Показаны результаты исследования феномена самораскрытия способностей в группе студентов с помощью двух разных онлайн ресурсов. Критерий самораскрытия способностей- наличие идентифицированных способностей в тексте самоописания. В группе с самораскрытием способностей все количественные и качественные показатели текстов самоописаний превысили соответствующие показатели другой группы.
Ключевые слова самораскрытие способностей, студенты, самоописание, онлайн ресурсы
Актуальность . Студенты- будущее общества и государства, поэтому их психологические особенности в скором времени будут определяющими и нуждаются в особом изучении, это говорит об актуальности настоящей работы. Исследования самораскрытия способностей носят психолингвистический характер [1]. Речь идет о содержании Я-концепции, которая, будучи «теорией себя», она влияет на жизнедеятельность. Самораскрытие способностей- отражает насколько человек идентифицирует себя со своими способностями и когнитивными характеристиками [2,3]. То есть это раскрытие перед собой и для себя своих способностей, который является аспектом субъектности человека. Автор концепции, В. С. Чернявская показала, что состав самоописания в Я-концепции формируется не случайно, а под влиянием ближайшего окружения. Личность лишь в определенной среде присваивает информацию о своих способностях [1, 2, 3]. В этих случаях человек через внутренний диалог сообщает себе информацию о своих способностях. Поэтому самоописание, где присутствуют категории способностей личности, предопределяет результативность человека. Настоящее исследование посвящено, во- первых- студентам, которые в ходе образования развивают свои профессиональные способности. Во-вторых, в настоящее время, когда все более актуальным является использование искусственного интеллекта в психологии, рассматривается применение онлайн ресурсов для анализа текстов самоописаний.
Методы.
Общее количество респондентов исследования составило 225 студентов и курсантов вузов Владивостока. Объект исследования- самораскрытие способностей, как вариант самоидентификации, критерием которого является наличие идентифицированных категорий способностей в тексте самоописания- содержательного аспекта Я-концепции.
Предметом выступил сравнительный анализ содержания самоописаний студентов с самораскрытием способностей и без самораскрытия способностей.
Гипотезой выступило предположение о том, что содержание самоописания студентов с самораскрытием способностей более развернуто и детализовано.
Эмпирическая гипотеза — состав текста самоописания студентов с самораскрытием способностей превышает аналогичный состав у студентов без самораскрытия способностей.
Из общего числа студентов были случайным образом выбраны 2 равные группы, которые различались по критерию самораскрытия способностей. Группа А- с самораскрытием способностей, группа Б- без самораскрытия способностей. Рандомизация обеих групп была проведена следующим образом. Были выбраны 2 равные группы по 60 человек, всего- 120 респондентов. В обеих группах были выбраны по 20 респондентов- из каждой, причем был выбран каждый третий. У этих 40 студентов были выбраны полные тексты самоописания, по 20 человек из каждой подгруппы.
С помощью двух онлайн-ресурсов была проведена обработка текстов самоописаний студентов. Использовались два ресурса. Первый-https://advego.com/text/seo/, который ориентирован на семантический анализ текста онлайн, seo-анализ текста. Второй ресурс создает из текстов облака слов https://wordscloud.pythonanywhere.com/
Онлайн контент-анализ показал нижеследующие результаты (Табл. 1)
Таблица 1
Количество категорий анализа в группах с самораскрытием (А) и без самораскрытия способностей (Б)
Количество символов |
Количество слов |
Количество уникальных слов |
Количество значимых слов |
«Вода» |
|
Группа А |
3640 |
449 |
293 |
158 |
64,8 % |
Группа Б |
2729 |
377 |
133 |
111 |
70 % |
Качественный анализ полученных данных (Табл.1) говорит о следующих результатах сравнения: по всем показателям- по количеству символов, слов, уникальных слов и значимых слов тексты самоописания группа А существенно превышают соответствующие количества показателей группы Б. Категория «вода», которая отражает количество незначимых категорий в группе А существенно ниже, чем в группе А.
Рис. 1. Распределение количественных характеристик контент-анализа
Полученное распределение (Рис.1) говорит о том, что самоописания студентов группы А более детализованы, уникальны, значимы по сравнению с аналогичными переменными группы Б.
Проверим статистическую достоверность различий количества слов в группах. Критические значения Uкр =114, при p≤0.01; Uкр= 138 при p≤0.05
Результат: U эмп = 155.5 находится в зоне незначимости, поскольку превысило критические значения. Значит количество слов в тексте самоописания в группе А лишь на уровне тенденции превышает количество слов в группе Б. Достоверности различий количества слов не обнаружено.
Вместе с тем тот факт, что видимые различия есть по всем показателям говорит о различии в качестве самоописаний в группах.
Собственно контент-анализ представлен наиболее часто встречающимися смысловыми категориями. В группе А это «будущий», «добрый», «ответственный». В группе Б — «любить», «курс», «курсант».
Сравнение категорий говорит об обращенности респондентов группы А в будущее, важности характеристик отношения к другим (добрый), а также ответственности, как ценимого в себе качества. В группе Б ключевой категорией является «любить», что говорит о приоритете этого чувства. Остальные категории констатируют, что студенты ценят текущее состояние студенчества.
Рассмотрим результаты, которые получены с помощью онлайн ресурса, формирующего из текста облако слов https://wordscloud.pythonanywhere.com/.
Данные, полученные на этом ресурсе, представляют собой форму визуализации данных из набора ключевых слов и словосочетаний. Они написаны с использованием разных шрифтов и цветов, которые означают важность ключевых слов. Данные, полученные из суммы текстов самоописаний группы А, представлены ниже (Рис. 2)
Рис. 2. Облако слов из общего числа слов в текстах самоописаний группы А
В состав облака слов (Рис2) входят категории идентифицированных способностей: художник, спортсмен, водитель, писатель, вожатый, педагог, дизайнер, талант и другие.
Далее показано облако слов в группе Б (Рис.3)
Рис. 3. Облако слов из общего числа слов в текстах самоописаний группы Б
Это облако (Рис 3) содержит в наиболее крупном формате слова, которые не являются индивидуализированными- я, человек, курсант, немного.
Видно, что идентификация респондентов группы Б существенно менее ясная.
Заключение.
Полученные данные говорят о том, что феномен самораскрытия способностей проявляется в разных онлайн ресурсах, что говорит о его «видимости». Однако, не всегда на небольшой выборке статистические расчеты подтверждают количественные различия вербальных репрезентаций и характеристик речи.
Литература:
- Чернявская, В. С. Самораскрытие способностей: понятие, основные функции и условия развития / В. С. Чернявская // Самораскрытие способностей как внутренний диалог: когнитивные, метакогнитивные и экзистенциальные ресурсы человека. — Владивосток: Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 2021. — С. 8–18.
- Чернявская, В. С. Самораскрытие способностей: когнитивные механизмы / В. С. Чернявская // Адукацыя і выхаванне. — 2023. — № 7(379). — С. 19–24.
- Чернявская, В. С. Общение в со-бытийности личности: от внутреннего диалога к содержанию я-концепции / В. С. Чернявская // Южно-российский журнал социальных наук. — 2023. — Т. 24, № 3. — С. 59–70. — DOI 10.31429/26190567–24–3-59–70.