Цифровая среда как фактор риска совершения насильственных половых преступлений против несовершеннолетних | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (549) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 17.12.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Игумнова, Д. А. Цифровая среда как фактор риска совершения насильственных половых преступлений против несовершеннолетних / Д. А. Игумнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 50 (549). — URL: https://moluch.ru/archive/549/120634/ (дата обращения: 18.12.2024).



Публикация посвящена узконаправленному вопросу о влиянии цифровой среды на возможность совершения половых преступлений в отношении наиболее уязвимой категории лиц ‒ несовершеннолетних. В исследовании рассматривается влияние такой среды на трансформацию совершения таких преступлений. Подчеркивается, что наличие такой среды детерминировало появление киберпреступности или преступности в цифровой среде. Отдельную группу преступлений в ее составе представляют половые преступления.

В исследовании выявлены и описаны основные рисковые факторы, наличие которых способствует совершению половых преступлений в отношении несовершеннолетних в сети Интернет. Предложены способы профилактики и снижения выявленных рисковых факторов.

Ключевые слова: половые преступления, несовершеннолетние, цифровая среда, Интернет, социальные сети.

За последние 20 лет использование цифровых технологий прочно вошло в нашу жизнь. Интернет используется людьми повсеместно для самых разнообразных целей — работы, учебы, обмена данными, развлечений и т. д. Такая ситуация привела к тому, что дети с самого раннего возраста приобщаются к пользованию различными гаджетами и информационно-телекоммуникационной сетью Интернет. В итоге это привело к появлению нового поколения несовершеннолетних, которые существуют в двух реальностях — действительной и виртуальной.

Для таких детей характерно познание мира, в основном, с использованием информации, получаемой из цифровой среды, что существенно влияет на их сознание и восприятие происходящих с ним событий. При этом следует учитывать, что сеть Интернет содержит самую разнообразную информацию из различных источников, а ее достоверность вызывает сомнения.

Именно наличие такой информации, общение с неограниченным кругом лиц, неконтролируемый со стороны взрослых контент представляют собой существенную угрозу безопасности несовершеннолетних лиц. Ее наличие детерминирует появление и дальнейшее существование цифровой преступности. Она представляет угрозу для жизни и здоровья, в том числе и несовершеннолетних.

По данным ГИАЦ МВД России, количество зарегистрированных преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации составило в 2021 г. — 5 450, в 2022 г. — 6 141, а в 2023 г. — 7 6692. Приведенные данные свидетельствуют о наличии тенденции к росту преступных проявлений [5].

Перечень преступлений, совершаемых с использованием сети Интернет, в отношении несовершеннолетних расширяется. Так, 52,3 % зарегистрированных насильственных преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних в цифровой среде, составляет сексуальное насилие [2, с. 175].

Для профилактики совершения насильственных преступлений в отношении несовершеннолетних необходимо наличие данных о детерминантах их совершения. К их числу в настоящее время следует относить и наличие цифровой среды, где все чаще происходит приискание жертв преступлений, а в некоторых случаях и совершение преступных деяний.

Необходимо отметить, что риск совершения преступлений в отношении несовершеннолетних в цифровой среде, на наш взгляд, зависит от ряда факторов ‒ знание несовершеннолетним правил безопасности в сети Интернет, наличие контроля со стороны родителей за пользованием детьми гаджетами и возможностями информационных сетей, особенности развития несовершеннолетнего, незначительное количество и качество знаний несовершеннолетних о интимных отношения.

Многие несовершеннолетние, получив доступ в Интернет, не обладают достаточными знаниями для того, чтобы обеспечить свою безопасность в указанной сети. Так, по данным, приведенным К. С. Тарабиной [3, с. 159] только 52,2 % участников проведенного исследования обладают базовыми знаниями о безопасности в сети Интернет. 45,1 % респондентов считают, что получили такие базовые знания от своих родителей.

Вместе с тем следует отметить, что образовательные учреждения не уделяют вопросам обучения таким знаниям должного внимания. Хотя, на наш взгляд, именно они в настоящее время крайне необходимы современным школьникам для обеспечения безопасности. К. С. Тарабиной в проведенном ей исследовании приводятся данные о том, что только 23,4 % опрошенных получают знания по безопасному использованию сети Интернет в образовательных учреждениях [3, с. 158].

Сложившаяся ситуация детерминирует необходимость организации в образовательных учреждениях обязательных к посещению учениками занятий по кибербезопасности, а также подбор грамотных специалистов для проведения такого обучения, содержательных программ обучения. Только применение такого подхода может обеспечить формирование базовых необходимых знаний у несовершеннолетних, которые позволят им обеспечить собственную безопасность при использовании сети Интернет.

Вторым рисковым фактором выступает отсутствие контроля со стороны взрослых использования несовершеннолетними гаджетов и возможностей сети Интернет. Так, К. С. Тарабиной приводятся данные о том, что 69,7 % опрошенных несовершеннолетних бесконтрольно пользуются Интернетом. Только в отношении 28,5 % респондентов родителями уделяется внимание их нахождению в глобальной сети. При этом у большинства опрошенных (78,4 %) на телефоне не установлены программы родительского контроля [3, с. 160].

Вместе с тем нельзя отрицать тот факт, что одним из условий совершения преступлений в отношении несовершеннолетних в цифровой среде, в том числе и половых, выступает именно отсутствие у взрослых должного интереса к тому, чем занимается несовершеннолетний, используя виртуальную сеть. Большинство родителей, не задумываясь о последствиях, предоставляют детям бесконтрольный доступ к данной сети. При этом лишь малая часть из них обсуждает со своими детьми опасности, которые могут ждать в данной среде.

Именно такой подход детерминирует возникновение таких ситуаций, когда ребенок может стать жертвой преступления, в том числе и полового. Возможности существующих социальных сетей позволяют зарегистрироваться в них любому желающему, в том числе и несовершеннолетнему. При этом даже, если правилами социальной сети установлены возрастные ограничения на регистрацию, достаточно указать требуемый возраст и программное обеспечение позволит зарегистрировать человеку его собственную страницу в такой сети. При этом предоставление документов, подтверждающих достижения определенного возраст пользователем, не требуется. Таким образом, у любого ребенка есть возможность присутствия в социальных сетях и мессенджерах.

В связи с этим полагаем, что в образовательных учреждениях необходимо проводить обучающие занятия с родителями с целью доведения до них информации о том, что на них лежит обязанность по воспитанию несовершеннолетних. Наличие такой обязанности предполагает решение ими вопроса о количестве времени, проводимого детьми в сети Интернет, получаемой информации, обсуждении возникающих при этом ситуаций. Именно родителями должны приниматься предупредительные меры во избежание совершения насилия в отношении детей. К таким мерам относится установка программ родительского контроля, а также разъяснение родителями правил безопасного поведения в сети.

Третьим рисковым фактором в данном случае, связанном именно с совершением половых преступлений, выступает возраст несовершеннолетнего. От него зависит восприятие им получаемой в сети Интернет информации. Недостаточное количество знаний, неразвитость критического мышления не позволяют детям в полной мере осознать насколько опасно для них предоставление информации о себе посторонним лицам, общение с ними на постоянной и временной основе.

Также к факторам риска совершения половых преступлений в цифровой среде выступает качество и количество знаний несовершеннолетних об интимных отношениях. Особенностью нового поколения несовершеннолетних является то, что они получают такую информацию, в основном не от родителей, а самостоятельно в виртуальной сети [4, с. 5]. Качество, достоверность, доступность такой информации не всегда являются достаточными. Многие дети получают ее не из специально предназначенных и адаптированных для определенного возраста пособий, информационных сайтов, а просматривая порнографические материалы. Последнее формирует у детей неверное представление о характере и значении в жизни людей таких отношений.

Кроме того, влияние на сексуальное воспитание оказывает и падение нравственных устоев современной молодежи. Сексуальная распущенность приводит к нарушению нормального восприятия половых отношений, отсутствию четких границ.

В указанной связи также считаем важным обратить внимание на необходимость введения в образовательных учреждениях занятий, направленных на получение знаний о здоровых семейных и сексуальных отношениях. Также и родители должны уделять внимание разговорам и просвещению детей на обозначенные темы.

Именно наличие таких рисковых факторов, доступность цифрового пространства дает преступному контингенту широкие возможности для приискания и выбора потенциальных жертв среди несовершеннолетних лиц. С учетом возможностей социальных сетей, которые позволяют произвести выборку лиц по возрасту, половой принадлежности, а также каких-либо ограничений на отправку сообщений, преступник может свободной найти круг интересующих его несовершеннолетних лиц и вступить с ними в переписку или общению по телефону.

Обладая необходимыми для поддержания общения с несовершеннолетними лицами знаниями, преступники используют их для вступления в переписку с несовершеннолетними. При этом изначально разговоры могут идти на отвлеченные темы, связанные с увлечениями несовершеннолетнего. И лишь спустя некоторое время, войдя в доверие к ребенку, преступник начинает постепенно склонять его к вступлению в половую связь или совершению развратных действий. В силу возраста дети не всегда могут в полной мере осознавать значение и характер осуществляемых в его отношении действий такого рода.

При этом использование именно виртуального пространства для совершения половых преступлений позволяет преступнику длительное время оставаться на свободе, а в некоторых случаях и быть неустановленным. Современные технологии позволяют скрывать, изменять или подменять использованные ip-адреса, что существенно затрудняет поиски виновных лиц.

А. С. Медведева в своем исследовании достаточно подробно описывает как с учетом приведенных факторов преступники находят своих жертв и совершают преступления прямо в сети Интернет. Речь идет о так называемой сексторции, которая предполагает получение у жертвы преступления фотографий интимного содержания, а после их получения — осуществление шантажа с их использованием для вступления в половую связь и других целей. В силу возраста несовершеннолетний, попав в такую ситуацию, без помощи взрослых не может найти из нее выход и испытывает сильнейший стресс.

В некоторых случаях преступление может совершаться в форме кибергруминга, который предполагает манипулятивное сексуальное домогательство по отношению к ребенку, реализуемое в сети Интернет в форме коммуникации, с целью его подготовки к будущему сексуальному злоупотреблению [1, с. 30].

Приведенные примеры наглядно демонстрируют реальность происходящих в сети Интернет событий. И они носят незаконный характер. Однако, как показало проведенное исследование, надлежащая профилактика может отказать существенное влияние на снижение рисков совершения таких преступлений.

К числу таких мер следует отнести проведение в образовательных учреждениях занятий с учениками на тему безопасности в сети Интернет, а также занятий по половому воспитанию, осуществление родителями бесед с детьми о безопасности в виртуальной среде, интимных отношениях, а также осуществление ими контроля за использованием несовершеннолетними возможностей цифрового пространства. Комплексное применение перечисленных мер, на наш взгляд, позволит обеспечить безопасное нахождение детей в киберсреде и снизит риск совершения в их отношении половых преступлений.

Литература:

  1. Медведева А. С. Коммуникация несовершеннолетних потерпевших в процессе кибергруминга: дис.... канд. псих. наук: 19.00.06. Москва, 2022. 180 c.
  2. Пинкевич Т. В., Тарабрина К. С. Проблемные вопросы выявления преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних с использованием информационно-цифровых технологий // Пробелы в российском законодательстве. 2023. Т. 16. № 7. С. 174–179.
  3. Тарабрина К. С. Криминогенные риски, способствующие совершению сексуального насилия над несовершеннолетними в цифровой среде // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2024. Т. 15. № 2 (56). С. 154–163
  4. Туркулец В. А. Секстинг в отношении несовершеннолетних: уголовно-правовой и виктимологический аспекты // Юридические исследования. 2020. № 5. С. 1–11.
  5. Официальный сайт МВД России [Электронный ресурс]. — Электр. дан. — 2024 — Режим доступа: URL: https://мвд.рф/ — Загл. с экрана.


Задать вопрос