Формирование исследовательских навыков у учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (549) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 13.12.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Назарова, Л. Г. Формирование исследовательских навыков у учащихся / Л. Г. Назарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 50 (549). — С. 541-544. — URL: https://moluch.ru/archive/549/120557/ (дата обращения: 19.01.2025).



Обучение и воспитание детей не ограничивается рамками уроков, несмотря на то, что урок всегда был и остается основной формой организации учебного процесса. Однако существуют и другие не менее важные пути образования и развития школьников. Один из них — руководство научно-исследовательской деятельностью обучающихся. Данная форма обучения является индивидуальной. В этом ее главная особенность. Работает схема: наставник и исследователь, которая дает стабильные результаты на протяжении многих лет. Несомненно, формировать интерес к науке и исследовательской деятельности следует начинать со школьного возраста.

Обращаясь непосредственно к опыту работы наших уважаемых научных руководителей, мы организовали небольшой опрос общественного мнения, результаты которого хотим вам представить.

Самым важным в своей работе они считают:

– умение спланировать работу,

– раскрыть творческий потенциал учителя и учащегося,

– определить индивидуальную траекторию ученика,

– развить метапредметные навыки,

– заинтересовать его, настроить на сотрудничество

Какого результата ждут наставник и его подопечный?

– нацеленность на победу в конкурсе,

– знакомство ребенка с основами научно-исследовательской деятельности, привить интерес к предмету,

– развивать интеллектуальные способности

– получить опыт публичных выступлений

На вопрос «Сколько времени вам требуется для подготовки своего воспитанника к выступлению на конференции?»

опытные наставники говорят, что на это уходит от 2 месяцев до одного учебного года, хотя замечают, что многое зависит от ребенка. Все индивидуально.

Вопрос о трудностях, с которыми сталкиваются наставники.

Опрос показал, что это:

– выбор темы исследования, которая должна быть и актуальна и интересна ученику

– отсутствие у учащихся умения формулировать задачи, выдвигать гипотезы, подбирать методы исследования

– проблема свободного времени

– непросто бывает найти актуальный и современный теоретический материал по выбранной проблеме или организовать опрос

Каков уровень самостоятельности школьника в данном виде деятельности? Не стоит забывать, что наши дети пока еще не ученые и даже не студенты, поэтому им объективно не по силам выполнить исследование полностью самостоятельно.

Практика наших опытных наставников показывает, что соотношение «учитель — ученик» выглядит примерно так:

– 70 % на 30 %. — 5–7 класс,

– 60 % на 40 % — 8 класс,

– 80 % на 20 % — 9–10 класс.

Это не означает, что руководитель делает за юного исследователя всю работу. Поверьте, те условные 30- 80 %, которые отводятся ученику — это огромный фронт работ для него. Только при таком раскладе работа может быть успешна.

В работе над исследованием учитель-наставник:

– помогает ученикам в поиске нужных источников информации;

– сам является источником;

– координирует весь процесс;

– поощряет учеников;

– поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над исследованием.

Исследование — творческий процесс изучения объекта или явления с определенной целью, но с изначально неизвестным результатом

Начинаем работу над исследованием со знакомства учащихся со структурой исследовательской работы.

Любая исследовательская работа состоит из следующих частей:

– введение (где отражены актуальность проблемы, цель и задачи, предмет, объект исследования, гипотеза, структура работы)

– основная часть (в которой раскрывается содержание работы: теоретическая и практическая часть)

– заключение (в котором содержатся итоги работы, выводы и рекомендации)

– список литературы (представляет собой перечень использованных книг и статей)

– приложение (наглядное представление опытных данных в виде таблиц, схем, диаграмм, и т. д.)

По мнению коллег, наибольшее затруднение всегда вызывает при работе над исследовательской работой это написание всех элементов введения работы.

Итак, мы остановимся над тем как написать введение к исследовательской работе. Рассмотрим это на примере одной из работ, которую писали с ученицей.

Введение должны быть кратким, не более 2-х страниц. Введение должно подготовить читателя к восприятию содержания исследования.

Структура введения

Актуальность

Объект

Предмет

Гипотеза

Цель

Задачи

Методы

Новизна

Практическая значимость

Выбор темы

В основе выбора темы исследования будет то, что вы хотите изучить с какой — то новой стороны.

Алгоритм выбора темы научного исследования

Выбираем 2–3 области, которые интересны учащимся и учителю.

Например: буллинг, страхи, прокрастинация, самоуправление и коммуникативные навыки

Для каждой из них прикидываем возможности совершенствования, интересующие вопросы.

Например: область самоуправление и коммуникативные навыки

Эта область была выбрана не случайно. Работу писала ученица, которая была в активе школы с 8 класса и могла наблюдать как действительно участие в этой деятельности способствует развитию навыков коммуникации. Что и решили проверить с помощью специальных методик.

Заинтересовавшие вопросы: Как преодолевают подростки следующие проблемы: чувствуют себя скованно в коллективе, испытывают трудности в установлении контактов с людьми, в выступлении перед аудиторией.

Исследовали ли эту проблему до тебя?

Искали похожие статьи по ключевым словам в интернете Если таких работ нет или их немного, или они устарели (опубликованы более 5 лет назад), можно смело брать данную тему.

Задаешься вопросом как будешь раскрывать свою тему.

То есть какие методики, опросники, анкеты можно использовать или составить.

Например, для изучения уровня развития коммуникативных навыков мы использовали Методику КОС — «Исследование коммуникативных и организаторских способностей», разработанную В. Синявским и Б. А. Федоришиным. Данная методика базируется на принципе отражения и оценки испытуемым некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях.

Избраны ситуации, знакомые испытуемому по его личному опыту. Поэтому оценка ситуации и поведения в ее условиях основывается на воспроизведении испытуемым своего реального поведения и реального, пережитого в его опыте, отношения.

Данный опросник позволяет выявить устойчивые показатели коммуникативных и организаторских склонностей

Формулируем тему

Например:

«Школьное самоуправление как способ формирования коммуникативных навыков у подростков».

Окончательно формулируй название исследования только после того, как напишешь работу.

Почему так? Да потому что понять, что у тебя вышло в итоге, ты сможешь только после написания всей работы.

  1. Тема должна быть краткой, лаконичной и законченной . (Формулировки тем научно исследовательской работы обычно включают 5–8 слов)
  2. Интересная тема может содержать риторический вопрос.
  3. Тема должна охватывать чёткие границы и отражать суть работы.
  4. Тема, по возможности, должна быть оригинальной .

Наиболее привлекающие внимание темы содержат элемент неожиданности, общественной важности, имеют интригующие формулировки и спорные моменты.

  1. Тема должна быть интересна самому автору.

Обоснование актуальности, выбора темы.

Актуальность — важность, значительность чего-либо для настоящего момента, современность, злободневность. — почему данную тему надо разрабатывать именно сейчас почему данную проблему нужно решать именно сегодня? Желательно привести какие –то статистические данные или авторские высказывания. Нельзя написать, эта тема актуальна, без всяких доказательств.

Для школьников: актуальность исследования исходя из их знаний и опыта.

К введению можно использовать эпиграф, для привлечения внимание, можно с помощью эпиграфа раскрыть актуальность.

(«Самая главная составляющая в формуле успеха — это знание, как общаться с людьми».

Теодор Рузвельт)

Постановка цели и задач исследования

Любая работа требует от ее автора формулирования целей и задач исследования.

При определении цели исследования необходимо ответить на вопросы:

  1. Какой результат предполагается получить?
  2. Каким видится этот результат ещё до его получения?

Простая схема составления цели исследовательской работы:

  1. Выберите одно из слов:

изучение, выяснение, выявление, установление, анализ, разработка, оценка

  1. Добавьте название объекта и предмета исследовани.

Например:

Цель исследования: изучение влияние школьного самоуправления на развитие коммуникативных навыков подростков.

Под задачами исследования понимается то, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.

Задачи, поставленные в научно-исследовательской работе — это план (этапы) достижения цели исследования. Формулировка задачи должна начинаться с глагола:

Выявить…

Разработать…

Провести…

Решить…

Проанализировать…

Обобщить… и т. д.

Формулируем небольшое количество задач, стандартно ставим 3 -4 задачи, меньше не рекомендуется, больше можно, но помните, что по каждой задаче нужно сделать вывод.

Если целью исследования является изучение влияния школьного самоуправления на развитие коммуникативных навыков подростков, то задачи исследования будут следующие:

Выявить уровень развития коммуникативные навыки у подростков 13–14 лет и 15–16 лет и их сверстников, активно участвующих в школьном самоуправлении.

Проследить, как с возрастом изменяются коммуникативные навыки у подростков, активно участвующих в школьном самоуправлении.

Проанализировать полученные результаты и предложить рекомендации по развитию коммуникативных навыков.

Таким образом, поэтапно выполняя задачи исследования, мы добиваемся достижения целей своей работы.

Формулирование гипотезы, объекта и предмета исследования

Гипотеза— научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. основанное на ряде фактов научное предположение, которое необходимо доказать. Клише для формулировки гипотезы (если, то).

Предполагается, что если учащиеся принимают участие в организации школьных мероприятий, то тем самым развивают свои коммуникативные навыки.

Объект исследования — это то, что будет взято учащимся для изучения и исследования. Это не обязательно может быть какой-либо неживой предмет или живое существо. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности.

Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?

Объект исследования: подростки 13–14 лет и 15–16 лет и их сверстники, активно участвующие в школьном самоуправлении МБОУ СОШ № 40.

Предмет исследования — это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе.

Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?

Предмет исследования: влияние школьного самоуправления на развитие коммуникативных навыков.

Новизна исследования:

Формирование коммуникативных навыков у подростков является актуальной проблемой современного общества, решение которой имеет важную значимость для каждого человека. Вместе с тем, несмотря на то, что в литературе достаточно подробно рассмотрены особенности развития коммуникативных навыков в подростковом возрасте, слабо изученным, но значимым остается вопрос о влиянии на развитие коммуникативных навыков школьного самоуправления. (новизна может состоять в следующих моментах: изучение данного вопроса на разных возрастных группах, в разных учреждениях)

Практическая значимость.

Если работа, кроме теоретического значения, имеет серьезный практический выход, в заключении могут быть изложены практические рекомендации. В случае, когда они имеют развернутый и структурный характер, рекомендации могут быть представлены в виде самостоятельного раздела исследовательской работы.

В обосновании методов проведения исследования нужно указать:

– методы исследования, которые использовались в исследовательской работе;

– желательно пояснить ваш выбор методов исследования, т. е. почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели.

Нужно не просто перечислить методы, но и кратко раскрыть их суть, а также написать, как в работе использованы эти методы.

Методы исследования

Наблюдение

Анкетирование

Описание

Сравнение

Анализ

Сравнение

Сравнительный метод — метод сопоставления двух и более объектов (явлений, идей, результатов исследований и т. п.), выделение в них общего и различного с целью классификации и типологии.

В нашей работе мы в основном использовали данный метод, сравнивая коммуникативные навыки учащихся трех разных возрастных категорий. Мы выявляли, как влияет участие в школьном самоуправлении на развитие коммуникативных навыков.

В заключении хочется сказать о достижениях наших учащихся.

Наши исследовательские работы мы представляем на конференциях различного уровня. Ежегодно участвуем в школьной и городских конференциях. Работы высоко оценивают члены жюри, что подтверждается грамотами и дипломами победителей и призеров следующих конференций.

Школьная научно-практическая конференция учащихся «Я — исследователь»

Городской конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «Твоё время»

Городская конференция учащихся «Виват, молодая наука!»

Научная конференция для школьников и студентов младших курсов «Дебют»

Участие в исследовательской работе дает ребятам возможность осознать свою значимость, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в учебных исследованиях.

Литература:

  1. Савенков А. И. Подготовка педагога к работе в условиях исследовательского обучения // Исследовательская работа школьников. — 2007. — № 3. — с. 4–8.
Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская работа, школьное самоуправление, работа, навык, задача, подросток, предмет, какой результат, научное предположение, практическая значимость.


Задать вопрос