что удовлетворяло не только теоретическую заинтересованность педагогической науки, но и запросы педагогической практики. Бурное развитие теоретического знания содействовало повышению статуса самообразования в обществе.

Литература:

  1. Приказ Президента РФ от 04.02. 2010. № 271. / Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // www. kremlin. ru > events / president / news / 6683.
  2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012. № 599. / О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// kremlin. ru / events / presiden / news / 15236.
  3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. 04.12.2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www. kremlin. ru > d / 47173.
  4. Путин, В. В. (г.р. 1952). Строительство справедливости. Социальная политика для России. Предвыборная статья. 13.02.2012. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www. Putin-itoqi. Ru.
  5. Айзенберг, А. Я. Проблемы теории и практики самообразовательного чтения в России (Вторая половина ХVIII — ХIХ вв.): Дис. …д - ра пед. наук. — М.: 1981. — 450 с.
  6. Арет, А. Я. Основные положения теории самовоспитания: Дис.... д-ра пед. наук: В 2 - х тт.; — Фрунзе , 1963. — 780 с.
  7. Бондаренко, В. П. Педагогические основы преодоления трудностей в самообразовании старшеклассников : Дис....канд. пед. наук. — Рязань, 1976. — 170 с.
  8. Голованова, Н. Ф. Самообразование как составная часть самовоспитания старших школьников: Дис....канд. пед. наук. — Рязань, 1976. — 169 с.
  9. Громцева, А. К. Проблема самообразования учащихся на современном этапе развития советской школы: Дис....д-ра пед. наук: В 2 - х тт.; — Л.: 1971. — 628 с.
  10. Есипов, Б. П. (1894–1967). Самостоятельная работа учащихся на уроках. — М.:Государственное учебно - педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1961. — 240 с.
  11. Закиров, Г. С. Педагогические условия формирования у школьников потребности в самообразовании (На материале курсов математики и физики 8 класса): Дис....канд. пед. наук. — М.: 1968. — 229 с.
  12. Земскова, Л. А. Формирование у учащихся VIII — IХ классов стремления к самообразованию. (На основе связи обучения с жизнью в преподавании иностранного языка и географии): Дис. … канд. пед. наук. — Волгоград, 1976. — 171 с.
  13. Ильин, Василий Сергеевич. Проблемы воспитания потребности в знании у школьников: Дис. …д-ра пед. наук: В 2 - х тт.; — Ростов на Дону, 1971. — 595 с.
  14. Ковалевская, Нина Георгиевна. Формирование у старшеклассников готовности к самообразованию: Дис....канд. пед. наук. — Волгоград, 1973. — 185 с.
  15. Ковтун, Лариса Григорьевна. Развитие познавательной самостоятельности учащихся IV–V классов как подготовка их к самообразованию: Дис....кан. пед. наук. — Волгоград, 1975. — 227 с .
  16. Коджаспирова, Галина Михайловна. Формирование готовности к самообразованию у младших школьников: Дис....канд. пед. наук. — М.: 1975. — 218 с.
  17. Колбаско, Иван Иванович. Подготовка учащихся старших классов вечерних ( сменных ) школ к самообразованию / на материале преподавания истории / : Дис. …канд. пед. наук. — Л.: 1965. 317 с.
  18. Кочетов, Александр Ильич. Взаимосвязь воспитания и самовоспитания. / На материале V — VIII классов: Дис. …д-ра пед. наук: В 2 - х тт.; — Л.: 1967. Т. I. — 287 с. Т. II. — 604 с.
  19. Любимцев, Юрий Григорьевич. Дидактические условия сочетания обучения и самообразования старшеклассников: Дис. …канд. пед. наук. — Тюмень, 1983. — 251 с.
  20. Майборода В. К. Самостоятельная работа учащихся важнейшее средство самообразования // Формирование у учащихся готовности к самообразованию: [Сб. статей] / Волгоградский педагог. ин-тим. А. С. Серафимовича; Редколлегия: И. Ф. Герасименко (отв. ред.) и др. — Волгоград: ВГПИ, 1977. — 160 с. С. 41–48.
  21. Нусинова, Ж. Н. Подготовка учащихся к послешкольному самообразованию: Дис. …канд. пед. наук. — М.: 1974.
  22. Пидкасистый, П. И. Процесс и структура самостоятельной деятельности учащихся в обучении: Дис. …д-ра пед. наук. — М.: 1973 . — 392 с.
  23. Редковец, И. А. Повышение развивающей функции обучения для формирования у учащихся стремления и умений заниматься самообразованием: Дис. …канд. пед. наук. — Волгоград, 1973. — 256 с.
  24. Рувинский,Л. И. Воспитание и самовоспитание: Дис....д-ра пед. наук. — 6.: 1971. — 540 с.
  25. Сергеева, Л. Н. Педагогическое руководство самообразованием старших школьников: Дис. …канд. пед. наук. — Л.: 1981. — 265 с.
  26. Шаров, Ю. В. Формирование духовных потребностей советских школьников как социально-педагогическая проблема: Дис. …д-ра пед. наук. — Новосибирск, 1970. — 1086 с.
Основные термины (генерируются автоматически): самообразование, самообразование школьников, самообразовательная деятельность, обучение учащихся, основа самообразования, самовоспитание, теоретическая основа самообразования школьников, воспитательный процесс, государственная политика, общая потребность.


Ключевые слова

самообразование, обучение школьников, вопросы исследований, стратегия образования

Похожие статьи

Социально-культурные факторы актуализации развития теоретических основ самообразования в трудах учёных ХVIII–ХIХ веков

В статье раскрываются социально-культурные подходы развития теоретических основ самообразования. Значение народной педагогики в традиционно-культурной преемственности наследия. Этапы разработки теоретических вопросов самообразования в трудах учёных X...

Социализация личности как проблема исследования отечественных и зарубежных ученых

В статье раскрываются вопросы интеграции социализации и образования в дошкольном возрасте, определяются факторы социализации, психологические технологии социализации и воспитания в контексте отечественных и зарубежных исследований.

Социальные факторы развития школьного самообразования в основополагающих документах страны 60–80-х гг. ХХ века

Поиски дальнейшего совершенствования системы народного образования в программных документах коммунистической партии и законах СССР. Реформирование советской школы и способствовавшее развитию самообразования личности.

Особенности развития мотивационной сферы у будущих педагогов в период обучения в вузе

В данной статье представлена попытка изучения и выявления особенностей процесса мотивации студентов в вузах и путей ее формирования, рассмотрены трактовки понятие «мотив» разных ученых, представлены группы мотивов, представлены результаты исследовани...

Правовое просвещение современной российской молодежи: проблемы и пути решения

В статье автор исследует формирование правового просвещения подрастающего поколения и обозначает роль образовательных организаций, семьи и СМИ в формировании правового просвещения и правосознания современной российской молодежи.

Гуманизация системы образования в контексте современного общественного развития

Статья посвящена необходимости широкого внедрения гуманистических технологий в системе образования на фоне современных тенденций и процессов общественного развития.

Проблемы организации исследовательской деятельности учащихся в гуманитарном направлении

В статье рассматриваются проблемы организации исследовательской деятельности учащихся, практическо-воспитательные аспекты в приложении к проблематике школьного образования.

Историография советской школы 1920–1930-х годов в отечественной научной литературе эпохи перестройки

Статья является частью работы по изучению советской школы 20–30-х годов ХХ века в отечественной историографии. В публикации рассматриваются научные работы историков 1985–1991 годов, посвящённые исследованию данной проблемы. Исследователями выделены с...

Опыт формирования общих компетенций студентов учреждений среднего профессионального образования в условиях современности

Статья посвящена актуальной проблеме развития общих компетенций студентов системы среднего профессионального образования. Рассматриваются основные теоретические и методические аспекты вопроса, дается краткая характеристика общих компетенций, дается а...

Инновационные кадровые технологии как вектор успеха современного учителя

Автор рассматривает применение инновационных кадровых технологий в проектировании деятельности современного педагога как возможность успешного профессионального развития. В работе анализируются основные и современные тенденции развития кадровых техно...

Похожие статьи

Социально-культурные факторы актуализации развития теоретических основ самообразования в трудах учёных ХVIII–ХIХ веков

В статье раскрываются социально-культурные подходы развития теоретических основ самообразования. Значение народной педагогики в традиционно-культурной преемственности наследия. Этапы разработки теоретических вопросов самообразования в трудах учёных X...

Социализация личности как проблема исследования отечественных и зарубежных ученых

В статье раскрываются вопросы интеграции социализации и образования в дошкольном возрасте, определяются факторы социализации, психологические технологии социализации и воспитания в контексте отечественных и зарубежных исследований.

Социальные факторы развития школьного самообразования в основополагающих документах страны 60–80-х гг. ХХ века

Поиски дальнейшего совершенствования системы народного образования в программных документах коммунистической партии и законах СССР. Реформирование советской школы и способствовавшее развитию самообразования личности.

Особенности развития мотивационной сферы у будущих педагогов в период обучения в вузе

В данной статье представлена попытка изучения и выявления особенностей процесса мотивации студентов в вузах и путей ее формирования, рассмотрены трактовки понятие «мотив» разных ученых, представлены группы мотивов, представлены результаты исследовани...

Правовое просвещение современной российской молодежи: проблемы и пути решения

В статье автор исследует формирование правового просвещения подрастающего поколения и обозначает роль образовательных организаций, семьи и СМИ в формировании правового просвещения и правосознания современной российской молодежи.

Гуманизация системы образования в контексте современного общественного развития

Статья посвящена необходимости широкого внедрения гуманистических технологий в системе образования на фоне современных тенденций и процессов общественного развития.

Проблемы организации исследовательской деятельности учащихся в гуманитарном направлении

В статье рассматриваются проблемы организации исследовательской деятельности учащихся, практическо-воспитательные аспекты в приложении к проблематике школьного образования.

Историография советской школы 1920–1930-х годов в отечественной научной литературе эпохи перестройки

Статья является частью работы по изучению советской школы 20–30-х годов ХХ века в отечественной историографии. В публикации рассматриваются научные работы историков 1985–1991 годов, посвящённые исследованию данной проблемы. Исследователями выделены с...

Опыт формирования общих компетенций студентов учреждений среднего профессионального образования в условиях современности

Статья посвящена актуальной проблеме развития общих компетенций студентов системы среднего профессионального образования. Рассматриваются основные теоретические и методические аспекты вопроса, дается краткая характеристика общих компетенций, дается а...

Инновационные кадровые технологии как вектор успеха современного учителя

Автор рассматривает применение инновационных кадровых технологий в проектировании деятельности современного педагога как возможность успешного профессионального развития. В работе анализируются основные и современные тенденции развития кадровых техно...

Задать вопрос