Законодательство о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц в России: общая характеристика | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (549) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 18.12.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Алексеева, Ю. Ю. Законодательство о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц в России: общая характеристика / Ю. Ю. Алексеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 50 (549). — URL: https://moluch.ru/archive/549/120633/ (дата обращения: 19.12.2024).



Данная статья призвана отразить вопросы банкротства юридического лица с точки зрения российского законодательства. Российская действительность показывает, что процесс по оказанию помощи должнику, который может предотвратить признание его банкротом это значимое направление арбитражного-процессуального законодательства о банкротстве.

Ключевые слова: несостоятельность, банкротство, арбитражный управляющий, конкурсное производство, конкурсный управляющий .

Под критериями несостоятельности предприятия в юридической науке понимают основания или признаки банкротства. Такие признаки на законодательном уровне установлены в части 2 статьи 3 Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [3]. Согласно правовым нормам данной статьи установлены два признака несостоятельности юридического лица:

— наличие требований кредиторов по денежным обязательствам, по оплате налогов и иных обязательных платежей, а также требований по оплате труда в общей сумме не менее 300 000 руб.

— неспособность юридического лица удовлетворить указанные денежные требования в течение трех месяцев.

Однако эти два признака являются только общими условиями для подачи заявления и возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве.

Для должников закон (пункт 2 статьи 9 Федерального закона № 127-ФЗ) устанавливает следующие основания обращения в арбитражный суд с заявлением о банкротстве:

— погашение требований хотя бы одного кредитора приведет к невозможности погашения требований других кредиторов в полном объеме;

— решение об обращении в суд с таким заявлением принято на уровне органа юридического лица, правомочного принять решение о его ликвидации;

— возможная процедура взыскания долга за счет активов предприятия затруднит его деятельность или сделает невозможной;

— должнику нечем платить по долгам и (или) нет имущества, за счет которого можно их погасить;

— должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества;

— просрочка по зарплате и сопутствующим платежам работникам составляет три и более месяцев.

Таким образом, помимо двух основных признаков, указанных в третьей части статьи 3 Федерального закона № 127-ФЗ, достаточно наличие хотя бы одного из перечисленных выше оснований, при котором руководитель должника обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании юридического лица банкротом. В этом случае должник не может проигнорировать свою обязанность и должен подать заявление в арбитражный суд. При этом закон предусматривает, когда должник не обязан, но может обратиться в суд в ситуации предвидения банкротства, то есть когда предвидится наступление его основных признаков — наличие обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства.

Законодатель сознательно предусмотрел это право должника (самостоятельное обращение в суд с заявлением о банкротстве), которое позволяет не ждать обстоятельств, когда возникнет обязанность подачи такого заявления — то есть будет допущена трехмесячная просрочка по задолженности в размере более трехсот тысяч рублей. Но обязательное условие — очевидность появления основных признаков банкротства. Очевидность потребуется доказать, но более важно — не попасть под уголовную ответственность за фиктивное или преднамеренное банкротство, которое влечет административное наказание по статье 14.12 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (штраф или дисквалификация) [1], а при наличии крупного ущерба — уголовное по статьям 196, 197 Уголовного кодекса Российской Федерации (от штрафа до лишения свободы) [2].

Кроме того, несвоевременная подача руководителем предприятия заявления о признании его несостоятельным позволяет привлечь его к субсидиарной ответственности. Эта важная новелла в Федеральный закон № 127-ФЗ была введена Федеральным законом от 29.07.2017 № 266-ФЗ с целью более полного погашения требований кредиторов, в случае преднамеренных действий руководства или иных лиц контролирующих должника по выводу активов или в случае бездействия.

Также необходимо отметить, что кроме общих признаков и критериев несостоятельности юридического лица, закон устанавливает специальные признаки. Так, в пункте 3 статьи 3 Федерального закона № 127-ФЗ указано, что основные признаки несостоятельности юридического лица, предусмотренные пунктом 2 указанной статьи, применяются, если иное не установлено рассматриваемым Федеральным законом.

В данном случае главой IX Федерального закона № 127-ФЗ предусмотрены особенности банкротства юридических лиц в зависимости от видов предприятия. В частности, в данной главе закона отдельно предусмотрены особенности банкротства градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий, а также банкротство предприятий-застройщиков.

Таким образом, на практике для принятия решения по вопросу о наличии и достаточности признаков банкротства суду необходимо обращаться к рассмотрению всей совокупности норм. При этом ситуация анализируется каждый раз индивидуально к конкретному предприятию, учитывая формальные признаки, установленные законом с обязательным рассмотрением всех обстоятельств возникновения неспособности юридического лица исполнить в срок обязательства перед контрагентами, бюджетом или по зарплате.

Процедуры (этапы) банкротства юридического лица представляют собой установленный законом механизм мер в отношении предприятия, направленных на восстановление (оздоровление) его платежеспособности или ликвидацию. В современном законодательстве о несостоятельности юридического лица установлены следующие процедуры (этапы) несостоятельности [8]:

— наблюдение,

— финансовое оздоровление,

— внешнее управление,

— конкурсное производство,

— мировое соглашение.

Процедура наблюдения является первой и важнейшей процедурой банкротства, установленной Федеральным законом № 127-ФЗ. Главной задачей процедуры наблюдения является осуществление комплекса мер и действий, нацеленных на сохранение имущества должника, проведение анализа финансово-экономического и хозяйственного состояния должника, установление размера задолженности перед кредиторами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 62 Федерального закона № 127-ФЗ процедура наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании должника банкротом.

Важнейшее место в системе процедур (стадий) банкротства отводится процедуре наблюдения, так как именно на этой стадии процедуры несостоятельности предприятия-должника устанавливается, может ли предприятие удовлетворить требования кредиторов и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме или нет.

Главная цель введения процедуры наблюдения состоит в том, что она позволяет определить финансовое состояние предприятия-должника, его активы и пассивы (обязательства), и при этом одновременно — сохранить его имущество, в том числе права требования.

Наиболее распространенным случаем введения процедуры наблюдения является ее введение арбитражным судом на основании требования кредитора к предприятию-должнику. В другом случае, наблюдение возбуждается на основании заявления самого должника, когда он самостоятельно обращается в суд с заявлением о введении в отношении него процедуры банкротства. В этом случае стадия наблюдения вводится арбитражным судом с даты принятия заявления самого должника о возбуждении дела о несостоятельности.

Разница между стадией наблюдения и другими стадиями (процедурами) несостоятельности, предусмотренными Федеральным законом № 127-ФЗ, такими как финансовое оздоровление, внешнее управление, заключается в том, что наблюдение является общеобязательной стадией несостоятельности предприятия, вводимой на основании судебного акта арбитражного суда. В Федеральном законе № 127-ФЗ установлен закрытый список случаев, когда процедура наблюдение не вводится. В частности, процедура наблюдения не вводится при банкротстве ликвидируемого предприятия-должника или при банкротстве отсутствующего предприятия-должника.

Таким образом, наблюдение является важнейшей частью процедуры банкротства. На этой стадии определяется дальнейшая судьба должника арбитражным судом.

На основании анализа норм Федерального закона № 127-ФЗ, можно выделить следующий состав лиц, принимающих участие в банкротстве на стадии наблюдения:

— арбитражный управляющий, который на процедуре наблюдения именуется временным управляющим,

— кредиторы предприятия-должника,

— органы, уполномоченные государством, при рассмотрении дел о несостоятельности,

— руководитель предприятия-должника.

Временный управляющий, который назначается арбитражным судом по ходатайству кредитора или должника, в соответствии с требованиями, установленными статьями 20 и 20.2 Федерального закона № 127-ФЗ.

Следующим важнейшим участником процедуры наблюдения как стадии банкротства предприятия-должника являются кредиторы, которых можно разделить на конкурсных кредиторов и уполномоченные органы.

Конкурсный кредитор — это организация или гражданин, перед которым предприятие-должник имеет денежное обязательство. Специальное указание закона на конкурсных кредиторов обусловлено их процессуальной функцией при возбуждении дела о банкротстве, заключающейся в том, что только кредиторы по денежным обязательствам могут подавать такие заявления [6].

Согласно статье 71 Федерального закона № 127-ФЗ, кредитор для защиты своих имущественных прав, заявляет свои требования к должнику в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Именно кредиторам предприятия по денежным обязательствам, в том числе ФНС России по задолженности по налогам, принадлежит право определить дальнейшую судьбу организации-должника.

Кроме того, именно кредитор вправе заявить свои возражения на требование другого кредитора о включении в реестр требований кредиторов предприятия-должника. В связи с этим, кредиторы вправе повлиять на формирование реестра требований кредиторов должника и не включения в него недобросовестных кредиторов, которые могли быть аффилированы с предприятием-должником.

В частности, именно на основании возражения кредитора, арбитражным судом проводится проверка установления обоснованности права требования другого кредитора. Проверка обоснованности проводится в целях выявления включения в реестр необоснованных требований, поскольку такое включение приводит к нарушению прав и законных интересов кредиторов, имеющих обоснованные требования, а также должника и его учредителей.

Практика по делам о несостоятельности многократно выделяла такие нарушения включения в реестр требований, когда кредитор увеличивает собственные требования к должнику в целях получения контроля за процедурой банкротства путем увеличения собственных голосов на собраниях кредиторов и в конечном итоге получения большей части денежных средств от реализации имущества при процедуре конкурсного производства [10].

Окончание стадии наблюдения и переход к следующей процедуре банкротства предприятия и принятия соответствующего решения арбитражным судом, определяется волеизъявлением кредиторов, особенно если она направлена на введение восстановительных процедур, а также от анализа временного управляющего о финансово-хозяйственной деятельности предприятия-должника, содержащего выводы о том, имеется ли возможность восстановить его платежеспособность и вести дальнейшую предпринимательскую деятельность или нет.

Арбитражный суд по окончании стадии наблюдения обязан принять одно решение из следующих возможных: о введении финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства, утверждения мирового соглашения. Также, если первое собрание кредиторов не достигло согласия по кандидатуре арбитражного управляющего на следующей стадии банкротства, то его обязанности возлагаются арбитражным судом на временного управляющего.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что реализация этой процедуры (наблюдения) носит комплексный характер. Это связано с тем, что в ходе наблюдения проводятся разные мероприятия, основной целью которых является установления наличия возможности восстановления платежеспособности должника, или отсутствия таковой.

При этом наибольшее значение имеет первое собрание кредиторов, от которого во многом зависит дальнейшая судьба должника, так как на нем кредиторами принимаются судьбоносные решения как для предприятия-должника, так и для его кредиторов.

Более того, именно на первом собрании кредиторов при принятии решения кредиторами о последующей процедуре банкротства после окончания наблюдения, уже в значительной степени видна возможность должника обеспечить погашение денежных обязательств перед кредиторами, в какой мере и каким способом (реализация имущества через конкурсное производство, внешнее управление или финансовое оздоровление в случае, если имеются перспективы восстановления платежеспособности должника, или иными способами, установленными Федеральным законом № 127-ФЗ).

Следующей процедурой (этапом) несостоятельности юридического лица, установленной законом, является финансовое оздоровление. Данную процедуру законодатель определил как одну из реабилитационных, способствующих восстановлению платежеспособности предприятия и сохранению его как полноправного участника предпринимательской деятельности.

На стадии финансового оздоровления для должника устанавливается мораторий на выплату долгов, только в соответствии с графиком погашения задолженности, блокируется начисление санкций и неустоек. С экономической точки зрения для предприятия очень удобная ситуация. Некоторые предприятия пользуются данной стадией банкротства для получения небольшой финансовой отсрочки. Чтобы годик-другой передохнуть от кредиторов для восстановления финансовой устойчивости [4].

Обычно план финансового оздоровления предприятия устанавливает осуществление существенных изменений в деятельности должника, которые позволяют поднять уровень финансовой дисциплины. В частности, такие меры как диверсификация покупателей и поставщиков, переход предприятия на производство другой продукции, позволяющей снизить издержки, оптимальное снижение расходов предприятия.

В теории, такие меры, предусмотренные при введении процедуры финансового оздоровления предприятия, должны принести предприятию положительную динамику восстановления платежеспособности. Но на практике процедура финансового оздоровления наименее востребованная стадия, которая применятся при несостоятельности юридического лица, при выборе на первом собрании кредиторов о принятии решения о введении следующей стадии банкротства.

Также зачастую еще одной из причин редкого практического применения процедуры финансового оздоровления является несвоевременная подача заявления о признании предприятия несостоятельным. К этому моменту производственная деятельность компании уже приостановлена в ходе арестов имущества и его реализации судебными приставами-исполнителями по взысканию кредиторов [9].

Следующей процедурой (этапом) несостоятельности юридического лица, установленной законом, является внешнее управление. Данную процедуру законодатель также определил как одну из реабилитационных, способствующих восстановлению финансовой платежеспособности предприятия. Но процедура внешнего управления значительно отличается от финансового оздоровления. При внешнем управлении происходит отстранение действующего руководителя предприятия, а при финансовом оздоровлении руководитель предприятия продолжает управлять юридическим лицом под контролем административного управляющего.

Внешнее управление также вводится отдельным решением суда, осуществляется назначенным внешним управляющим, которого избирают на первом собрании кредиторов. Продолжительность внешнего управления определяет суд, она исчисляется в совокупности с продолжительностью этапа финансового оздоровления. То есть если перед внешним управлением была введена процедура финансового оздоровления, то общая продолжительность не может превышать 24 месяцев [5].

Внешнее наблюдении является для предприятия банкрота самой удобной процедурой для восстановления его платежеспособности. Эта проявляется в том, что последствием внешнего управления является введение моратория на удовлетворение требований кредиторов к должнику. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, за исключением текущих платежей. Текущие требования должны удовлетворяться по мере наступления срока их исполнения и не должны вноситься в реестр. На этой стадии банкротства арбитражный управляющий называется внешним управляющим. Он должен соответствовать тем же критериям, которые необходимы на других стадиях банкротства.

Этап процедуры внешнего управления юридического лица направлен на восстановление платежеспособности должника и может включать совокупность действий как экономических, финансовых, так и организационных.

В рамках этого процесса внешний управляющий принимает следующие действия для достижения цели восстановления предприятия [7]:

— закрытие производств предприятия, дающих наибольшие издержки;

— переход на производство рентабельной продукции;

— исполнение обязательств должника собственником имущества предприятия или третьими лицами,

— продажа части имущества должника;

— увеличение уставного капитала юридического лица;

— замещение активов.

Таким образом, внешнее управление является этапом процедуры несостоятельности предприятия, успешность которой зависит от множества объективных и субъективных факторов для каждого предприятия. Эту процедуру являющейся реабилитационной часто применяют, когда предприятие-должник является для определенного города градообразующим, так как его ликвидация может повлечь необратимые последствия для конкретного муниципального образования. Также эта процедура может применяться для выхода из кризиса неплатежеспособности предприятий промышленности с непрерывным технологическим циклом, так как приостановка таких заводов может привести к утрате всего производства.

Процедура внешнего управления является положительно оконченной, если у предприятия будут отсутствовать признаки несостоятельности и исполнены обязательства перед кредиторами. В случае невосстановления платежеспособности предприятия, собрание кредиторов принимает решение о признании должника несостоятельным и об открытии процедуры конкурсного производства.

Таким образом, следующей процедурой (этапом) несостоятельности юридического лица, установленной законом, является конкурсное производство. Данную процедуру законодатель определил как окончательную. Именно после проведения этапа конкурсного производства прекращает свое существование организация-должник путем исключения из единого государственного реестра юридических лиц.

Данный этап — конкурсное производство — может наступать как после прохождения всех ее этапов, так и быть введенным в любой момент процедуры банкротства. Так если реабилитационные процедуры — финансовое оздоровление или внешнее управление не дали должного эффекта, то вводится процедура конкурсного производства.

Целями конкурсного производства являются формирование конкурсной массы (имущество и другие активы предприятия) и его продажа для соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Решение о введении на предприятии процедуры конкурсного производства принимается арбитражным судом, который ведет дело о банкротстве (несостоятельности) конкретной компании.

Зачастую кредиторы предприятия-должника заинтересованы в максимально быстром введении указанной процедуры, так как для них это единственная возможность на возврат задолженности.

Данный этап банкротства арбитражный суд вводит по отношению к предприятию-должнику в случае, если совокупная стоимость имеющихся долгов перед бюджетом и кредиторами превышает размер его всех активов.

На практике этот этап конкурного производства наиболее востребованная стадия, которая применяется при несостоятельности юридического лица.

Таким образом, в настоящее конкурсное производство самая востребованная процедура банкротства юридического лица. Этому есть объяснение, заключающееся в нынешних российских экономических реалиях. В настоящее время экономика России оставляет желать лучшего, экономического роста практически нет, собственных денежных средств у предприятия для инвестиций в развитие компании практически не имеет, полученные заемные средства от банков также достаточно дорогие, в связи с этим рентабельность предприятия незначительная.

Поэтому большое количество предприятий подходят к моменту собственной несостоятельности уже с громадными накопившимися за предыдущие годы долгами, а имеющиеся активы их не перекрывают. Зачастую руководство и собственники многих предприятий считают, что единственной возможностью перезапустить процесс жизнедеятельности компании — продать имеющееся имущество для удовлетворения требований кредиторов. Смена собственника проданного имущества поможет запустить процесс создания нового предприятия без обременительных долгов, можно сказать с «нуля». На некоторых предприятиях, даже не вводят процедуры восстановления платежеспособности, а сразу на первом собрании кредиторов в процедуре наблюдения принимается решение о признании предприятия банкротом и введении конкурсного производства.

На этой стадии несостоятельности юридического лица арбитражный управляющий называется конкурсным управляющим. Он должен соответствовать тем же критериям, которые необходимы на других стадиях банкротства.

Для реализации указанных задач конкурсного управляющего закон наделяет соответствующими полномочиями — сообщить установленные законом сведения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, принять имущество предприятия должника, провести его инвентаризацию и оценку, взыскать с должников дебиторскую задолженность, установить кредиторов предприятия, вести реестр их требований, возражать против требований кредиторов при наличии соответствующих оснований.

Сформировав конкурсную массу, законодатель предписал далее конкурсному управляющему провести продажу всего имущества, включенного в конкурсную массу, для того чтобы получить денежные средства необходимые для расчета с кредиторами.

Для реализации этих задач конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов для утверждения предложения о порядке продажи имущества предприятия. В случае если собрание кредиторов не утвердит, предложенный арбитражным управляющим порядок продажи имущества, то оно вправе утвердить иной порядок, предложенный другим кредитором. В случае если не будет достигнут консенсус по утверждению порядка продажи имущества между кредиторами и конкурсным управляющим, то каждый из них вправе обратиться с ходатайством об утверждении порядка и условий продажи имущества в арбитражный суд, который тогда вынесет определение об утверждении порядка, сроков и условий продажи имущества должника.

Продажа имущества предприятия происходит по утвержденному порядку посредством выставления имущества и других активов предприятия должника на открытые торги, с размещением в средствах массовой информации и сайтах в сети «Интернет» сообщения о продаже имущества предприятия-должника, а также о специализированной организации — организаторе торгов. После продажи имущества, конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами согласно реестру требований.

Законодатель установил, что обязательства несостоятельного предприятия погашаются согласно очередности, установленной нормами Федерального закона № 127-ФЗ:

— внеочередные долги — судебные издержки, погашение текущих общехозяйственных расходов, оплата услуг арбитражного управляющего и прочее;

— долги 1-й очереди — компенсации за причинение вреда жизни и здоровью физическим лицам;

— долги 2-й очереди — заработная плата, выходные пособия, авторские вознаграждения;

— долги 3-й очереди — обязательства перед остальными кредиторами.

Причем в очередности 3-й очереди особым порядком удовлетворяются требования кредиторов, обязательства которых обеспечены залогом. Такие требования учитывают отдельно и погашают за счет продажи заложенного имущества.

Следующим и завершающим этапом в процедуре банкротства, предусмотренным Федеральным законом № 127-ФЗ является мировое соглашение. Необходимо отметить, что мировое соглашение может наступать как после проведения всех процедур банкротства предприятия, так и быть введенным на любом этапе.

Для заключения мирового соглашения необходимо, чтобы все участники банкротства — должник и кредиторы пришли к взаимно выгодному соглашению по финансовым обязательствам путем подписания документа, содержащего сведения о порядке и сроках исполнения обязательств предприятием-должником перед кредиторами.

То есть по своей сущности мировое соглашение является взаимным компромиссом каждого из участников банкротства.

При этом, мировое соглашение — один из вариантов удовлетворения требований кредиторов, которое дает возможность планировать размер и сроки возвращенных денежных средств, форму возврата средств.

С другой стороны, мировое соглашение ведет к прекращению процесса несостоятельности, должник получает рассрочку по оплате задолженности, и самое главное, должник как юридическое лицо остается полноправным субъектом хозяйствования с возможностью дальнейшего самостоятельного функционирования.

Таким образом, мировое соглашение как этап банкротства юридического лица можно отнести к реабилитационным процедурам.

В юридической науке выделяют следующие преимущества и недостатки мирового соглашения как процедуры банкротства предприятия.

Во-первых, к преимуществам мирового соглашения относится то, что возможность существует между должником и кредиторами на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве. Это свойство мирового соглашения законодатель предоставляет, так как главной задачей банкротства является удовлетворение всех требований кредиторов.

Следующим преимуществом мирового соглашения является правило, при котором мировое соглашение может быть заключено в случае полного погашения долга кредиторов первой и второй очереди. Законодатель предусмотрел это положение для социальных гарантий по выплатам за причинение вреда жизни и здоровью, а также по оплате зарплаты и пособий.

Также выделяют еще одно преимущество заключения мирового соглашения — невозможность ни одной из сторон отказаться от исполнения мирового соглашения после его вступления в законную силу. Эта норма, установленная законодателем, является гарантией стабильности условий мирового соглашения как способности участников самостоятельно установить правила исполнения обязательств.

Но помимо преимуществ заключения мирового соглашения, по мнению специалистов, имеются и недостатки. Так, к недостаткам мирового соглашения относят то обстоятельство, что в случае возобновления процедуры банкротства размер требований кредиторов определяется в соответствии с размером, установленным в мировом соглашении. Риск проявляется в том, что имеется возможность у должника полностью или в значительно меньшем размере не погасить свои требования. Также к недостаткам относится то, что при возобновлении банкротства вновь появляются кредиторы первой и второй очереди.

Таким образом, мировое соглашение как этап несостоятельности юридического лица является его важнейшей процедурой, способной удовлетворить запросы всех участников банкротства при условии их договороспособности и решения вопроса взаимными компромиссами.

Литература:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 1 (ч. I). — Ст. 1721.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 32. — Ст. 4076.
  3. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О несостоятельности (банкротстве)» // Российская газета. — 2002. — № 87.
  4. Башкирцев А. Банкротство. Понятие, критерии и признаки / А. Башкирцев // Аграрное и земельное право. — 2018. — № 4 (112). — С. 95–102.
  5. Быков В. П. Особенности банкротства юридических лиц / В. П. Быков, И. В. Маркелова, Е. В. Черникова // Современное право. — 2018. — № 3. — С. 123–129.
  6. Гайсина А. К. Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства) / А. К. Гайсина // Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета. — 2018. — № 2. — С. 26–28.
  7. Зиганшина А. Р. Проблемы правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридических лиц / А. Р. Зиганшина, Е. В. Плисковская // Новый юридический вестник. — 2019. — № 6 (13). — С. 16–17.
  8. Пирогова Е. С. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). Учебник. М.: Юрайт, 2020. — 282 с.
  9. Романова С. И. Последствия банкротства для юридических лиц / С. И. Романова // Вестник научных знаний. — 2019. — № 9. — С. 75–79.
  10. Ручкина Г. Ф. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). Учебник / Г. Ф. Ручкина, С. В. Крашенников, Н. А. Матвеева. М.: Прометей, 2020. — 358 с.


Задать вопрос