Экономическое поведение регионов России в настоящее время должно базироваться на повышении своей конкурентоспособности путем сохранения и эффективного использования имеющихся или созданных конкурентных преимуществ, а также постоянного формирования и реализации новых, соответствующих внешним условиям. К наиболее действенным факторам конкурентоспособности в современных условиях глобализации можно отнести и развитие малого предпринимательства [1, с. 212]. Становится очевидным, что именно развитие малых предприятий сыграет одну из главных ролей в обеспечении решения многих экономических, социальных проблем, включая формирование конкурентной среды, насыщение рынка товарами и услугами, борьбу с безработицей, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Поэтому одной из приоритетных задач федерального и регионального уровня должно стать развитие малого предпринимательства.
Несмотря на предпринятые шаги в этом направлении малый бизнес продолжает испытывать серьезные трудности. На сегодняшний день общественность с особым вниманием следит за проблемами, перспективами и ролью малого бизнеса в экономике России. В условиях экономического кризиса именно предприятия малого бизнеса становятся наиболее эффективной формой предпринимательства. Прежде всего это обусловлено основными преимуществами малого бизнеса: быстрая адаптация к изменяющимся условиям рынка, большая независимость действий, гибкость и оперативность при принятии управленческих решений; сравнительно невысокие расходы при осуществлении деятельности; возможность самореализации; более низкая потребность в первоначальном капитале; быстрая реакция на меняющиеся запросы рынков.
Практика показывает, что для успешного развития предпринимательства необходимо выполнение некоторых условий, способствующих этому [2, с. 258]. Прежде всего к ним относятся: ясная и непротиворечивая нормативно-правовая база; поддержка государства; доступные кредиты под небольшие проценты; приемлемый уровень налогов.
Учитывая вышесказанное, понятно, что без достаточной помощи как со стороны федеральных, так и региональных властей предпринимательство не сможет быстро и эффективно развиваться. Основной целью деятельности Белгородского областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства является микрофинансирование проектов предпринимателей Белгородчины, а также реализация программ государственной поддержки малого и среднего бизнеса.
В деятельность малых предприятий вовлечены практически все социальные группы населения Белгородской области. Развитие малого предпринимательства позволяет решать многие социальные задачи: создание новых рабочих мест, снижение уровня безработицы и социальной напряженности, формирование среднего класса и повышение качества жизни белгородцев. Малый бизнес в Белгородской области — один из самых перспективных и динамично развивающихся секторов экономики, который наиболее гибко реагирует на ее изменения. В связи с этим в области создаются предпосылки для интеграции малого бизнеса в инновационную среду.
По основным показателям развития малого бизнеса (число малых предприятий на 1000 жителей, удельный вес численности работников малых предприятий в общей численности занятых в экономике региона, оборот малых предприятий) Белгородская область устойчиво удерживает ведущие позиции в Центральном федеральном округе России.
Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (ИП) в Белгородской области за период 3-х лет имеет неоднозначную тенденцию: в 2011 г. по сравнению с 2010 г. количество ИП уменьшилось на 2,1 % (968 предприятий), а в 2012 г., напротив, увеличилось на 8,5 % или 3894 предприятий (Таблица 1). Однако, общая ситуация в области не так однозначна. В некоторых районах (Белгородском, Корочанском, Прохоровском, Шебекинском и Яковлевском района), г. Белгороде, г. Шебекино, Губкинском городском округе количество зарегистрированных ИП постепенно увеличивается, в то время как в некоторых других районах (Алексеевский, Валуйский, Красненский, Чернянский) наблюдается снижение этого показателя. Количество зарегистрированных ИП в Ивнянском районе по состоянию на 2012 г. сократилось на 40,4 % или 298 предприятий. Наибольшую долю зарегистрированных ИП по области занимает областной центр — около 30 %.
С 2010 г. по 2012 г. количество регистрируемых малых предприятий в области сократилось с 7443 в год до 6735 (Таблица 2, 3). Такая отрицательная динамика сложилась в большинстве районов, кроме Губкинского городского округа, где темп прироста количества регистраций в 2011 г. и в 2012 г. составил 14,7 % и 135,6 % соответственно.
Таблица 1
Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (ИП) в Белгородской области, применяющих УСН и ЕНВД, по состоянию на 2010 -2012 гг.
№ п/п |
Наименование муниципальных районов |
Количество зарегистрированных ИП |
Абсолютные отклонения, +;- |
Темп прироста, % |
Отношение кол-ва ИП за 2012 г. к общей численности населения |
|||||||
2010 г. |
Уд. вес, % |
2011 г. |
Уд. вес, % |
2012 г. |
Уд. вес, % |
2011 г. от 2010 г. |
2012 г. от 2011 г. |
2011 г. к 2010 г. |
2012 г. к 2011 г. |
|||
1 |
Алексеевский р-н и г. Алексеевка |
2439 |
5,2 |
2256 |
4,9 |
2252 |
4,5 |
-183 |
-4 |
-7,5 |
-0,2 |
0,035 |
2 |
Белгородский р-н |
3467 |
7,4 |
4047 |
8,9 |
4109 |
8,3 |
580 |
62 |
16,7 |
1,5 |
0,038 |
3 |
Борисовский р-н |
723 |
1,6 |
688 |
1,5 |
788 |
1,6 |
-35 |
100 |
-4,8 |
14,5 |
0,030 |
4 |
г. Валуйки и Валуйский р-н |
1940 |
4,2 |
1863 |
4,1 |
1850 |
3,7 |
-77 |
-13 |
-4,0 |
-0,7 |
0,027 |
5 |
Вейделевский р-н |
493 |
1,1 |
487 |
1,1 |
485 |
1,0 |
-6 |
-2 |
-1,2 |
-0,4 |
0,022 |
6 |
Волоконовский р-н |
949 |
2,0 |
1025 |
2,2 |
714 |
1,4 |
76 |
-311 |
8,0 |
-30,3 |
0,022 |
7 |
Грайворонский р-н |
828 |
1,8 |
609 |
1,3 |
746 |
1,5 |
-219 |
137 |
-26,4 |
22,5 |
0,026 |
8 |
Губкинский городской округ |
2129 |
4,6 |
2194 |
4,8 |
2326 |
4,7 |
65 |
132 |
3,1 |
6,0 |
0,019 |
9 |
Ивнянский р-н |
648 |
1,4 |
738 |
1,6 |
440 |
0,9 |
90 |
-298 |
13,9 |
-40,4 |
0,019 |
10 |
Корочанский р-н |
1199 |
2,6 |
1711 |
3,7 |
1742 |
3,5 |
512 |
31 |
42,7 |
1,8 |
0,045 |
11 |
Красненский р-н |
326 |
0,7 |
273 |
0,6 |
269 |
0,5 |
-53 |
-4 |
-16,3 |
-1,5 |
0,020 |
12 |
Красногвардейский р-н |
869 |
1,9 |
818 |
1,8 |
854 |
1,7 |
-51 |
36 |
-5,9 |
4,4 |
0,021 |
13 |
Краснояружский р-н |
499 |
1,1 |
369 |
0,8 |
392 |
0,8 |
-130 |
23 |
-26,1 |
6,2 |
0,026 |
14 |
Новооскольский р-н |
1091 |
2,3 |
1189 |
2,6 |
1053 |
2,1 |
98 |
-136 |
9,0 |
-11,4 |
0,024 |
15 |
Прохоровский р-н |
587 |
1,3 |
611 |
1,3 |
628 |
1,3 |
24 |
17 |
4,1 |
2,8 |
0,021 |
16 |
Ракитянский р-н |
912 |
2,0 |
865 |
1,9 |
1109 |
2,2 |
-47 |
244 |
-5,2 |
28,2 |
0,033 |
17 |
Ровеньской р-н |
540 |
1,2 |
518 |
1,1 |
501 |
1,0 |
-22 |
-17 |
-4,1 |
-3,3 |
0,021 |
18 |
Старооскольский городской округ |
7845 |
16,8 |
6834 |
15,0 |
7232 |
14,6 |
-1011 |
398 |
-12,9 |
5,8 |
0,028 |
19 |
Чернянский р-н |
1037 |
2,2 |
992 |
2,2 |
787 |
1,6 |
-45 |
-205 |
-4,3 |
-20,7 |
0,024 |
20 |
Шебекинский р-н и г. Шебекино |
2465 |
5,3 |
3192 |
7,0 |
3343 |
6,7 |
727 |
151 |
29,5 |
4,7 |
0,036 |
21 |
Яковлевский р-н |
1763 |
3,8 |
1881 |
4,1 |
1900 |
3,8 |
118 |
19 |
6,7 |
1,0 |
0,034 |
22 |
г. Белгород |
13886 |
29,8 |
12507 |
27,4 |
16041 |
32,4 |
-1379 |
3534 |
-9,9 |
28,3 |
0,043 |
Всего по области |
46635 |
100 |
45667 |
100 |
49561 |
100 |
-968 |
3894 |
-2,1 |
8,5 |
0,032 |
Таблица 2
Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (ИП) в Белгородской области, применяющих УСН и ЕНВД, в 2010–2012 гг.
№ п/п |
Наименование муниципальных районов |
Количество зарегистрированных ИП |
Абсолютные отклонения, +;- |
Темп прироста, % |
|||||||
2010 г. |
Уд. вес, % |
2011 г. |
Уд. вес, % |
2012 г. |
Уд. вес, % |
2011 г. от 2010 г. |
2012 г. от 2011 г. |
2011 г. к 2010 г. |
2012 г. к 2011 г. |
||
1 |
Алексеевский р-н и г. Алексеевка |
315 |
4,2 |
151 |
2,1 |
205 |
3,0 |
-164 |
54 |
-52,1 |
35,8 |
2 |
Белгородский р-н |
473 |
6,4 |
864 |
12,1 |
297 |
4,4 |
391 |
-567 |
82,7 |
-65,6 |
3 |
Борисовский р-н |
143 |
1,9 |
199 |
2,8 |
128 |
1,9 |
56 |
-71 |
39,2 |
-35,7 |
4 |
г. Валуйки и Валуйский р-н |
269 |
3,6 |
237 |
3,3 |
285 |
4,2 |
-32 |
48 |
-11,9 |
20,3 |
5 |
Вейделевский р-н |
92 |
1,2 |
81 |
1,1 |
49 |
0,7 |
-11 |
-32 |
-12,0 |
-39,5 |
6 |
Волоконовский р-н |
362 |
4,9 |
377 |
5,3 |
185 |
2,7 |
15 |
-192 |
4,1 |
-50,9 |
7 |
Грайворонский р-н |
179 |
2,4 |
148 |
2,1 |
135 |
2,0 |
-31 |
-13 |
-17,3 |
-8,8 |
8 |
Губкинский городской округ |
252 |
3,4 |
289 |
4,0 |
681 |
10,1 |
37 |
392 |
14,7 |
135,6 |
9 |
Ивнянский р-н |
105 |
1,4 |
156 |
2,2 |
87 |
1,3 |
51 |
-69 |
48,6 |
-44,2 |
10 |
Корочанский р-н |
303 |
4,1 |
136 |
1,9 |
201 |
3,0 |
-167 |
65 |
-55,1 |
47,8 |
11 |
Красненский р-н |
104 |
1,4 |
53 |
0,7 |
72 |
1,1 |
-51 |
19 |
-49,0 |
35,8 |
12 |
Красногвардейский р-н |
162 |
2,2 |
102 |
1,4 |
111 |
1,6 |
-60 |
9 |
-37,0 |
8,8 |
13 |
Краснояружский р-н |
129 |
1,7 |
139 |
1,9 |
89 |
1,3 |
10 |
-50 |
7,8 |
-36,0 |
14 |
Новооскольский р-н |
256 |
3,4 |
271 |
3,8 |
263 |
3,9 |
15 |
-8 |
5,9 |
-3,0 |
15 |
Прохоровский р-н |
112 |
1,5 |
79 |
1,1 |
76 |
1,1 |
-33 |
-3 |
-29,5 |
-3,8 |
16 |
Ракитянский р-н |
146 |
2,0 |
251 |
3,5 |
161 |
2,4 |
105 |
-90 |
71,9 |
-35,9 |
17 |
Ровеньской р-н |
103 |
1,4 |
66 |
0,9 |
64 |
1,0 |
-37 |
-2 |
-35,9 |
-3,0 |
18 |
Старооскольский городской округ |
875 |
11,8 |
875 |
12,3 |
836 |
12,4 |
0 |
-39 |
0,0 |
-4,5 |
19 |
Чернянский р-н |
345 |
4,6 |
187 |
2,6 |
192 |
2,9 |
-158 |
5 |
-45,8 |
2,7 |
20 |
Шебекинский р-н и г. Шебекино |
576 |
7,7 |
277 |
3,9 |
460 |
6,8 |
-299 |
183 |
-51,9 |
66,1 |
21 |
Яковлевский р-н |
327 |
4,4 |
178 |
2,5 |
151 |
2,2 |
-149 |
-27 |
-45,6 |
-15,2 |
22 |
г. Белгород |
1815 |
24,4 |
2025 |
28,4 |
2007 |
29,8 |
210 |
-18 |
11,6 |
-0,9 |
Всего по области |
7443 |
100 |
7141 |
100 |
6735 |
100 |
-302 |
-406 |
-4,1 |
-5,7 |
Таблица 3
Количество индивидуальных предпринимателей (ИП), прекративших свою деятельность в 2010–2012 гг.
№ п/п |
Наименование муниципальных районов |
Количество ИП, прекративших свою деятельность |
Абсолютные отклонения, +;- |
Темп прироста, % |
|||||||
2010 г. |
Уд.вес, % |
2011 г. |
Уд.вес, % |
2012 г. |
Уд. вес, % |
2011 г. от 2010 г. |
2012 г. от 2011 г. |
2011 г. к 2010 г. |
2012 г. к 2011 г. |
||
1 |
Алексеевский р-н и г. Алексеевка |
238 |
4,2 |
334 |
5,3 |
209 |
3,6 |
96 |
-125 |
40,3 |
-37,4 |
2 |
Белгородский р-н |
297 |
5,2 |
584 |
9,2 |
186 |
3,2 |
287 |
-398 |
96,6 |
-68,2 |
3 |
Борисовский р-н |
135 |
2,4 |
142 |
2,2 |
222 |
3,8 |
7 |
80 |
5,2 |
56,3 |
4 |
г. Валуйки и Валуйский р-н |
317 |
5,5 |
314 |
4,9 |
298 |
5,1 |
-3 |
-16 |
-0,9 |
-5,1 |
5 |
Вейделевский р-н |
89 |
1,6 |
87 |
1,4 |
51 |
0,9 |
-2 |
-36 |
-2,2 |
-41,4 |
6 |
Волоконовский р-н |
207 |
3,6 |
271 |
4,3 |
316 |
5,4 |
64 |
45 |
30,9 |
16,6 |
7 |
Грайворонский р-н |
162 |
2,8 |
164 |
2,6 |
241 |
4,1 |
2 |
77 |
1,2 |
47,0 |
8 |
Губкинский городской округ |
302 |
5,3 |
224 |
3,5 |
346 |
5,9 |
-78 |
122 |
-25,8 |
54,5 |
9 |
Ивнянский р-н |
52 |
0,9 |
117 |
1,8 |
78 |
1,3 |
65 |
-39 |
125,0 |
-33,3 |
10 |
Корочанский р-н |
120 |
2,1 |
26 |
0,4 |
170 |
2,9 |
-94 |
144 |
-78,3 |
553,8 |
11 |
Красненский р-н |
58 |
1,0 |
106 |
1,7 |
76 |
1,3 |
48 |
-30 |
82,8 |
-28,3 |
12 |
Красногвардейский р-н |
135 |
2,4 |
153 |
2,4 |
173 |
3,0 |
18 |
20 |
13,3 |
13,1 |
13 |
Краснояружский р-н |
139 |
2,4 |
192 |
3,0 |
136 |
2,3 |
53 |
-56 |
38,1 |
-29,2 |
14 |
Новооскольский р-н |
231 |
4,0 |
228 |
3,6 |
247 |
4,2 |
-3 |
19 |
-1,3 |
8,3 |
15 |
Прохоровский р-н |
36 |
0,6 |
98 |
1,5 |
69 |
1,2 |
62 |
-29 |
172,2 |
-29,6 |
16 |
Ракитянский р-н |
139 |
2,4 |
132 |
2,1 |
179 |
3,1 |
-7 |
47 |
-5,0 |
35,6 |
17 |
Ровеньской р-н |
77 |
1,3 |
88 |
1,4 |
81 |
1,4 |
11 |
-7 |
14,3 |
-8,0 |
18 |
Старооскольский городской округ |
974 |
17,0 |
731 |
11,5 |
856 |
14,7 |
-243 |
125 |
-24,9 |
17,1 |
19 |
Чернянский р-н |
190 |
3,3 |
193 |
3,0 |
230 |
4,0 |
3 |
37 |
1,6 |
19,2 |
20 |
Шебекинский р-н и г. Шебекино |
301 |
5,3 |
48 |
0,8 |
309 |
5,3 |
-253 |
261 |
-84,1 |
543,8 |
21 |
Яковлевский р-н |
136 |
2,4 |
391 |
6,2 |
147 |
2,5 |
255 |
-244 |
187,5 |
-62,4 |
22 |
г. Белгород |
1382 |
24,2 |
1721 |
27,1 |
1196 |
20,6 |
339 |
-525 |
24,5 |
-30,5 |
Всего по области |
5717 |
100 |
6344 |
100 |
5816 |
100 |
627 |
-528 |
11,0 |
-8,3 |
Показатель количества малых предприятий, прекративших свою деятельность имеет довольно неоднозначную тенденцию: в 2011 г. закрылись 6344 малых предприятий, что на 11 % больше предыдущего года, а в 2012 г. прекратили свою деятельность 5816 предприятий, на 528 меньше, чем в 2011 г. Отрицательная тенденция по количеству прекративших свою деятельность малых предприятий наблюдается в 2012 г. — 170 и 309 соответственно (Рис. 1). В Корочанском и Шебекинском районах, включая г. Шебекино сложилась наихудшая ситуация:
Рис. 1. Количество зарегистрированных и прекративших деятельность ИП по Белгородской области в 2010–2012 гг.
На начало текущего года в области зарегистрировано более 49 тыс. предприятий, относящихся к малому бизнесу. Согласно статистике обращений и опросам, которые проводит Белгородский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, основными препятствиями, мешающими развитию малых форм предпринимательства, выступают увеличение размеров страховых тарифов, недостаточная сумма стартового капитала и оборотных средств, высокие цены за электроэнергию и газ, недостаточность информирования предпринимателей о состоянии нормативно-правовой базы, а также сложности в проведении процедуры лицензирования и сертификации. Одной из самых тяжёлых проблем является увеличение размеров страховых тарифов с 14 до 34 %.
Актуальной является проблема выравнивания экономического потенциала развития предприятий малого бизнеса в городах и районах области, так как на сегодняшний день около 60 % действующих субъектов малого бизнеса сосредоточено в трех крупных городах области (Белгород, Губкин, Старый Оскол), при этом отмечается невысокая деловая активность сельского населения.
Проведённый анализ тенденции развития малого предпринимательства в Белгородской области позволяет определить группы с ярко выраженной тенденцией (Рис 2).
Рис. 2. Отношение количества зарегистрированных малых предприятий к общей численности населения (2012 г.)
Так в группу районов с отчетливо выраженной положительной тенденцией вошли: Корочанский район и город Белгород. Группа районов с положительной динамикой: Ракитянский р-н, Шебекинский р-н и г. Шебекино, Алексеевский р-н и г. Алексеевка, Яковлевский р-н, Белгородский р-н, г. Валуйки и Валуйский р-н. Группа районов со слабовыраженной положительной динамикой: Прохоровский р-н, Губкинский р-н, Старооскольсктй р-н, Борисовский р-н, Краснояружский р-н.
Группа районов со слабовыраженной отрицательной динамикой: Вейделевский р-н, Грайворонский р-н, Красногвардейский р-н, Красненский р-н, Чернянский р-н, Новооскольский р-н, Ивнянский р-н, Волоконовский р-н, Ровеньской р-н. С отчетливо выраженной отрицательной динамикой районов нет.
«… для развития бизнеса в Белгородской области делается очень многое. Но то ли недостаточно информации поступает предпринимателям о том, что уже сделано и чем можно воспользоваться, то ли они сами относятся инертно к тому, как можно развиваться в условиях, созданных на уровне области». — сообщил начальник управления по развитию потребительского рынка департамента экономразвития области Владимир Зубов. Созданный недавно институт защиты прав предпринимателей как раз и будет заниматься взаимодействием бизнесменов с органами власти.
Характеризуя малое предпринимательство Белгородской области можно отметить, что оборотный капитал, и прежде всего финансовые ресурсы малых предприятий чаще всего ограничены. Малый бизнес очень зависит от заемных средств, а для банков небольшие объемы кредитования затратны и сопряжены с риском. Ввиду этого малый бизнес остро нуждается в отработанной системе по кредитованию. Для получения кредита в большинстве банков к субъекту малого бизнеса предъявляется требование наличия перспективного проекта или бизнес-плана. Составлением таковых занимаются специалисты консалтинговых фирм, услуги которых стоят недешево, а гарантий в получении кредита даже при предоставлении перспективного проекта банк дать не может. Большинство малых предприятий не имеет средств на такие виды услуг.
Правительство Белгородской области взаимодействуя с фондом поддержки малого и среднего предпринимательства содействует развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, что способствует активизации деятельности малых инновационных предприятий, получающих за счет средств фонда финансовую поддержку на реализацию инновационных проектов в форме субсидирования процентных ставок по банковским кредитам, а также финансирования научных разработок по программам для субъектов малого бизнеса и научных учреждений. Но целесообразно отметить, что экономический потенциал малого предпринимательства области не используется в полной мере. Темпы роста производственных и инновационных направлений предпринимательской деятельности не отвечают требованиям ускоренного развития экономики. Преимущественным направлением деятельности субъектов малого бизнеса в общем обороте предприятий малого предпринимательства остается торговля и услуги.
Оценивая развитие малого предпринимательства в Белгородской области отметим отсутствие инфраструктурной поддержки малого предпринимательства. Комплекс консультационных услуг предприниматель имеет возможность получить только в областном центре. Финансовая поддержка малого бизнеса области осуществляется в основном за счет средств областного бюджета. В целом сохраняется невысокая эффективность деятельности малых предприятий, существуют проблемы охраны и безопасности труда, размер средней заработной платы в малом бизнесе остается ниже средне областного уровня. В связи с этим становится особенно актуальным создание на основе программных мероприятий условий, обеспечивающих устойчивый рост количества субъектов малого предпринимательства.
Литература:
1. Кучерявенко С. А. Международная интеграция и глобализация [Текст] / С. А. Кучерявенко, С. В. Сывоконюк // Молодой ученый. — 2010. — № 1–2. Т. 1. — С. 212–215.
2. Сидоренко Е. Е. К вопросу об алгоритме поддержки управленческих решений по выбору партнеров по аутсорсингу [Текст] / Е. Е. Сидоренко // Информационные системы и технологии. -2008. -№ 1–3. С. 258–260.
3. Состояние и перспективы развития малого и среднего бизнеса Белгородской области. URL: http://www.mb31.ru.
[1] Исследование выполнено в рамках научно-исследовательского проекта «Научное обоснование создания единого аутсорсингового центра бизнес-услуг на базе факультетов (институтов) НИУ БелГУ с целью повышения эффективности функционирования малого предпринимательства Белгородской области» внутривузовского конкурса грантов 2013 года, проект ВКГ 051–2013