В статье рассматриваются особенности работы обучающихся с историческими источниками военных лет в контексте проектной и исследовательской деятельности основе материалов Всероссийского проекта «Без срока давности».
Ключевые слова : исторический источник, научно-исследовательская деятельность, этап, компетентность.
Современная среда — общество высоких технологий, научно — технического прогресса, креативных инноваций требует от подрастающего поколения научных знаний и компетенций в различных областях. Перед нашим обществом остро стоит проблема пропаганды научных достижений науки современности. Формирование и развитие научной компетентности невозможно без вовлечения их в реальную исследовательскую работу, в ходе которого формируется научное мышление. Обучающийся получает возможность развивать свой интеллект самостоятельной и творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей [1].
Данное время, период глобальных изменений международных отношений, фальсификации истории, приоритетным направлением выступает гражданско-патриотическое воспитание обучающихся. Особое место в системе образовательного процесса занимает проектная и исследовательская деятельности. Данный вид деятельности в высокой степени развивает не только метапредметные умения и читательскую грамотность, но и является мощным инструментом формирования гражданской позиции, патриотизма, формированию российской идентичности. В последнее время, большое развитие получает федеральный Всероссийский проект «Без срока давности», который начал свою историю в 2022 году.
Целью данного проекта является формирование и развитие опыта проектно-исследовательской деятельности с источниками исторической памяти о геноциде мирного советского населения в период Великой Отечественной войны 1941–1945г.
Направления исследовательских проектов: планирование и осуществление нацистской Германией геноцида в СССР: документы, деятели, организации, угон мирных жителей на принудительные работы в Германию как акт геноцида, расследование фактов геноцида мирного населения СССР представителями журналистики и поискового движения во время войны, отражение геноцида в архивных документах: работа с историческими источниками, представленными на сайте проекта «Без срока давности» [9].
Все направления проекта нацелены на сохранение исторической памяти о жертвах военных преступлений, и правонарушений нацистов и их пособниках в годы Великой Отечественной войны. За последние годы к проекту присоединилось множество субъектов. Проект вызывает большой интерес у старшеклассников и играет большую роль в развитии проектных и исследовательских компетенций обучающихся, в работе с различными, историческими источниками: музейными, архивными и др. Именно работа с подлинными историческими источниками позволяет воссоздать реалии суровых военных лет.
В проекте значимое место имеет работа с историческими источниками, без которого невозможна работа исследователя — историка.
Работа с историческими источниками военных лет — один из сложнейших частей исследовательской работы школьника. Поэтому проектная работа групп с руководителем один из эффективных способов организации проектной работы.
Реализация проекта разделена на несколько этапов. В исследовательской работе особые затруднения вызывают работа с историческими источниками периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Роль руководителя, наставника имеет важнейшее значение. Именно он курирует работу школьника: подбор и анализ исторического материала, формирование и развитие работы в архивах, музеях, научных центрах.
В каждом этапе, участники имеют свою функцию и обязанности, что позволяет качественно и эффективно организовать работу проектных и исследовательских групп.
Во всех этапах работы школьники глубоко изучают исторические научные методы, учатся применять их в практике: историко-генетическим, типологическим, историко-сравнительным. В работе проекта руководителем применяются различные педагогические технологии: технология критического мышления, технология проектной деятельности, технология коллективной мыслительной деятельности и др. В процессе работы развиваются различные метапредметные умения.
Во-первых, это — регулятивные компетенции: определение конкретных задач на этапах проекта между обучающимися — участниками проектной группы.
Первый этап: использование в качестве вспомогательных источников артефактов материальной культуры из музейных или частных коллекций при выборе источников для сравнительного анализа. В данном этапе, цель руководителя группы: подробное ознакомление группы с тематическим направлением, развитие познавательного интереса, определение целей и задач, выбор видов исторических источников для погружения в тему, предложение выполнения заданий, на формирование «базовых вопросов к источнику», обучение последовательности выполнения заданий в процессе работы с источниками. Таким образом, первый этап проекта ориентирован на развитие базовых умений исследовательской работы.
Второй этап работы по проекту (мотивационный) — осуществление внутренней критики (изучение внутреннего содержания). Цель — мотивация участников. На данном этапе мотивация участников происходит путем максимального извлечения информации о фактах прошлого из исторического источника и проведение первичной систематизации на два типа:
1) извлечение явных фактов
2) извлечение «скрытых» неочевидных фактов.
Цель этапа — проведение совместной работы с обучающимися по интерпретации установленных исторических фактов в контексте задач исследования, чтобы установить и объяснить с их помощью события прошлого (мозговой штурм, дискуссия, технология дебатов).
Третий этап. На данном этапе происходит установление происхождения исторических источников (авторство, время, место и цель их создания). Задача руководителя проектной группы — поддержка участников к самостоятельной работе по уточнению и проверке сведений о происхождении источника на основе учебной, справочной, исторической литературы, раскрытие авторства, времени создания, месте создания, обстоятельствах создания.
Четвертый этап. Совместное обсуждение с обучающимися по определению места исторических фактов, установление связи с событийным контекстом и личной биографией автора [6].
Пятый этап: сравнение содержания источников. Применение метода сравнительного анализа, умение сопоставлять, составлять научный анализ источника.
Деятельность руководителя группы:
1) определение категории в тематической структуре источника, на основе которого будет происходить сравнение (условия создания исторического источника, образы и символы в художественном источнике);
2) систематизация всей информации по выбранной категории из всех исследуемых исторических источников.
3) Интерпретация полученной информации.
4) Съемка видеоролика.
Развитие коммуникативных навыков, умение обобщать и презентовать проект на основе изученного материала.
Литература:
- Зверева Н. П. Экскурсионно-исследовательская деятельность как начальный этап научной деятельности. В сборнике: качественное естественнонаучное образование — основа прогресса.2016, с.52–54.
- Зенько С. И. Спецкурс как одна из форм подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности. Инновационные технологии обучения физико-математическим дисциплинам. Витебск, 2011. с 115–118.
- Кузьмичева Т. Ю. Внеурочная деятельность школьников в контексте ФГОС: организация научно-исследовательской деятельности учащихся через экспедиции. Инновационные технологии в науке и образовании. 2016. № 2 (6). 157 -166 с.
- Полякова В. Я. Научно-исследовательская деятельность — высшая форма организации самостоятельной учебной деятельности учащихся старшей школы // Актуальные проблемы гуманитарных наук. 2013.№ 3.
- Осиповская Е.А, Пшеничный Н.Г, Харахордина М. В. Технология проектирования индивидуальных образовательных траекторий в рамках научно-исследовательской практики обучающихся. //Вестник Российского университета Дружбы Народов, Спб, 2021- 562 с.
- https://безсрокадавности.рф/?ysclid=m4m6pz8wfq3406861
- https://cyberleninka.ru/article/n/rabota-s-istoricheskimi-istochnikami-v-shkole-i-vuze?ysclid=m4m4on6ce8254849610
- https://edu.gov.ru/activity/main_activities/no-statute-of-limitation/project-competition/?ysclid=m4h4v06hio810351099