В результате отраслевой реформы Министерство РФ по связи и информатизации перестало быть собственником предприятий связи и сетей, а также перестало выполнять хозяйственные функции в области связи, однако, не утратило функции государственного регулирования в отрасли.
К данным функциям относятся: реализация в отрасли государственной политики, осуществление контроля над развитием рынков оборудования связи и услуг связи, в том числе их стимулирование, проведение научно-технической политики, формирование и защита информационных ресурсов страны, прогнозирование развития сетей связи, координация деятельности операторов связи и т. п.
В результате приватизации были созданы акционерные общества и сформировались новые быстро развивающиеся крупные направления отрасли такие как: Интернет, мобильная связь и прочие.
Адаптации созданных как в Российской Федерации, так и за рубежом новых передовых технологий, в связи ростом отечественного предпринимательского сектора и с появлением в стране большого числа совместных предприятий, активно способствовал высокий платежеспособный рыночный спрос на телекоммуникационные услуги. Острая конкуренция предприятий связи за предоставление услуг массовому потребителю стала «двигателем прогресса» в области освоения нововведений в области телекоммуникаций.
Стремительно увеличились объемы, качество и спектр предоставляемых услуг практически во всех сферах рынка телекоммуникаций.
Отметим, что этап формирования комплекса телекоммуникаций определяет ускоренные темпы развития средств сбора, обработки, хранения и передачи информации, поскольку объем, возникающей в процессе макроэкономического кругооборота информации, пропорционален создаваемому в стране валовому внутреннему продукту (ВВП).
Характерной особенностью стран, в которых сети телекоммуникаций по уровню развития занимают ведущие места в мировом сообществе, является то, что в общей сумме инвестиций в развитие экономики капитальные вложения в связь занимают значительную долю (до 4–6 %). Мировой опыт показывает, что каждый доллар, вложенный в телекоммуникации, приносит три-четыре доллара дохода, и вклад связи в формирование ВВП значительно перекрывает затраты на ее развитие.
В развитие связи в России вкладывается около 1 %от ВВП. При этом в ВВП доля связи составляет не более 4 %.
В 2011 году доля связи вместе с транспортом составила всего 8 %. По сравнению с индустриально развитыми странами относительно невысокий эффект телекоммуникаций в Российской Федерации объясняется многими причинами, среди которых основную роль играют слабая материально-техническая база производства в телекоммуникационном секторе, не всегда высокое качество важнейших видов традиционных и новых услуг, а также низкая степень удовлетворений спроса на них, невысокая платежеспособность основной массы потребителей, что влияет как на номенклатуру потребляемых ими услуг, так и на объем.
Сравнивая доходы различных сегментов рынка с данными количества пользователей этих сегментов можно отметить следующие особенности. Например, около 40 млн. пользователей проводных и мобильных телефонов позволяют получать 79 % доходов рынка, а более 145 млн. пользователей телерадиовещания формируют только 4 % доходов. Аналогичный дисбаланс существует и в странах с развитой экономикой, однако он значительно меньше.
Следует отметить, что в условиях макроэкономической стабилизации 2000–2007 гг. начали действовать факторы, определившие активное развертывание процесса капиталообразования крупных отечественных телекоммуникационных компаний, в частности:
- рост масштабов национального финансового капитала, укрупнение финансовых институтов на основе консолидации банковского и небанковского (страхового, пенсионного, капитала управляющих компаний) капиталов при активной государственной поддержке;
- ужесточение конкуренции в отрасли телекоммуникаций в связи с ростом российской экономики, что потребовало привлечения российскими компаниями значительных объемов средств для увеличения своей рыночной доли;
- выход на рынок корпоративного долга и акционерного капитала, рост объемов масштабов трансграничного финансирования с использованием долгового механизма и регулярной практики IPO на иностранных и национальных фондовых площадках;
- выделение интенсивно развивающихся телекоммуникационных корпораций, ставящих цели технической и технологической модернизации, и, соответственно, нуждающихся в масштабных ресурсах;
- изменение приоритетов деятельности ряда крупнейших компаний с завершением в них процессов концентрации собственности, в частности, переориентация от получения доходов от управления финансовыми потоками и вывода активов на максимизацию рыночной стоимости;
- приход на российский рынок зарубежных инвесторов, оперирующих значительными ресурсами, качественное изменение состава нерезидентов, работающих с российскими активами;
- транснационализация российских телекоммуникационных компаний с выходом на зарубежные дальние и ближние рынки.
Восстановление российских финансовых рынков после системного кризиса в августе 1998 г. произошло в 2002 г., когда основные параметры их развития достигли предкризисных уровней.
Крупные коммуникационные компании обращались не только к долевому финансированию, в целях решения задач финансирования своей хозяйственной деятельности они стали активнее использовать корпоративные облигации. Первая эмиссия рублевых корпоративных облигаций в посткризисном периоде была осуществлена НК «ЛУКойл» (май 1999 г.), затем «Газпромом» и ТНК. После того, как компании получили право уменьшать налогооблагаемую прибыль на проценты по облигациям [4], облигационные займы стали использоваться в практике не только крупнейших компаний, но и компаний второго эшелона.
За 2000–2007 гг. стоимость корпоративных облигаций в обращении по отношению к ВВП возросла почти в 19 раз. С 2006 г. в соответствии ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» компании получили право эмитировать биржевые облигации. На фоне бурного роста облигаций в структуре рынка рублевых долговых инструментов уменьшилась доля векселей: с 40 % до 16 % за последние пять лет.
Вместе с тем в последние годы основным источником долгового финансирования для большинства российских телекоммуникационных предприятий оставались банковские кредиты. Это объясняется такими обстоятельствами, как:
- относительная простота и доступность технологии банковского кредитования по сравнению с процедурой выпуска и размещения ценных бумаг;
- отсутствие значительных расходов при получении кредита, в то время как затраты на осуществление облигационного займа могут достигать 2–3 % от объема привлекаемых средств, при этом их основную часть компания- заемщик несет до момента фактического размещения ценных бумаг вне зависимости от результатов размещения;
- возможность прямых переговоров с кредитором в случае возникновения затруднительной ситуации о реструктуризации долга или пролонгации кредита, между тем как при выпуске облигационного займа такие возможности крайне ограничены.
В целом анализ динамики российского рынка телекоммуникаций показывает, что он в значительной степени отстает от телекоммуникационного рынка ЕС по всем показателям. Учитывая опыт развития телекоммуникационного рынка ЕС следует отметить, что экономические успехи данного региона во многом связано с деятельностью стратегических альянсов. Развёртывание данного процесса на российском рынке будет способствовать его ускоренному развитию.
Но из всех необходимых признаков образования стратегических альянсов на территории России выполняются только два: объем и спектр, необходимых обществу услуг значительно превышает предложение (особенно это касается провинции) и количество участников телекоммуникационного рынка практически не меняется. Третье необходимое условие не выполняется: объем капитала явно недостаточен для ускорения динамики развития рынка. Этот факт подтверждают и зарубежные эксперты, которые говорят о наличии достаточных технологических, людских и иных ресурсов для развития рынка, но нехватке инвестиций в этом секторе экономики. Поэтому одним из государственных приоритетов является изменение инвестиционной политики как внутри страны, так и для внешних инвесторов.
К сожалению, в настоящий момент Россия сдает позиции в мировом рейтинге развития телекоммуникаций по версии ВСЭ по индексу NRI.
Networked Readiness Index (NRI — индекс сетевой готовности), комплексный показатель, характеризующий уровень развития ИКТ в странах мира интегрированных телекоммуникационных услуг для корпоративных клиентов, а также для операторов связи. Разработан в 2001 г. и выпускается с 2002 г. Всемирным экономическим форумом и международной школой бизнеса INSEAD в рамках специальной ежегодной серии докладов о развитии информационного общества в странах мира — «Глобальный отчет по информационным технологиям» (The Global Information Technology Report).
Анализируя ситуацию на российском телекоммуникационном рынке в период с 2000 до 2010 года можно отметить следующее. Процесс образования стратегических альянсов после 2005 г. замедлился. Доля стратегических альянсов в общем объеме услуг в секторе телефонной связи не превысила 23–25 %. Коэффициент эффективности использования рынка остаётся меньше 0,3, а степень интеграции 4–5 %.
Эти результаты были получены исходя из опубликованных официальных данных, в частности, прогнозов ценовой политики, объемов выпуска оборудования и т. д.
Аналогичные результаты были получены и для другого социально значимого сектора российского телекоммуникационного рынка — телерадиовещания. Доля стратегических альянсов, в 2010 г. в общем объеме услуг в телевидении составит 13–16 %, коэффициент эффективности использования рынка останется меньше 0,2, а степень объединения изменится незначительно и составит 2–3 %.
Пример активных слияний и поглощений в России может быть представлен событиями, происходившими в телекоммуникационном секторе в ноябре/декабре 2003 г. Российский рынок телекоммуникаций в этот момент проходил интенсивную фазу развития — помимо экономических и технических предпосылок, немаловажную роль сыграл и новый Закон «О связи», стимулировавший конкуренцию на рынке и сокращавший влияние государства в телекоммуникационной отрасли. В результате уже первые месяцы после опубликования закона была отмечена активизация, на рынке.
Говоря об оптимистическом варианте развития отрасли нельзя не отметить следующее. Международные телекоммуникационные компании проделали огромный путь в развитии своего бизнеса в отношении технологий, менеджмента, финансов и маркетинга, и трансформирующимся сегодня российским компаниям нельзя не воспользоваться возможностями, которые предоставляет изучение этого опыта. В некоторых случаях это будет означать, что российский рынок сможет избежать использования промежуточных технологий, продуктов, услуг и бизнес-моделей, работавших в западных национальных и частных телекоммуникационных компаниях. В других случаях, появится потребность в крупных целевых инвестициях на создание и развитие широкополосных сетей и сетей общего доступа с использованием новых технологий. Достичь данной стратегии развития невозможно без стройной, высоко мотивированной и глобально ориентированной культуры менеджмента, которая является составной частью глобальных стратегических альянсов. Эта культура, в свою очередь, должна быть поддержана высокопроизводительной, подробной и, что важно, осмысленной системой управления и финансовой отчетности, которой должна владеть российская сторона.
Задачи, стоящие перед отраслью, включают в себя изменения в существующих методах ведения бизнеса и быстрого создания новых подходов и предложений, способных привлечь дополнительные инвестиции в развитие отрасли.
Литература:
1. Разроев Э. Инфокоммуникационый бизнес управление, технологии, маркетинг. — СПб.: Профессия, 2003. — 352 с.
2. Бузгалин А., Колганов А. «Капитал» в XXI веке: pro et contra. Вопросы экономики, 2007. — № 9. — с.113.
3. Международная конференция «Интернет. Общество. Личность» СПб, 1–5 февраля 2009 г.: Тезисы докладов. — СПб, 2009.
4. Постановление Правительства РФ «О внесении дополнения в положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» от 26 июня 1999 г. №696. Справочная правовая система КонсультантПлюс. - http://www.consultant.ru.