Применение информационно-технических ресурсов в исследовании самораскрытия способностей студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (549) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 14.12.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Мокшина, Е. А. Применение информационно-технических ресурсов в исследовании самораскрытия способностей студентов / Е. А. Мокшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 50 (549). — С. 440-443. — URL: https://moluch.ru/archive/549/120624/ (дата обращения: 18.01.2025).



Показаны результаты исследования феномена самораскрытия способностей в группе студентов с помощью двух разных онлайн ресурсов. Критерий самораскрытия способностей- наличие идентифицированных способностей в тексте самоописания. В группе с самораскрытием способностей все количественные и качественные показатели текстов самоописаний превысили соответствующие показатели другой группы.

Ключевые слова самораскрытие способностей, студенты, самоописание, онлайн ресурсы

Актуальность . Студенты- будущее общества и государства, поэтому их психологические особенности в скором времени будут определяющими и нуждаются в особом изучении, это говорит об актуальности настоящей работы. Исследования самораскрытия способностей носят психолингвистический характер [1]. Речь идет о содержании Я-концепции, которая, будучи «теорией себя», она влияет на жизнедеятельность. Самораскрытие способностей- отражает насколько человек идентифицирует себя со своими способностями и когнитивными характеристиками [2,3]. То есть это раскрытие перед собой и для себя своих способностей, который является аспектом субъектности человека. Автор концепции, В. С. Чернявская показала, что состав самоописания в Я-концепции формируется не случайно, а под влиянием ближайшего окружения. Личность лишь в определенной среде присваивает информацию о своих способностях [1, 2, 3]. В этих случаях человек через внутренний диалог сообщает себе информацию о своих способностях. Поэтому самоописание, где присутствуют категории способностей личности, предопределяет результативность человека. Настоящее исследование посвящено, во- первых- студентам, которые в ходе образования развивают свои профессиональные способности. Во-вторых, в настоящее время, когда все более актуальным является использование искусственного интеллекта в психологии, рассматривается применение онлайн ресурсов для анализа текстов самоописаний.

Методы.

Общее количество респондентов исследования составило 225 студентов и курсантов вузов Владивостока. Объект исследования- самораскрытие способностей, как вариант самоидентификации, критерием которого является наличие идентифицированных категорий способностей в тексте самоописания- содержательного аспекта Я-концепции.

Предметом выступил сравнительный анализ содержания самоописаний студентов с самораскрытием способностей и без самораскрытия способностей.

Гипотезой выступило предположение о том, что содержание самоописания студентов с самораскрытием способностей более развернуто и детализовано.

Эмпирическая гипотеза — состав текста самоописания студентов с самораскрытием способностей превышает аналогичный состав у студентов без самораскрытия способностей.

Из общего числа студентов были случайным образом выбраны 2 равные группы, которые различались по критерию самораскрытия способностей. Группа А- с самораскрытием способностей, группа Б- без самораскрытия способностей. Рандомизация обеих групп была проведена следующим образом. Были выбраны 2 равные группы по 60 человек, всего- 120 респондентов. В обеих группах были выбраны по 20 респондентов- из каждой, причем был выбран каждый третий. У этих 40 студентов были выбраны полные тексты самоописания, по 20 человек из каждой подгруппы.

С помощью двух онлайн-ресурсов была проведена обработка текстов самоописаний студентов. Использовались два ресурса. Первый-https://advego.com/text/seo/, который ориентирован на семантический анализ текста онлайн, seo-анализ текста. Второй ресурс создает из текстов облака слов https://wordscloud.pythonanywhere.com/

Онлайн контент-анализ показал нижеследующие результаты (Табл. 1)

Таблица 1

Количество категорий анализа в группах с самораскрытием (А) и без самораскрытия способностей (Б)

Количество символов

Количество слов

Количество уникальных слов

Количество значимых слов

«Вода»

Группа А

3640

449

293

158

64,8 %

Группа Б

2729

377

133

111

70 %

Качественный анализ полученных данных (Табл.1) говорит о следующих результатах сравнения: по всем показателям- по количеству символов, слов, уникальных слов и значимых слов тексты самоописания группа А существенно превышают соответствующие количества показателей группы Б. Категория «вода», которая отражает количество незначимых категорий в группе А существенно ниже, чем в группе А.

Распределение количественных характеристик контент-анализа

Рис. 1. Распределение количественных характеристик контент-анализа

Полученное распределение (Рис.1) говорит о том, что самоописания студентов группы А более детализованы, уникальны, значимы по сравнению с аналогичными переменными группы Б.

Проверим статистическую достоверность различий количества слов в группах. Критические значения Uкр =114, при p≤0.01; Uкр= 138 при p≤0.05

Результат: U эмп = 155.5 находится в зоне незначимости, поскольку превысило критические значения. Значит количество слов в тексте самоописания в группе А лишь на уровне тенденции превышает количество слов в группе Б. Достоверности различий количества слов не обнаружено.

Вместе с тем тот факт, что видимые различия есть по всем показателям говорит о различии в качестве самоописаний в группах.

Собственно контент-анализ представлен наиболее часто встречающимися смысловыми категориями. В группе А это «будущий», «добрый», «ответственный». В группе Б — «любить», «курс», «курсант».

Сравнение категорий говорит об обращенности респондентов группы А в будущее, важности характеристик отношения к другим (добрый), а также ответственности, как ценимого в себе качества. В группе Б ключевой категорией является «любить», что говорит о приоритете этого чувства. Остальные категории констатируют, что студенты ценят текущее состояние студенчества.

Рассмотрим результаты, которые получены с помощью онлайн ресурса, формирующего из текста облако слов https://wordscloud.pythonanywhere.com/.

Данные, полученные на этом ресурсе, представляют собой форму визуализации данных из набора ключевых слов и словосочетаний. Они написаны с использованием разных шрифтов и цветов, которые означают важность ключевых слов. Данные, полученные из суммы текстов самоописаний группы А, представлены ниже (Рис. 2)

Облако слов из общего числа слов в текстах самоописаний группы А

Рис. 2. Облако слов из общего числа слов в текстах самоописаний группы А

В состав облака слов (Рис2) входят категории идентифицированных способностей: художник, спортсмен, водитель, писатель, вожатый, педагог, дизайнер, талант и другие.

Далее показано облако слов в группе Б (Рис.3)

Облако слов из общего числа слов в текстах самоописаний группы Б

Рис. 3. Облако слов из общего числа слов в текстах самоописаний группы Б

Это облако (Рис 3) содержит в наиболее крупном формате слова, которые не являются индивидуализированными- я, человек, курсант, немного.

Видно, что идентификация респондентов группы Б существенно менее ясная.

Заключение.

Полученные данные говорят о том, что феномен самораскрытия способностей проявляется в разных онлайн ресурсах, что говорит о его «видимости». Однако, не всегда на небольшой выборке статистические расчеты подтверждают количественные различия вербальных репрезентаций и характеристик речи.

Литература:

  1. Чернявская, В. С. Самораскрытие способностей: понятие, основные функции и условия развития / В. С. Чернявская // Самораскрытие способностей как внутренний диалог: когнитивные, метакогнитивные и экзистенциальные ресурсы человека. — Владивосток: Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 2021. — С. 8–18.
  2. Чернявская, В. С. Самораскрытие способностей: когнитивные механизмы / В. С. Чернявская // Адукацыя і выхаванне. — 2023. — № 7(379). — С. 19–24.
  3. Чернявская, В. С. Общение в со-бытийности личности: от внутреннего диалога к содержанию я-концепции / В. С. Чернявская // Южно-российский журнал социальных наук. — 2023. — Т. 24, № 3. — С. 59–70. — DOI 10.31429/26190567–24–3-59–70.
Основные термины (генерируются автоматически): самораскрытие способностей, группа А, группа Б, онлайн ресурс, группа, облако слов, слово, текст самоописания, способность, общее число слов.


Ключевые слова

студенты, самораскрытие способностей, самоописание, онлайн ресурсы

Похожие статьи

Использование кейс-технологии при формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка

В статье обосновывается эффективность использования кейс-технологии с целью формирования коммуникативных УУД и повышения познавательной активности учащихся. В ходе характеристики кейс-технологии удалось определить условия, необходимые для реализации ...

Использование модульно-рейтинговой системы оценивания образовательных результатов производственной практики студентов-бакалавров педагогического образования

В статье раскрыты результаты исследования, связанного с использование модульно-рейтинговой системы оценивания образовательных результатов производственной практики студентов-бакалавров, обучающихся по направлению Педагогическое образование, профили Б...

Развитие мыслительных способностей студентов средствами интерактивных технологий обучения английскому языку

В настоящее время владение английским языком открывает человеку больше возможностей в плане профессиональной деятельности и личной жизни. Именно поэтому нынешнее общество требует высококвалифицированных и компетентных учителей английского языка. Согл...

Формирование личностных универсальных учебных действий старшеклассников на уроках физической культуры средствами гиревого спорта

В статье рассматривается процесс формирования личностных универсальных учебных действий (ЛУУД) в условиях урока физической культуры старшеклассников. Автором предложены и апробированы приемы формирования ЛУУД средствами гиревого спорта. В исследовани...

Нестандартные задачи как средство организации исследовательской деятельности учащихся основной школы

Данная научная статья направлена на рассмотрение проблемы формирования у обучающихся исследовательских умений при решении нестандартных задач по математике в основной школе. Целью работы является раскрытие дидактических условий организации творческой...

Коммуникативная компетентность студентов на разных курсах обучения в медицинском вузе

В статье представлены результаты эмпирического исследования коммуникативной компетентности студентов лечебного факультета на разных курсах обучения. Исследование показало, что у студентов доминирует ориентация на качественное выполнение профессиональ...

Эффективность развития творческой самостоятельности студентов неязыковых вузов в процессе обучения иностранному языку

В статье рассматривается творческая самостоятельность как важный фактор профессиональной составляющей специалиста. Определено понятие творческая самостоятельность и представлена актуальность её развития в образовательном пространстве. Описываются усл...

К вопросу о развитии иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов посредством интерактивных методов обучения

Статья посвящена использованию интерактивных методов обучения в развития профессиональной коммуникативной компетенции студентов неязыковых направлений. Автор рассматривает ролевую игру как один из интерактивных методов обучения. Ролевая игра помогает...

Мультисенсорный подход при обучении иностранным языкам в средней школе

В статье рассматривается использование мультисенсорного подхода на уроках иностранного языка в средней школе. В организации учебного материала следует учитывать когнитивные способности обучающихся. При задействовании разных каналов восприятия на урок...

Метод проектов как один из аспектов реализации личностно ориентированного подхода при обучении русскому языку

Статья посвящена такой актуальной проблеме, как использование метода проектов для реализации личностно-ориентированного подхода при обучении русскому языку. Данная тема мало изучена и требует дальнейших исследований. В статье раскрывается необходимос...

Похожие статьи

Использование кейс-технологии при формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка

В статье обосновывается эффективность использования кейс-технологии с целью формирования коммуникативных УУД и повышения познавательной активности учащихся. В ходе характеристики кейс-технологии удалось определить условия, необходимые для реализации ...

Использование модульно-рейтинговой системы оценивания образовательных результатов производственной практики студентов-бакалавров педагогического образования

В статье раскрыты результаты исследования, связанного с использование модульно-рейтинговой системы оценивания образовательных результатов производственной практики студентов-бакалавров, обучающихся по направлению Педагогическое образование, профили Б...

Развитие мыслительных способностей студентов средствами интерактивных технологий обучения английскому языку

В настоящее время владение английским языком открывает человеку больше возможностей в плане профессиональной деятельности и личной жизни. Именно поэтому нынешнее общество требует высококвалифицированных и компетентных учителей английского языка. Согл...

Формирование личностных универсальных учебных действий старшеклассников на уроках физической культуры средствами гиревого спорта

В статье рассматривается процесс формирования личностных универсальных учебных действий (ЛУУД) в условиях урока физической культуры старшеклассников. Автором предложены и апробированы приемы формирования ЛУУД средствами гиревого спорта. В исследовани...

Нестандартные задачи как средство организации исследовательской деятельности учащихся основной школы

Данная научная статья направлена на рассмотрение проблемы формирования у обучающихся исследовательских умений при решении нестандартных задач по математике в основной школе. Целью работы является раскрытие дидактических условий организации творческой...

Коммуникативная компетентность студентов на разных курсах обучения в медицинском вузе

В статье представлены результаты эмпирического исследования коммуникативной компетентности студентов лечебного факультета на разных курсах обучения. Исследование показало, что у студентов доминирует ориентация на качественное выполнение профессиональ...

Эффективность развития творческой самостоятельности студентов неязыковых вузов в процессе обучения иностранному языку

В статье рассматривается творческая самостоятельность как важный фактор профессиональной составляющей специалиста. Определено понятие творческая самостоятельность и представлена актуальность её развития в образовательном пространстве. Описываются усл...

К вопросу о развитии иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов посредством интерактивных методов обучения

Статья посвящена использованию интерактивных методов обучения в развития профессиональной коммуникативной компетенции студентов неязыковых направлений. Автор рассматривает ролевую игру как один из интерактивных методов обучения. Ролевая игра помогает...

Мультисенсорный подход при обучении иностранным языкам в средней школе

В статье рассматривается использование мультисенсорного подхода на уроках иностранного языка в средней школе. В организации учебного материала следует учитывать когнитивные способности обучающихся. При задействовании разных каналов восприятия на урок...

Метод проектов как один из аспектов реализации личностно ориентированного подхода при обучении русскому языку

Статья посвящена такой актуальной проблеме, как использование метода проектов для реализации личностно-ориентированного подхода при обучении русскому языку. Данная тема мало изучена и требует дальнейших исследований. В статье раскрывается необходимос...

Задать вопрос