Профессиональная ориентация и профессионально-психологический отбор молодежи в общеобразовательной школе (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Александров, И. Н. Профессиональная ориентация и профессионально-психологический отбор молодежи в общеобразовательной школе (из опыта работы) / И. Н. Александров, М. Ю. Серганова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 8 (55). — С. 365-367. — URL: https://moluch.ru/archive/55/7487/ (дата обращения: 16.11.2024).

В современных условиях развития промышленности, науки, техники человеку сложно определиться с выбором профессии. Выбор трудовой деятельности затягивается на продолжительное время, особенно это касается подростков, профессиональные интересы которых не устойчивы на раннем этапе самоопределения. В современной школе существует направление, способное достаточно точно сформировать представление подростка о профессии, помочь определиться с его профессиональными интересами. На это нацелена профориентация, которая является особой формой опеки общества о профессиональном становлении современного поколения, поддержки и формирования природных талантов, а также проведением комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе наилучшего вида занятости с учётом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.

Одним из важнейших направлений в ГБОУ СОШ № 262 является работа координаторов (социальный педагог, классный руководитель) с учащимися: консультации по выбору профиля обучения, анкетирование, комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятия и тренинги по планированию карьеры, организация и проведение экскурсий в учебные заведения в рамках Дня открытых дверей. Учащиеся с классными руководителями посещают профессиональные колледжи и высшие учебные заведения (Строительный колледж № 41, Политехнический колледж № 42, Колледж сферы услуг № 44, Банковский колледж № 45, Колледж парикмахерского искусства № 66, ЦТРиГО «Дар», ГБОУ СОШ № 384 (участие в окружном Марафоне мастер-классов по профориентации «Методика проведения Дня карьеры», «Ярмарку профессий» (ГБОУ СОШ № 97), Колледж МЭСИ и другие учебные заведения). Здесь им предоставляется информация об обучении и выборе будущей профессии.

Описание: C:\Documents and Settings\1\Мои документы\ПРОФОРИЕНТАЦИЯ\распеч.проф\DSC_0670.jpg

Учащиеся старших классов каждый год посещают «Ярмарку правовых консультаций», которую проводит центр правовой и информационной помощи молодёжи «Выбор», где учащиеся получают советы юристов по актуальным правовым вопросам. Старшеклассники слушают лекции на тему «Права молодежи в сфере образования», «Особенности правового регулирования труда молодёжи». Также проводятся встречи с представителями высших учебных заведений (Институт международной торговли и права, РГТУ им. Циолковского, Академия труда и социальных отношений, МЭСИ («День карьеры), высшие и средние учебные заведения ГУВД и академия ФСО России, Московская финансово-промышленная академия).

В ГБОУ СОШ № 262 проводятся следующие мероприятия: профдиагностика учащихся 9–11 классов; групповые консультации учащихся 9–11 классов по результатам профдиагностики; индивидуальные консультации с родителями по вопросам профориентации; знакомство с профессиями; изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся. Педагог-психолог школы осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование, проводит беседы на тему выбора профессии.

В начале учебного года учащиеся нашей школы принимают активное участие в окружном конкурсе по профориентации. Так, ученики 5–8 классов пишут сочинение на тему «Моя будущая профессия».

Задумываться о своём профессиональном будущем никогда не поздно, но с возрастом выбор специальности может измениться. На данный момент меня привлекает профессия дизайнера в сфере рекламных и полиграфических технологий. Реклама — главный стержень любой компании.

По разным причинам человек останавливается на выборе того или иного продукта производства. Почему так происходит≤ На этот вопрос поможет ответить профессиональный PR-менеджер, который должен знать все новшества рекламных технологий.

Конечно, профессия дизайнера требует художественного образования, а также знания соответствующих компьютерных программ. ВУЗ я ещё не выбрала, ближе к 10–11 классу всё станет намного яснее.

Головкина Влада (6 класс)

Я хочу стать ветеринаром, потому что очень люблю животных, мне нравится за ними ухаживать.

Я мечтаю поступить в Тимирязевскую академию. Сейчас изучаю повадки животных, генетику, анатомию.

В будущем я хочу построить свой питомник. Животные не должны ночевать на улице и голодать. Также им нужна медицинская помощь.

Человек во многом виноват, когда вначале приручает животное, а потом выбрасывает на улицу.

Ничкова Настя (6 класс)

Описание: C:\Users\1\Desktop\агрокомбинат московский.jpg

Профориентация помогает выявить профпригодность подростка к конкретному виду деятельности посредством обнаружения его индивидуальных особенностей. На помощь приходят различные диагностические комплексы, разработанные известными российскими психологами. Они (комплексы) позволяют оценить интересы, личностные качества, дарования подростка. Путём диагностики выявляется сфера интересов, оценка уровня развития различных способностей. В ГБОУ СОШ № 262 апробированы некоторые из этих комплексов. Так, в 9-х классах учащимся предлагалась авторская модификация теста Г. В. Резапкиной по опроснику Йоваши «Оценка профессиональных склонностей школьников» и методика (тест) О.Ягодкиной «Готов ли ты к выбору профессии≤». Тесты подразумевали выбор наиболее привлекательных альтернатив, вариантов поведения в тех или иных ситуациях. В опросе приняло участие 44 человека. Каждый блок включал в себя 30 вопросов. Время, отведённое на каждый блок, не превышало 25 минут. Результаты показали, какие профессии подходят подростку. При опросе учитывались интересы ребёнка, способности и черты характера. В тестах освещены различные вопросы: в каких колледжах, училищах можно получить образование на базе полного (среднего) образования, как можно скорректировать «слабые» стороны характера, как развить способности, необходимые для успешной самореализации в привлекательных профессиональных сферах.

Описание: C:\Users\1\Desktop\политехнический колледж №42.jpg

Из 100 % опрошенных 15 % учащимся рекомендованы профессии, связанные с обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно- информационным), управлением; у 38 % проявляется склонность к практической деятельности (производство и обработка металла, сборка, монтаж, ремонт зданий и конструкций, управление транспортом, изготовление изделий); 17 % — склонность к эстетическим видам деятельности (профессии творческого характера, связанные с изобразительной, литературно-художественной, актёрско-сценической деятельностью); 14 % — профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии; 16 % — склонность к планово-экономическим видам деятельности (профессии, связанные с расчётами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством; анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертёжник, топограф). Не было выявлено учеников со склонностями к умственной работе. Профессии этого типа связаны с научной и исследовательской деятельностью.

При выборе профессии педагог должен учитывать сведения о психофизических особенностях ребёнка. Они помогут педагогическому коллективу рекомендовать ученику те профессии, которые наиболее подходят его индивидуальным особенностям. Так, в ГБОУ СОШ № 262 совместно с медицинской службой выявляют учащихся с различными заболеваниями. Исходя из этого составляется индивидуальный профориентационный план, проводятся занятия и тренинги по планированию карьеры.

Описание: C:\Documents and Settings\1\Мои документы\важно\DSC_5431.jpg

Профориентационная работа в школе вырабатывает у школьников сознательное отношение к труду, происходит профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии с возможностями и способностями личностного развития ребёнка. В современной школе должна вырабатываться гибкая система кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, округа.

Основные термины (генерируются автоматически): выбор профессии, профессиональное самоопределение, выбор, класс, планирование карьеры, профессия, профессия дизайнера, профориентация, современная школа, учащийся.


Похожие статьи

Социальная работа в общеобразовательной школе (из опыта работы)

Патриотическое воспитание учащихся во внеурочной деятельности (из опыта работы)

Повышение уровня физической подготовленности младших школьников через деятельность дополнительных учреждений спортивно-оздоровительной направленности (из опыта работы)

Управление качеством образования в ДОО (из опыта работы)

Формирование профессионально-речевой культуры учителя начальных классов

Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся на уроках иностранного языка

Интеграция дополнительного и общего образования в организации учебно-исследовательской деятельности школьников

Организация опыта социального взаимодействия студентов в университете как условие повышения профессиональной компетентности

Формирование компетенций у студентов специальности «Преподавание в начальных классах»

Профессионально-личностное самоопределение старшеклассников в условиях профильной школы

Похожие статьи

Социальная работа в общеобразовательной школе (из опыта работы)

Патриотическое воспитание учащихся во внеурочной деятельности (из опыта работы)

Повышение уровня физической подготовленности младших школьников через деятельность дополнительных учреждений спортивно-оздоровительной направленности (из опыта работы)

Управление качеством образования в ДОО (из опыта работы)

Формирование профессионально-речевой культуры учителя начальных классов

Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся на уроках иностранного языка

Интеграция дополнительного и общего образования в организации учебно-исследовательской деятельности школьников

Организация опыта социального взаимодействия студентов в университете как условие повышения профессиональной компетентности

Формирование компетенций у студентов специальности «Преподавание в начальных классах»

Профессионально-личностное самоопределение старшеклассников в условиях профильной школы

Задать вопрос