От косноязычия до дислалии: историческая справка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (549) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 15.12.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Джурина, К. А. От косноязычия до дислалии: историческая справка / К. А. Джурина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 50 (549). — URL: https://moluch.ru/archive/549/120643/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье автор исследует стадии и этапы формирования современного термина «дислалия».

Ключевые слова: дислалия, нарушение речи.

Очень долгое время все речевые расстройства были объединены одним термином — «косноязычие». Этот термин обозначал любую неправильную речь. Со временем этот термин потерял свою актуальность и появился новый — «дислалия».

Термин «дислалия» одним из первых в Европе ввёл врач Иосиф Франк в 1827 году. Он применил его в обобщённом значении как наименование всех видов произносительных расстройств, обусловленных различными причинами возникновения. [1, с. 120]

Позже, в 30-е годы XIX столетия, швейцарский врач Р. Шультесс разделил все речевые нарушения на две группы: заикание и косноязычие. Косноязычие он обозначил термином «дислалия», но в более узком значении: «К дислалии относятся лишь произносительные нарушения, обусловленные анатомическими дефектами органов артикуляции». [2]

В отечественной логопедии этой точки зрения придерживались до 30–50х годов 20 века. В данный период времени «дислалией» считали нарушения речи, которые обусловлены нарушением периферических органов слуха. Но другого мнения придерживался польский исследователь Владислав Олтушевский. Он выделял две формы дислалии: функциональную и обусловленную снижением слуха. [3, с. 9] Он также выделил термин «дисглоссия»: под ним он подразумевал произношения, которые обусловлены патологическими изменениями в артикуляционном аппарате.

Позже, в 1930–1950-е годы, М. Е. Хватцев рассматривал дислалию как одну из форм косноязычия (этот термин включал в себя совокупность всех типов нарушения произношения). Он относил к дислалии все звукопроизносительные нарушения, которые вызваны поражением или расстройством периферических органов речи; а также нарушения звукопроизношения, вызванные периферической тугоухостью. Он определил три формы дислалии: механическую, которая обусловлена грубыми анатомическими дефектами органов речи (расщелинами нёба, короткой подъязычной уздечкой); органическую, обусловленную периферической тугоухостью, аномалиями челюстей, зубов, языка и нёба; функциональную, обусловленную мышечной вялостью мягкого нёба, недостаточной гибкостью кончика языка и т. д. [4, с. 100]

В 50-х годах Правдина Ольга Владимировна дает иное определение дислалии: в частности, были исключены нарушения, обусловленные дефектами слуха. Она выделила только две формы дислалии: функциональную и механическую. [5, с. 74] В состав последней была включена и ринолалия.

В 60-е годы, в работах Сергея Семёновича Ляпидевского и О. В. Правдиной можно проследить процесс деления произносительных дефектов на дизартрию и дислалию и отказ от обобщающего термина «косноязычие». В эти же годы в работе С. С. Ляпидевского и Бориса Моисеевича Гриншпуна ринолалия была выделена из механической дислалии в отдельное речевое нарушение. В дальнейшем деление дислалии на функциональную и механическую стало разделяться большинством авторов.

За очень долгое время сформировалось множество определений термина дислалии. На данный момент дислалия — это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата.

Симптоматика:

Внешние нарушения произношения звуков могут быть выражены либо в одном из нижеперечисленных вариантов, либо в их сочетании: отсутствие или искажение звука, замена одного звука другим, смешение и взаимозамена звуков.

Выделяют 2 группы причин появления дислалии:

Биологические — общая физическая ослабленность, вследствие соматических заболеваний; вредности внутриутробного периода и неблагоприятная наследственность; травмы и т. д.

Социальные — манера взрослых общаться с ребенком лепетной речью; подражание неправильной речи окружающих; билингвизм в раннем детстве (двуязычие) и т. п.

Выделяют две формы дислалии:

1) Механическая дислалия. При данной форме нарушения произношения звуков объясняются врожденными или приобретёнными особенностями строения периферического речевого аппарата (не включая расщелины).

2) Функциональная дислалия. При указанной форме дислалии нарушение звукопроизношения может выражаться как в смешениях и заменах, так и в отсутствии и искажении.

Таким образом, на данный момент времени термин «дислалия» сильно отличается от первоначального определения, предложенного Франком. С течением времени ученые ушли от понятия «косноязычие» к определению «дислалия» в ее конкретном проявлении.

Статистика речевых нарушений

Раньше у большинства детей было нарушено только звукопроизношение. Задача логопеда сводилась к тому, чтобы поставить правильные звуки, автоматизировать их и дифференцировать от других, схожих по звучанию или артикуляционному укладу.

На данный момент, дети, нуждающиеся только в коррекции произношения звуков, встречаются намного реже. Сейчас за помощью к логопеду обращаются родители, чьи дети в 3–4 года практически не разговаривают.

В 2000-ом году более подробные исследования проводились в Санкт-Петербурге психолого-педагогическим центром «Здоровье». В данном исследовании принимали участие 580 детей подготовительных групп (преимущественно, обследование проходили дошкольники, достигшие шести лет) из 44 районных детских садов. Обследования проводились по единой схеме (фиксировали состояние звукопроизношения, словарный запас, сформированность грамматики и словоизменения, простейший звуковой анализ слов).

Результаты исследования показали, что дефекты звукопроизношения имелись у 52,5 % детей. Нужно отметить, что 16,7 % детей из этого числа приходилось на полные звуковые замены, свидетельствующие о наличии «возрастного косноязычия».

Из 145 обследованных детей в возрасте от 3 до 4 лет у 10,3 % отмечалась механическая дислалия.

Наряду с этим было выявлено, что у 21,5 % детей подготовительных групп отставал от нормы словарный запас, у 25 % отмечалось отсутствие сформированности функции словоизменения и у 61,6 % — функции словообразования. [6]

Итог исследования: нарушения речи встречаются у 58–61 % детей. Сводка данных исследования представлена в рис. 1.

Рис. 1

По данным ведущего специалиста, логопеда и ученого Ирины Карелиной ещё 20 лет назад 1/3 из почти 24 тысяч обследованных детей в возрасте от 1,5 до 7 лет имели нормальное речевое развитие (31 % детей не нуждались в помощи логопеда). У остальных дошкольников были выявлены речевые нарушения (в том числе и сложные). [7]

В 2024 же году, по данным Министерства просвещения, 87 % детей до 7 лет имеют нарушения речи.

Проанализировав данные, можно отследить динамику: за 20 лет количество детей с нарушениями речи увеличилось на 18 %.

Причины сложившейся ситуации

Причинами роста числа логопедических нарушений могут быть: генетические заболевания, особенности течения беременности, психологическая обстановка в семье, загрязненная окружающая среда и т. д.

Обобщив вышеизложенное, можно сделать вывод: современному человечеству необходимо задуматься о возникающих проблемах в развитии речи и о важности речи при установлении и гармоничном развитии личности в обществе. Необходимо вовлекать детей в речевую деятельность и речевое творчество, а педагогам образовательных учреждений следует пересмотреть средства и методы воздействия на речевую активность и коррекцию речи.

Литература:

  1. Елохина, А. А. Изучение речевого статуса ребенка дошкольного возраста с дислалией / А. А. Елохина // Дефектология Проф. — 2020. — № 8. — С. 119–124.
  2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
  3. Олтушевский В. Ф. Краткий очерк физиологии и патологии речи, особенно заикания и косноязычия / [Соч.] Д-ра Владислава Олтушевского. — Варшава: тип. Варшав. ин-та глухонемых и слепых, 1893. — 23 с.
  4. Логопедия. Книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений. Книга 1 / М. Е. Хватцев; под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. — 272 с.
  5. Правдина О. В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фактов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: «Просвещение», 1973. — 272 с.
  6. Логопедия. Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / под ред. Л. С. Волковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 680 с.
  7. Карелина, И. Б. Классификация задержек речевого развития различного генеза // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». — 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-zaderzhek-rechevogo-razvitiya-razlichnogo-geneza/viewer (дата обращения: 10.12.2024).


Задать вопрос