Конституционно-правовое регулирование статуса органов Прокуратуры в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (549) декабрь 2024 г.

Дата публикации: 16.12.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Оганян, Э. Г. Конституционно-правовое регулирование статуса органов Прокуратуры в Российской Федерации / Э. Г. Оганян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 50 (549). — URL: https://moluch.ru/archive/549/120647/ (дата обращения: 19.12.2024).



Прокуратура, как государственный орган, занимает место в механизме и системе государства в правоохранительной сфере, так как наделена определенными целями, задачами, функциями и принципами, полномочиями. У прокуратуры Российской Федерации широкий перечень прав и обязанностей, что закреплены непосредственно в нормативно-правовой базе страны. Прокурорский надзор и контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является особой деятельностью, которая не относится к законодательной, судебной или исполнительной. Однако для развития прокуратуры Российской Федерации требуется постоянное решение возникающих вопросов, и в первую очередь это связано с регулированием правовых основ статуса органов прокуратуры.

Органу прокуратуры в России отводилась и отводится особая роль, что выражается в ее статусе. В современной России конституционно-правовое регулирование системы органов прокуратуры, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, подробно регламентировано как в Конституции РФ, так и в специальном законе — Федеральном законе от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 09.11.2020) «О прокуратуре Российской Федерации» [1] (далее — ФЗ «О прокуратуре»). Имеются и иные правовые акты, так или иначе затрагивающие положение, статус, полномочия органов прокуратуры, например, процессуальное законодательство, по нормам которого определяется участие сотрудников прокуратуры в судебном процессе, или Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ (ред. от 11.10.2018) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», в статье 3 которого записано, что антикоррупционная экспертиза н. п.а. проводится органами прокуратуры. Таким образом, действующее российское законодательство имеет множество связанных во единую систему норм, устанавливающих, закрепляющих, регламентирующих статус и полномочия органов прокуратуры. Однако правовое регулирование деятельности прокуратуры сводится к тому, что Прокуратура — это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор. Исходя из этой формулировки статьи 1 ФЗ «О прокуратуре», рассмотрим конституционно-правовое регулирование статуса Прокуратуры.

Конституция РФ содержит ряд статей, определяющих конституционный статус прокуратуры. Так, Конституция РФ в пункт «о» статьи 71 относит вопросы организации и деятельности органов прокуратуры к исключительному ведению Российской Федерации, что, по сути, исключает возможность регулирования указанных вопросов на уровне. [2]

Следующим положением Конституции РФ является п. «е» статьи 83, по нему Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуру Генпрокурора РФ, а также вносит в эту палату Парламента предложение об освобождении Генпрокурора РФ от должности.

Согласно новеллам Конституции РФ, внесенным в связи с поправками в Конституцию РФ, к ведению Совета Федерации относится «проведение консультаций по предложенным Президентом РФ кандидатурам на должность Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации» (п. «з» статьи 102 Конституции РФ).

Конституция Российской Федерации (статья 129) закрепила общие вопросы организации органов прокуратуры и порядка назначения руководящего состава данного органа, Прокуратура РФ вновь обрела конституционное закрепление единой федеральной централизованной системы органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющая иные функции. Представляется, что данные изменения пошли на пользу укреплению и развитию конституционного принципа единства и централизации органов прокуратуры.

Таким образом, Прокуратура РФ является конституционным органом, а ее статус закреплен в главе 7 Конституции Российской Федерации «Судебная власть и прокуратура». По мнению О. И. Ракиты, «в тексте Конституции Российской Федерации прокуратуре посвящена только одна ст. 129, в которой содержатся следующие элементы конституционного статуса прокуратуры: организационная структура прокуратуры как единой централизованной системы с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации; порядок назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора Российской Федерации; порядок назначения прокуроров субъектов Федерации; порядок назначения иных прокуроров; уровень правового регулирования деятельности прокуратур» [3, c. 674].

Из данного перечня следует, что конституционное регламентирование деятельности органов прокуратуры обращается к организационным началам, однако Конституция России не регламентирует функциональную составляющую. Такую функциональную составляющую регламентирует Федеральный закона «О прокуратуре Российской Федерации» [1]. Повторюсь, прокуратура, является единой централизованной системой органов, осуществляющих точный надзор за соблюдением Конституции РФ и законов. Согласно ст. 71 Конституции РФ прокуратура относится к федеральному ведению [2], что значит, возможность ее правового регулирования дана только федеральному законодательству.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202–1 в эту систему входят:

  1. Генеральная прокуратура РФ;
  2. прокуратура субъектов РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры;
  3. прокуратуры городов, районов;
  4. другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры;
  5. а также образовательные и научные учреждения, редакции печатных изданий, которые являются юридическими лицами.

Создание прокуратур, которые не входят в систему, является недопустимым, как и их деятельность.

Процессуальное положение органов прокурора закрепляют такие законодательные акты, как УПК, ГПК, АПК, КоАП. Участие прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел коррупционной направленности. Указанная деятельность прокуроров осуществляется в соответствие с: Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации и приказами Генерального прокурора Российской об организации их работы в данном направлении. Основной задачей участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел является поддержание государственного обвинения в разбирательстве дел судом первой инстанции.

Отдельные законы предусматривают особенности осуществления надзора, наделяя прокурора специфическими полномочиями. Характерными примерами являются федеральные законы от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [4] и от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [5].

В ряде законодательных актов прямо говорится об осуществлении надзора за их исполнением органами прокуратуры. В их числе федеральные законы от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» [6].

Также существует огромный массив отдельных нормативных правовых актов в регламентирующий правовой статус органов прокуратуры, основной при этом остается надзор, который осуществляет прокуратура. Основное правовое регламентирование определяется проведением антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов). В целях профилактики коррупции и предотвращения ее развития статьей 9.1. Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» на прокурора возложено самостоятельное полномочие по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов). Детализации нормы содержится в Федеральном законе от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [5], постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», а также приказами Генерального прокурора Российской Федерации.

Борьба с коррупцией так же возложена на прокуратуру в качестве органа, осуществляющего надзор за исполнением законодательства при представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Указанный надзор осуществляется в соответствии со статьями 8 и 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» которыми установлена обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательства имущественного характера и определен круг лиц, на которых она распространяется. Такие же положения закреплены в следующих федеральных законах: от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» [7] и других федеральных законах, которыми регулируются правоотношения при прохождении иных видов службы.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что конституционно-правовое регулирование статуса органов прокуратуры сформирована из большого объема различных нормативных правовых актов, возлагающих на прокуроров полномочия надзору и контролю за исполнением законодательства. Полномочия прокуратуры постоянно расширяются, что связано с изменением правового регулирования различных сфер жизни общества.

При разнообразии полномочий органы прокуратуры образуют единую федеральную централизованную систему органов, направленную на обеспечение законности всеми субъектами права, выполняя те или иные закрепленные законом за органами прокуратуры функции, которые обладают исключительным правом и в то же время обязанностью осуществления точного надзора за соблюдением Конституции РФ и законов на всей территории страны.

Литература:

  1. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 06.02.2020) «О прокуратуре Российской Федерации» // Официальный интернет-портале правовой информации (ГСПИ) http://www.pravo.gov.ru, 04.02.2020.
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).//Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
  3. Ракита О. И. Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации // Молодой ученый. 2019. № 12. С. 674.

4. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2018 № 294-ФЗ// Официальный интернет-портале правовой информации (ГСПИ) http://www.pravo.gov.ru, 04.02.2020.

  1. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (с изменениями и дополнениями)// Официальный интернет-портале правовой информации (ГСПИ) http://www.pravo.gov.ru, 04.02.2020.

6. Федеральный закон от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» (с изменениями и дополнениями)// Собрании законодательства Российской Федерации от 16 июня 2008 г. № 24 ст. 2789

7. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 30.09.2024) «О муниципальной службе в Российской Федерации» // опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru — 30.09.2024



Задать вопрос