Цель: формирование речевой активности
Задачи:
- Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
- Формировать сенсомоторное восприятие.
- Формировать умение сопровождать движения речью.
- Закрепить навык употребления в речи фразы из двух слов с указательными словами «это», «вот».
- Активизировать употребление в речи качественных прилагательных.
- Формировать навык фрагментарного участия в диалоге.
- Воспитывать умение слушать логопеда.
Оборудование: геометрические фигуры (жёлтый круг, зелёный треугольник), колючие мячики, панно с геометрическими фигурами, удочка, озеро из цветной бумаги (или надувной маленький бассейн), рыбки с закреплёнными предметными картинками, шерстяные нитки разного цвета, шероховатая поверхность.
Ход индивидуальной организованной образовательной деятельности
- Организационный этап.
У меня есть друг-клоун. Смотри, какой портрет он мне подарил.
Логопед показывает картинку с изображением лица клоуна.
— Посмотри на клоуна. Потрогай его лицо.
— У клоуна лицо круглое. Голова круглая. Шапка треугольная.
Жёлтый круг — это лицо. Зелёный треугольник — шапка.
Логопед просит назвать геометрические фигуры и их цвета.
— Это круг. Это треугольник. Это жёлтый круг. Это зелёный треугольник.
— У клоуна сегодня праздник — день рождения. Давай для него мы испечём пирог.
2. Проговаривание слов с движением.
— Я пеку, пеку, пеку,
Детям дам по пирогу,
Маме дам, папе дам,
Саве дам, клоуну дам.
3. Артикуляционная гимнастика.
— Чтоб пирог откусить,
Надо рот большой открыть.
Вот так! (создать и удерживать позу)
И язык нам помогал-
Вот каким он длинным стал ! (создать и удерживать позу )
Губы тоже не скучали-
Детям кушать помогали. (Улыбка-трубочка)
Ах, как вкусно, сладко было!
Нужно крошки все собрать,
Надо губы облизать . (круговые движения языка)
— Правда, вкусный был пирог?
4. Игра «Колючие шарики» — развитие мелкой моторики и активизация речевой активности.
— Нашему клоуну нравятся мячики.
— Посмотри, что он тебе принёс.
Педагог показывает коробочку с колючими мячиками.
— Клоун хочет научить тебя жонглировать мячиками.
Логопед перекладывает мячик с одной ладошки в другую и произносит слова по слогам.
— Ма-ма
— Кло-ун
— Мя-чик
— Теперь попробуй ты.
— Молодец, у тебя отлично получается.
5. Игра «Меткий стрелок» — развитие моторных функций и совершенствование навыка понимания речи.
Педагог говорит:
— Наш клоун не только умеет жонглировать. Он ещё может попадать мячиком точно в цель. Давай и ты попробуешь.
Педагог подводит ребёнка к панно, где расположены в разном порядке геометрические фигуры.
Логопед даёт ребёнку команду «Попади в жёлтый круг, зелёный треугольник»
— Умница, а сможешь попасть в красный круг, синий квадрат.
После того как ребёнок попал в геометрическую фигуру он сопряжено с педагогом называет слово, обозначающее геометрическую фигуру.
6. Игра «Рыболов» — формирование предметного словаря.
— Мячик укатился и у озера остановился. А в этом озере плавают рыбки.
— Давай поймаем и узнаем, что они прячут.
Педагог предлагает поймать рыбку. Ребёнок ловит и называет слово, которое прячется на обратной стороне рыбки (вода, трава, туча, солнышко, цветок).
— Это вода
После того, как поймает ребёнок рыбок, логопед говорит:
— Давай наш улов подарим клоуну. И сделаем ему открытку.
7. Игра «Волшебные нитки» — формирование подражания, воображения, активизация словарного запаса.
— Клоун очень обрадуется, если мы ему сделаем сюрприз и нарисуем открытку «волшебными нитками».
Педагог показывает ребёнку шерстяные нитки разных цветов, предлагая выложить контуры на шероховатой поверхности.
Ребёнок «рисует» нитками солнышко, облако, травку, цветок.
— Это солнышко.
— Это цветок.
— Вот облако.
— Молодец, такая открытка очень понравится клоуну.
8. Итог ООД
— Ты, сегодня молодец!
— Мы поиграли и подготовили для клоуна подарок.
— У меня есть конверт, в который мы можем положить наш подарок.
— Давай отправим его по почте.
Логопед с ребёнком подходят к почтовому ящику и отправляют письмо.
Конспект индивидуальной организованной образовательной деятельности по активизации речевой активности
«ВЕСЁЛЫЙ ЁЖИК»
Цель: формирование речевой активности
Задачи:
- Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
- Формировать сенсомоторное восприятие.
- Формировать умение сопровождать движения речью.
- Автоматизация звука Ш в слогах и словах
- Активизировать употребление в речи качественных прилагательных.
- Формировать навык фрагментарного участия в диалоге.
- Воспитывать умение слушать логопеда.
- Формировать умение строить простое предложение.
Оборудование: игрушка-ёжик,геометрические фигуры (жёлтый круг, зелёный треугольник), колючие мячики, панно с геометрическими фигурами, удочка, озеро из цветной бумаги (или надувной маленький бассейн), рыбки с закреплёнными предметными картинками, шерстяные нитки разного цвета, шероховатая поверхность.
- Организационный момент — «Давайте познакомимся»
Логопед незаметно стучит и спрашивает:
— Это ты стучал?
— Кто же это?
— Это ёжик. Давай с ним познакомимся.
— Как тебя зовут?
— А меня ёжик.
2. Игра «Угощение»
— Ёжик пришёл к нам в гости. Давай его угостим — дадим ему гриб.
Пальчиковая гимнастика :
На полянке — толстячок.
Белый гриб — боровичок.
(правая рука сжата в кулак, ладонь левой руки накрывает кулак правой).
Наш колючий серый ёжик
В лапки гриб берёт,
Но закрыть не может рот.
Ёжика я угощу,
Открывать рот научу.
Артикуляционная гимнастика
— Широко откроем рот (удерживать открытым — закрыть)
— Покажем длинный язык
— Язык бегает вправо-влево, вверх-вниз
— Покажем зубки
— Улыбка-трубочка
—Скажем: «Ешь ёжик»
—Съел ёжик гриб (АМ)
3. Игра с колючим мячиком.
— Посмотри, а ёжик нам принёс свой любимый мячик. Он тоже похож на колючего ёжика. Потрогай его.
— Будем с мячиком играть и как ёжики шуршать.
Логопед перекладывает мячик с одной ладони в другую, ребёнок повторяет за ним, в это время произносит слоги и слова:
ША-ША-ША ШАП-КА ШУ-БА
ШИ-ШИ-ШИ ШИ-НА ШЕ-Я
— Молодец, у тебя отлично получается.
4. Игра «Меткий стрелок»
— Нашему ёжику нравится играть с мячиком. Он знает ещё одну игру «Попади точно в цель»
— Давай и ты попробуешь.
Педагог подводит ребёнка к панно, где расположены в разном порядке геометрические фигуры. Логопед даёт ребёнку команду: «Попади в жёлтый круг, зелёный треугольник»
5. Игра «Рыболов»
— Мячик укатился и у озера остановился. А в озере плавают рыбки. Давай их поймаем и узнаем, что они прячут.
Ребёнок ловит и называет слово.
— Гриб
— Лужа
— Туча
— Дождь
6. Игра «Волшебные нитки»
— Давай наш улов покажем ёжику. Может то, что мы поймали, что-то значит?
— Это лужа.
— Это дождь.
— Это туча.
— Это гриб.
— Ёжик шепчет, мне он знает, что наш улов означает. Ведь то всё похоже на осень. Ёжик очень любит осень.
— Давай мы подарим ёжику картину осени. Ведь скоро ёжику придётся спрятаться в норке, чтобы не замёрзнуть зимой.
— Нарисуем её волшебными нитками.
Ребёнок располагает на шершавой поверхности шерстяные нитки в виде лужи, тучи, дождика, грибка.
Рассказывает:
Наступила осень. На небе тучи.
Идёт дождь. На дорогах лужи. Появились грибы.
Итог.
— Ёжику нравится твоя картина. Теперь он всю зиму будет вспоминать, как в гости к нам приходил. А сейчас ему пора бежать в норку.