В статье анализируется специфика участия родителей в воспитании, адаптации и социализации ребенка с психическими заболеваниями. Описаны возможности психологической помощи родителям таких детей и сложности, с которыми обычно сталкиваются специалисты при работе с ними. Рассматриваются способы установления гармоничных отношений в таких семьях через систему психологического сопровождения родителей. Большое значение в такой работе психолога имеет информирование родителей детей с нарушениями развития о болезни и способах организации комплексной помощи ребенку.
Ключевые слова: психологическая коррекция, дети с психическими заболеваниями, детско-родительские отношения, семейно-ориентированный подход, помощь родителям.
The article analyzes the specifics of parental participation in the upbringing, adaptation and socialization of a child with mental illness. The possibilities of psychological assistance to parents of such children and the difficulties that specialists usually encounter when working with them are described. The ways of establishing harmonious relationships in such families through a system of psychological support for parents are considered. Of great importance in such work of a psychologist is informing parents of children with developmental disorders about the disease and ways to organize comprehensive care for the child.
Keywords: psychological correction, children with mental illness, child-parent relationships, family-oriented approach, assistance to parents.
Работа психолога с родителями детей с психическими заболеваниями является не только одним из важных принципов семейно-ориентированного подхода в лечении, но и одной из задач детской патопсихологии, и включает в себя просвещение родителей и их психологическую поддержку.
В современной психологии зафиксирован факт амбивалентного или эмоционального отторжения у родителей детей с психическими заболеваниями. Родители часто не в состоянии принять болезнь ребенка, жалеют его и не понимают его потенциальных возможностей и путей развития, например, способов профориентации в будущем и социализации в обществе. Очень часто они стараются ограничить контакты ребенка вне семьи и уберечь его от любых трудностей. Нередки случаи возникновения конфликтов между родителя после рождения больного ребенка и даже распадения семей [15]. Поэтому необходимо оказывать психологическую помощь и сопровождать не только ребенка с нарушением в развитии, но и его родителей.
Необходимо помнить, что именно семья, в которой формируется личность детей, в большой степени определяет развитие и социализацию ребенка, чья «Я-концепции» зависит, в первую очередь, от отношения родителей и их оценок. Таким образом, семья может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие ребенка и понимание им своих способностей, индивидуально-психологических особенностей и склонностей [1].
Родители, как уже говорилось выше, по-разному реагируют на болезнь своего ребенка. Как правило, при рождении ребенка с проблемами интеллектуального развития, что само по себе является травмирующим фактором, родители, тем не менее, прогнозируют его будущее в светлых тонах, однако по мере взросления ребенка их реакция меняется и часто бывает неадекватной — от игнорирования проблемы до культивирования собственного комплекса вины. Они могут также с пренебрежением относиться к ребенку с психическими заболеваниями, особенно если в семье растут здоровые дети. В результате такого поведения родителей у больного ребенка формируется низкая самооценка, которая в будущем приводит его к дезадаптации [5] и даже проявлениям агрессии.
С другой стороны, чрезмерная активность родителей по организации для ребенка дополнительных занятий в частном порядке за пределами специализированных учреждений также может привести к негативным последствиям, перегрузке ребенка и помешать адаптационному процессу, который и так достаточно неустойчив.
Все родители детей с психическими заболеваниями, вне зависимости от их реакций на появление в семье ребенка с такими проблемами, нуждаются в психологической помощи (коррекции) Начать работу с родителями следует с анализа их возможностей вовлечения в работу психологов. Вовлеченность зависит не только от желания семьи и готовности к сотрудничеству, но и от объективных причин (занятости родителей на работе, наличии свободного времени у других членов семьи, уровня образования и др.). Психологу необходимо сразу предупредить семью ребенка с психическими заболеваниями, что результаты работы будут видны не сразу, а система коррекционных воздействий — это растянутый во времени процесс. И тут очень важно для специалиста установить доверительные отношения с родителями ребенка, потому что именно они могут оказаться решающим факторов в успешности терапии.
Одним из главных принципов семейно-ориентированного подхода при работе с детьми с психическими заболеваниями является как модно более полное информирование родителей о болезни и имеющихся возможности помощи. [11] Результаты современных исследований показывают, что большинство родителей не обладают необходимыми знаниями о болезни своего ребенка. Так, проведенное в 2023 году анкетирование родителей детей с РАС (расстройством аутистического спектра) показало, что больше половины из них (53 %) «оценили свои знания как недостаточно удовлетворительные. Четверть родителей вовсе сообщили об отсутствии объективных знаний о проблеме аутизма у детей, чуть меньшее число родителей (22 %) отметили, что они имеют достаточные знания о заболевании детей и не нуждаются в дополнительной информации». При этом было установлено, что многие родители черпают свои знания (часто ложные) из СМИ, Интернета и других немедицинских источников. [4]
Оказание психологической помощи семьям с детьми с ОВЗ невозможно без системного подхода с участием специалистов разного профиля, работающих с ребенком (от социального работника до врача-дефектолога), при этом психологу отводится главная роль. И ему необходимо сосредоточиться на стадиях переживания случившегося родными: осознания факта болезни и анализа сложившегося положения, актуализации и последующей дискредитации прошлого опыта, приобретения нового знания и его дальнейшей реализации [16].
Родители должны понять, что неправильное отношение к ребенку и ситуации в целом помешает формированию и развитию таких психических функции, как, например, речь и память, не говоря уже о развитии логики и памяти. В случаях же чрезмерной тревожности родителей, которая легко объяснима постоянным стрессом, в котором они пребывают, дома создается нервозная обстановка, что не может не сказаться на состоянии ребенка и мешает работе с ним.
Поэтому работу с родителями и надо начинать с информирования о болезни, о чем говорилось выше, а также психологической поддержки, которая может быть предложена семье больного ребенка в разных формах. Например, можно разработать план групповых семинаров или небольших лекций для родителей детей с определенным типом заболевания, на которых специалисты после рассказа о проблемах детей с ВОЗ могут ответить на вопросы родителей, в том числе и о возможностях их обучения и дальнейшей социализации. Очень полезно предложить родителям самим принять участие в решении логических задач, вовлечь их в игровую форму обучения и наглядно показать конкретные коррекционные приемы. Такая тактика дает возможность родителям, пребывающим в тревоге за своего ребенка, не только расслабиться, но и почувствовать уверенность в возможности изменений. Однако необходимо не давать ложных надежд и в корректной форме напоминать о систематической работе с ребенком дома без переутомления его.
Отечественный ученый В. Н. Мясищев справедливо указывал, что личность формируется как продукт системы значимых отношений, и этим определяется участие родителей в психокоррекции и психотерапии ребенка. [9] Современными исследованиями зафиксирован более высокий уровень эмоционального отвержения ребенка у отцов по сравнению с матерями, который проявляется в том числе и в авторитарном способе общения с ребенком и повышенных требованиях к нему [8]. Поэтому помощь родителям заключается не только в просвещении, но и в обучении их правильному общению с собственным ребенком. Такое обучение может быть организовано по-разному. Так, сейчас отечественные психологи активно применяют в жизнь и развивают теории родительских тренингов зарубежных коллег (например, теорию Х. Джинотта о групповой работе с родителями по вопросам воспитания детей). [14]
Необходимо также помнить, что, чем тяжелее психические нарушения у ребенка, тем сильнее у родителей активизируются защитные механизмы, которые порождают бессознательное стремление «забыть» о проблеме — путем фантазий, отрицания очевидного и искажения реальности. При этом члены семьи могут по-разному реагировать на болезнь ребенка, и очень важно понять, у кого из них наиболее конструктивная позиция и сделать его «главным» в групповой работе специалистов, родителей и ребенка. Необходимо научить семью концентрироваться на получении результата в будущем, который будет достигнут благодаря последовательной, шаг за шагом, совместной помощи ребенку в его развитии. Как только родители поймут, что ребенку нужна помощь целого коллектива различных специалистов, они начнут работать с ними и постепенно избавятся от тревожного состояния, которое часто заставляет их искать недостоверную информацию в немедицинских источниках, что только вредит лечению.
Родителей необходимо настраивать на социальную адаптацию ребенка, занятия спортом и посещения кружков. Конечно, при этом надо учитывать состояние самого ребенка. Если он находится в состоянии психической дезадаптации, то и самим родителям следует предложить помощь психологов в разных формах — от занятий с ними до обследований самих родителей и выявления их психологического состояния. Можно предложить родителям вступить в специализированным родительские комьюнити, которые помогают многим преодолевать трудности сообща.
Психокоррекционной процесс родителей детей с ВОЗ предполагает деликатность психолога, который не должен быть диктатором для семьи, а должен очень корректно обсуждать проблемы и предлагать способы их решения. При этом немаловажную роль играет отработка техник разрешения конфликтов как между отцом и матерью, так и между поколениями членов семьи (например, между бабушками и дедушками и родителями, между родителями и другими детьми в семье). Специалист должен быть готовым к первоначальной негативной реакции со стороны родителей, которая является защитной реакцией. Цель психолога — установление доверительных отношений с семьей ребенка. Психологическая помощь семьям детей с психическими заболеваниями требует терпения от специалистов и тщательной подготовки и выработки соответствующей методологии работы в каждом конкретном случае.
Таким образом, целями психологической помощи родителям детей с психическими заболеваниями являются:
— формирование адекватного родительского отношения к ребенку и его заболеванию, а также готовность принять его диагноз и осознать, что он — не приговор;
— формирование нормальных отношений в семье и снижение уровня стресса и тревожности у родителей;
— формирование конструктивного отношения родителей к решению актуальных задач и помощи в травмирующих ребенка ситуациях, когда он часто не в состоянии сразу усвоить необходимые знания или обрести элементарные навыки.
Родители при правильной работе психолога должны прийти к пониманию свей роли полноправных участников в реабилитационном процессе их ребенка и организации комплексной помощи, что возможно только при совместных усилиях профессионалов и семьи.
Литература:
- Акимова О. И. Об особенностях профессионального самоопределения выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида // Сибирский педагогический журнал. — 2012. — № 1. — С. 346–353.
- Баенская Е. Р. Эмоционально-смысловой подход к коррекционной помощи ребенку раннего возраста с расстройством аутистического спектра и психологическому сопровождению его семьи // Сборник: Раннее детство: психологическая абилитация и профилактика нарушений психического развития. — М., 2023. — С. 135–143.
- Бебчук М. А. Командная работа с семьей — необходимое условие организации качественной помощи душевнобольному ребенку // Вестник психотерапии. 2017. № 61 (66). С. 22–31.
- Богачева О. И. Психологическая образовательная программа для родителей детей с расстройствами аутистического спектра // Вестник психотерапии. — 2024. — № 90. — С. 103–110.
- Исаев, Д. Н. Психосоматическая медицина детского возраста. — СПб. 1996. — 454 с.
- Красильникова Е. Д. Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с различными вариантами нарушения психического развития // Вестн. Тверского гос. ун-та. — № 1. — 2012. — С. 50–58.
- Манузина Е. Б. Модели психолого-педагогического сопровождения и помощи семье // Сборник статей: Развитие личности в образовательном пространстве. — Бийск, 2021. — С. 450 -455.
- Мамайчук И. И. Особенности отцовских отношений и стилей семейного воспитания в семьях детей с аутистическими синдромами // Х1 Мнухинские чтения. — СПб, 2013. — С. 303–307.
- Мясищев, В. Н. Личность и неврозы. — Л., 1960. — 320 с.
- Подоплелова О. Н. Психологическая помощь родителям детей с тяжелыми психическими или органическими расстройствами // Аутизм и нарушения развития. — 2008. — Том 6. — № 4. — С. 60–63.
- Разенкова Ю. А., Павлова А. В., Романовский Н. В. Ресурсы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью: анализ материалов всероссийского опроса // Дефектология. 2022. № 2. С. 53–65.
- Свиридов И. Г. Проблемы семьи, осуществляющей уход за родственником с психическим расстройством // Психическое здоровье. 2022. — № 2. — С. 37–43.
- Соколова, Е. В. Системная психокоррекция и абилитация. — Новосибирск. — 2007. — 550 с.
- Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства// Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. — Новосибирск, 2024. — 180 с.
- Ткачева В. В. Система психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии: автореф.... дис. д-ра психол. наук. — Нижний Новгород: НГПУ, 2005. — 46 с.
- Черникова Т. В. Социально-психологическая поддержка семей с детьми-инвалидами на разных этапах переживания случившегося // Вестн. психосоц. и коррекционно-реабилитац. работы. — 2000. — N: 4. — С. 83–89.
- Чукальская В. И., Рукавицин М. С., Рукавицина Е. Д. Психологическая помощь родителям детей в рамках оказания комплексной помощи в условиях частного коррекционного центра// Сборник: Вопросы современной науки: проблемы, поиски, решения. — Москва, 2023. — С. 201–206.