В статье рассматривается современное состояние транспортной инфраструктуры, анализируются достигнутые результаты реализации комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в Республике Башкортостан на период до 2024 года, выделяются основные проблемы и направления развития рассматриваемой сферы.
Ключевые слова: комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ), магистральная инфраструктура, транспортная инфраструктура, уровень достижения.
The article examines the current state of the transport infrastructure, analyzes the achieved results of the implementation of a comprehensive plan for the modernization and expansion of the main infrastructure in the Republic of Bashkortostan for the period up to 2024, highlights the main problems and directions of development of the sphere under consideration.
Keywords: comprehensive plan for modernization and expansion of the backbone infrastructure, backbone infrastructure, transport infrastructure, level of achievement.
Республика Башкортостан является одним из наиболее развитых субъектов Российской Федерации. Благоприятное геополитическое положение республики способствует динамичному товарообмену, минерально-сырьевому обеспечению, развитию экономики и социальной сферы [2, c. 165]. Башкортостан прилагает необходимые усилия для повышения эффективности интеграционных взаимовыгодных процессов с соседними регионами. Особенное внимание уделяется вопросам укрепления транспортных связей, как основы экономического взаимодействия, поскольку транспортная инфраструктура является одной из составляющей высокого качества жизни населения.
По состоянию на 31 января 2023 года в общероссийской транспортной структуре на Республику Башкортостан приходится: 1,7 % железных дорог, 3,3 % автодорог, 1,0 % воздушных трасс, 1,1 % внутренних водных путей, 8,3 % магистральных трубопроводов [4].
Наземная транспортная сеть Республики Башкортостан имеет следующую основу:
— железнодорожная сеть (Уфимский транспортный узел, к которому подходят пять радиальных железнодорожных направлений;
— автомобильные дороги федерального значения (М5 «Урал», М7 «Волга», автодорога «Уфа — Оренбург») [7].
Железнодорожная сеть обеспечивает региону прямой выход на Западный Казахстан, на низовье реки Волги, на Северный Кавказ, Узбекистан и Туркменистан.
Модернизация транспортной инфраструктуры является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Башкортостан.
Вместе с тем, основными проблемами, сдерживающими развитие магистральной инфраструктуры в регионе, являются:
— недостаточный технологический уровень производственной базы;
— медленные темпы строительства и реконструкции инфраструктурных объектов, пополнения и обновления парков подвижных средств;
— недостаточный уровень развития системы лизинга и льготного кредитования транспортных организаций [1].
Для решения обозначенных проблем в 2014 году постановлением Правительства Республики Башкортостан № 18 [1] была утверждена Государственная программа «Развитие транспортной системы Республики Башкортостан», рассчитанная на период до 2022 года, а общий объем финансирования этой программы составил 184,71 млрд. рублей.
На протяжении последних пяти лет (с ноября 2018 года) главой республики Р. Ф. Хабировом ежемесячно проводятся республиканские совещания, получившие название «Транспортные часы», на которых рассматриваются вопросы состояния и развития транспортной и дорожной инфраструктуры с участием членов правительства, отраслевых предприятий, а также глав муниципалитетов [7].
Кроме того, с 2019 года на территории страны реализуется национальный проект «Модернизация транспортной инфраструктуры» [3]. По итогу 2023 и начала 2024 годов в рамках комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (далее — КМПИ) Республика Башкортостан показала высокие результаты по проекту.
В 2023 году дорожно-транспортная отрасль республики работала в штатном режиме, было отремонтировано 1400 километров дорог и 20 мостов.
В 2024 году был открыт Восточный выезд из столицы республики — города Уфы на федеральную трассу М-5 «Урал». Строительство выезда было начато в 1992 году, заморожено в 2004 году и возобновлено в рамках КМПИ в 2020 году. За три с небольшим года была проведена масштабная работа и крупнейший инфраструктурный проект был завершен [7].
На сегодняшний день реализуются такие инфраструктурные проекты, как:
— «Южные ворота» с общим объемом инвестирования более 16,5 млрд. рублей;
— Южный обход и мост в Кузнецовском затоне г. Уфы с объемом инвестирования 46,0 млрд. руб.;
— капитальный ремонт моста в с. Шакша Калининского района г. Уфы;
— реконструкция арочного моста через реку Белая в Уфе;
— ремонт более 1000 километров дорог и 8 мостов в республике.
Отдельно необходимо отметить проект государственно-частного партнерства «Строительство автомобильной дороги общего пользования регионального значения Республики Башкортостан «Стерлитамак — Кага — Магнитогорск» [5], который территориально реализуется в Ишимбайском, Бурзянском, Белорецком и Абзезиловском Муниципальных районах Республики Башкортостан. Необходимость реализации этого Проекта вызвана отсутствием транспортной инфраструктуры, связывающей напрямую два межрегиональных промышленных центра (г. Стерлитамак Республики Башкортостан и г. Магнитогорск Челябинской области). Существующая дорожная инфраструктура существенно увеличивает пробег между вышеуказанными городами. Создаваемая автомобильная дорога частично переключит на себя автотранспортные потоки с автомобильной дороги федерального значения М-5 «Урал» и международного транспортного маршрута «Европа — Западный Китай», что существенно повысит транспортный потенциал Башкортостана. Ожидается, что ее строительство даст импульс в развитии районов Зауралья в Республике Башкортостан. Непосредственно проходя по территориям четырех районов, она повысит транспортную доступность не только расположенных в них, но и еще 5 муниципальных районов региона, расположенных в зоне тяготения.
В сфере железнодорожного транспорта в 2023 году число отправленных пассажиров составило более 5 млн. человек, из них 4,4 млн — пригородным железнодорожным транспортом. Это выше уровня 2022 года на 24 %. Пассажирооборот составил более 235 млн. пассажиро-километров, что выше уровня 2022 года на 20 % [4].
Что же касается железнодорожных магистралей, то в 2022 году в Республике Башкортостан было возобновлено строительство железной дороги «Сибай — Подольск — Новорудная». Проект был представлен на XVI Международном форуме «Транспорт России» в ноябре 2022 года. Эта магистраль является стратегически важной и необходимой, так как обеспечивает прямую связь восточных районов Среднего и Северного Урала с Казахстаном, Средней Азией, КНР, районами Нижней Волги и Кавказа и разгружает Челябинский железнодорожный узел, а также автодороги. Введение транспортной ветки позволит сократить расстояние до границ с Республикой Казахстан на 250 километров. Протяженность новой железнодорожной ветки составит 160 километров.
Одним из перспективных проектов транспортной магистрали Республики Башкортостан является и развитие городской электрички в столице республики и её Южного обхода. Проект предусматривает строительство кольцевой железной дороги вокруг Уфы, которая охватит Уфимский, Иглинский районы и город Уфу. Ожидается, что в результате реализации этого проекта будет увеличен пассажиропоток, в т. ч. за счет развития пригородного железнодорожного транспорта [7].
В железнодорожной инфраструктуре Республики Башкортостан используют инновационные локомотивы «Орлан» и «Ласточка», три железнодорожных экспресса: «Южный экспресс» (Уфа — Кумертау — Оренбург), «Восточный экспресс» (Уфа-Айгир), «Западный экспресс» (Уфа — Приютово — Абдулино). По итогам 2023 года экспрессами перевезено более 1,5 млн. пассажиров.
Отдельное внимание республика уделят туристическому судоходству. В 2024 году в Уфе в третий раз причалили многопалубные теплоходы с туристами, в том числе один из самых комфортабельных лайнеров России — четырехпалубный «Мустай Карим».
Воздушная транспортная инфраструктура представлена в республике международным аэропортом «Уфа», который обслужил в 2023 году более 4,5 млн. пассажиров. Планируется, что к 2030 году пассажиропоток аэропорта увеличится до 7,2 млн. пассажиров [7]. Перед воздушной транспортной инфраструктурой республики стоит амбициозная задача по соединению столицы (г. Уфы) с пятнадцатью городами-миллионниками. Отсутствие федерального субсидирования привело к тому, что были отменены три направления (в т. ч. с Самарой, Пермью, Челябинском), в результате было отмечено снижение пассажиропотока. Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан ставит перед собой задачу по привлечению указанных регионов к паритетному субсидированию рейсов с минимальным привлечением средств федерального бюджета.
Ключевыми партнерами республики в развитии воздушной транспортной инфраструктуры являются страны СНГ и ЕАЭС. За 2022–2023 годы здесь отмечено увеличение пассажиропотока, увеличение количества рейсов в города Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Армении. В 2022 году отрылись новые рейсы (Минск, Самарканд). Увеличивается количество рейсов в такие зарубежные страны, как Турция, ОАЭ, Египет, Таиланд. В 2024 году планируется отрыть новые рейсы в Грузию (Тбилиси, Батуми) [4].
Таким образом, транспортная инфраструктура Республики Башкортостан направлена на обеспечение потребностей всех отраслей экономики региона, а также перевозки грузов и пассажиров автомобильным, железнодорожным, внутренним водным и воздушным транспортом. Результаты масштабной работы оказывают непосредственное влияние на жизнь каждого жителя Башкортостана и в городах, и на периферии. Развитие транспортной инфраструктуры — это не только перспективы для роста экономики региона, повышения инвестиционной и туристической привлекательности, — это, прежде всего, безопасность, удобство и комфорт для населения.
Литература:
1. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 22.01.2014 № 18 (в ред. 29.03.2023) «О государственной программе «Развитие транспортной системы Республики Башкортостан» [Электронный ресурс]. — URL: https://transport.bashkortostan.ru/activity/1941/?nav-documents=page-2 (дата обращения 12.05.2024)
- Ахметова А. Р., Баймуратов Р. Ф. Современное состояние транспортного комплекса Республики Башкортостан/ А. Р. Ахметова, Р. Ф. Баймуратов// Мировая наука. — 2022. — № 18. — С. 165–168.
3. Национальный проект «Модернизация транспортной инфраструктуры» [Электронный ресурс]. — URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/modernizatsiya-transportnoy-infrastruktury (дата обращения 12.05.2024)
4. Официальный сайт Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. — URL: https://transport.bashkortostan.ru(дата обращения 12.05.2024)
5. Проект «Строительство автомобильной дороги общего пользования регионального значения Республики Башкортостан «Стерлитамак — Кага — Магнитогорск»: официальный сайт Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. — URL: https://transport.bashkortostan.ru/activity/1941/?nav-documents=page-2 (дата обращения 12.05.2024)
6. Транспортная стратегия Республики Башкортостан до 2030 года [Электронный ресурс]. — URL: https://nipitrti.ru/2017/11/16/transportnaya-strategiya-respubliki-bashkortostan-do-2030-goda (дата обращения 12.05.2024)
7. Якимчук Р. А. Пути ведут в Башкирию. Как транспортная инфраструктура влияет на рост экономики//Башинформ. — 2024 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.bashinform.ru/articles/detalno/2024–04–25/puti-vedut-v-bashkiriyu-kak-transportnaya-infrastruktura-vliyaet-na-rost-ekonomiki-3740681 (дата обращения 12.05.2024)