Актуальность проблемы охраны и укрепления здоровья детей на современном этапе развития нашего общества подчеркивают многие специалисты медицины, педагогики, психологии и других областей научного знания. В последние десятилетия представление о здоровье кардинально изменилось. Общее понимание здоровья «как соматического функционирования сменилось более широким, включающим понятия психического и психологического здоровья». В научном категориальном аппарате отсутствует достаточно полное определение понятия «здоровье». По мнению О. С. Васильевой и Ф. Р. Филатова, «здоровье исследуется как сложный многомерный феномен, имеющий гетерогенную структуру, сочетающий в себе качественно различные компоненты и отражающий фундаментальные аспекты человеческого бытия» [6].
Г. Сигерист утверждал, что: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». Определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) гласит: «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствии е болезней или физических дефектов» [13].
По мнению Л. П. Гладких, обострение социально-экономических проблем, таких как: снижение уровня жизни населения, его маргинализация и расширение социального дна; поляризация доходов; ухудшение здоровья населения и его депопуляция, повлияло на наиболее уязвимые слои и группы населения, и в первую очередь на детей [7]. Они оказались наименее защищенной и наиболее страдающей группой населения. Снизился уровень физического и психического здоровья детей, их интеллектуально-образовательный потенциал, стремительно увеличивается число функциональных нарушений и хронических заболеваний, изменились культурно-нравственные ценности.
Н. В. Калинина отводит в этом процессе значительную роль сложной социальной и экономической ситуации в стране, которая усугубляет проникновение в детскую и молодежную среду асоциальных явлений: культуры незаконного обогащения и насилия, ухода от жизненных проблем в виртуальные миры и наркомания. Все это порождает страх, следствием чего является нарастание угрозы психическому здоровью [10].
Исследования последних лет в области социальной гигиены, педиатрии, эпидемиологии, социальной экологии выявили наиболее существенные факторы, определяющие состояние здоровья детей в современных условиях. Достаточно широко стали известны факторы риска, распределения детей по группам здоровья, все более определенно устанавливается экологически зависимая патология и ее региональные особенности, не менее разработана и проблема социальной дифференциации здоровья [11].
На состояние здоровья детей влияют следующие факторы социально-психологического и экологического характера: образ жизни, включающий в себя медицинскую активность населения; микроклимат в семье и факторы жизнедеятельности ребенка; неустойчивость семьи и ее последствия; условия жизни, включающие в себя уровень неблагополучия; состояние здравоохранения; состояние сферы охраны материнства и детства; здоровье родителей и наследственные факторы; условия труда родителей; состояние матери в антенатальный период; эффективность, качество работы и санитарно-гигиеническое состояние учреждений образования; состояние и эффективность работы детских оздоровительных и спортивных учреждений; степень правовой и социальной защиты матери и ребенка; миграция и ее последствия; нарушение технологических стандартов, рост загрязненности окружающей среды, качество питьевой воды; ослабление профилактической направленности здравоохранения; транспортная нагрузка; радиационный фон; уровень шума и электромагнитной напряженности; рекреационная нагрузка и ряд других факторов [1], [3], [10], [12].
Нет сомнения, что социальные проблемы и экологические вредности оказывают серьезное влияние на рост и развитие детей, никто не отрицает генетической отягощенности, и все же специалисты считают, что 20–40 % негативных влияний ухудшающих здоровье детей, связанно со школьным обучением [1], [4], [8].
При оценке факторов, формирующихся в реальных условиях функционирования учебно-воспитательных учреждений, необходимо дополнительно анализировать также еще три группы факторов социально-экологического характера: факторы среды обитания (природно-климатические особенности); факторы размещения и благоустройства (размещение относительно промышленных предприятий, транспортных магистралей, вместимость, соблюдение возрастной изоляции коллективов, радиус обслуживания и др.); факторы «внутрирежимной среды» (степень переуплотненности и другие санитарно-гигиенические характеристики).
По данным разных исследователей лишь от 5 до 25 % школьников здоровы. Данная ситуация сложилась не в последние годы, так, результаты исследований Института возрастной физиологии РАО свидетельствуют о том, что уже с середины 70-х годов не более 25–30 % школьников имели первую группу здоровья, то есть были практически здоровы [12].
Более того, о том, что традиционный тип обучения грамоте негативно влияет на здоровье детей, замечено с самого начала возникновения письменности и книгопечатания. В связи с этим многие передовые педагоги забили тревогу по поводу того, что в школьной среде резко ухудшилось физическое и нервно-психическое здоровье детей. Так, еще на заре всеобуча один из наиболее авторитетных педагогов-просветителей Г.Песталоцци (1805) заявил миру: при традиционно складывающихся книжных формах обучения происходит непонятное «удушение» развития детей, разрушение их здоровья.
В 50–60-х годах XIX века наблюдения врачей установили большое распространение среди школьников близорукости, нарушений осанки, неврастении и анемии. Преимущественное их распространение среди учащихся по сравнению с не учащимися сверстниками было настолько явным, а частота их распространения с такой печальной закономерностью возрастала от класса к классу, что их появление сочли неизбежным следствием школьного обучения, и они получили наименование «школьных болезней». Это определение в 1870 г. в работе «О некоторых вредных для здоровья влияний школы» дал Р.Вирхов.
Видный деятель медицины прошлого века доктор К. Ф. Шнелль в книге «Органическое воспитание» (1857) писал «Но, будучи только заботой жизни, вообще, здоровье делается целью воспитания! Оно должно быть целью, потому что дети и молодежь нашего времени подвержены болезням и слабости более, чем когда либо… Болезни же детства и юности имеют неотвратимое влияние на всю жизнь». В данном явлении, первейшим разрушителем здоровья детей автор считает опять-таки школу: «Но вот начинается учение, дитя отправляют в школу, а здесь первая заповедь сидеть смирно и не шевелиться. Учение и сидение поглощают столько времени, что о движении почти и думать некогда. Исчезает румянец щек и округлость форм; мышцы делаются слабее, тело худеет и много, очень много детей с поступлением в школу навсегда расстаются со своим здоровьем». Автор особо подчеркивает то, что подобная ситуация сложилась вследствие несоответствия школьных нагрузок (уже в то время, а по данным Министерства общего и профессионального образования России, с 1945 по 1998гг. учебная нагрузка увеличилась в два раза) природе и зрелости ребенка [4].
Анализируя состояние здоровья наших современников, доктор В. Ф. Базарный, приходит к выводу о том, что образ школьной жизни можно рассматривать как рукотворный механизм направленного истощения и сворачивания биогенетических видовых потенциалов физической, психической и духовной конституции человека [2]. На исходе двадцатого столетия уже не только для медиков, но и для широкой общественности стало очевидным: в традиционной школе происходит катастрофическое ухудшение состояния здоровья детей.
Известный специалист в области неврологии В. И. Гарбузов (1994), исходя из логики и природы детского организма и реальной ситуации, складывающейся с психическим здоровьем подрастающего поколения сделал вывод, согласно которому сложившиеся тенденции в современной культуре с воспитанием и обучением детей носят стихийный разрушительный характер. Он говорит об опасной тенденции чрезмерного раннего обучения чтению, письму, математике и другому. Буквы, ноты, схемы вытесняют образы, подавляют образное мышление. Детскую непосредственность, интерес к живой природе подменяют абстрактным, отвлеченным, что ведет к «шизоидной интоксикации». Эту позицию поддерживает академик Г. Н. Сердюковская (1989), выявившая факт наличия систематических жалоб на утомление и головные боли у 80 % первоклассников [13].
Таким образом, в самой системе обучения заложен стрессогенный фактор, создающий ситуацию противоречия между взрослыми и детьми, на фоне неудовлетворенности результатами их деятельности и страхом, ожиданием возникновения очередной ситуации неуспеха, приводящих к возникновению школьной дезадаптации, различным видам дидактогений.
Хроническая ситуация «не успеха» или возможности ее возникновения, система сравнительных оценок деятельности порождает в личности школьника множество психологических проблем, таких как низкая самооценка, социальная фрустрированность, различные комплексы и т. п. Невозможно переоценить очевидного влияния вышеперечисленного на здоровье учащихся.
Таким образом, анализ актуального состояния образовательной ситуации в России, обобщение результатов многочисленных медико-психолого-педагогических исследований, инициирует общественность и педагогическое сообщество к поиску новых образовательных парадигм и технологий, способных минимизировать неблагоприятное влияние образовательного процесса, а школьное обучение должно стать развивающей средой не только в отношении интеллектуального развития, но и в отношении психосоматического здоровья детей.
Вышеописанные факты требуют пересмотра учебных нагрузок, активного внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс образовательного пространства. Отметим, что стоящая сегодня перед обществом задача формирования новой парадигмы образования влечет за собой необходимость создания педагогических технологий, формирующих особую атмосферу этического и эстетического отношения к людям, окружающему миру, культуре. Спектр дисциплин, отвечающих за духовно-нравственное и физическое воспитание развитие детей и юношества в рамках педагогического междисциплинарного пространства, нуждается в существенном пересмотре.
Мы считаем, что введение в программы образовательных учреждений всех степеней учебной дисциплины «Спортивный танец» может стать одним из эффективных средств реализации означенных целей. Данная позиция основана на глубоком убеждении в том, что спортивный танец обладает широчайшим спектром возможностей воспитательного, этического, эстетического, оздоровительного воздействия на развитие школьников.
Занятия спортивными танцами является одними из лучших естественных и доступных видов здоровьесберегающих технологий. Два урока в неделю по физической культуре явно недостаточно. Интеграция в учебное пространство альтернативных форм двигательной активности (хореографии, танца, ритмики) отвечает современным основам здоровьесберегающей педагогики [5].
Танец — это вид искусства. В нем через движения тела, музыку создаются образы, передается особый смысл. Все действие в танце сопровождается музыкой, которая задает ритм, скорость и настроение танца, что находит свое отражение в движениях танцора, в фигурах, которые замышляет хореограф, в общей композиции танца.
Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танец, одно из древнейших проявлений народного творчества. Через танец человек познает окружающий мир, учится взаимодействовать с ним. А так же является прекрасным лекарством помогающим избавиться от многих заболеваний и укрепить здоровье. Танцы — прекрасное средство психотерапии. Танцевать особенно рекомендуется тем, у кого отмечается повышенное чувство страха или неуверенности в себе, а также людям, склонным к депрессии. Танец позволяет рассказать окружающим о своих переживаниях и чувствах. Он раскрывает то, что прячется в глубинах подсознания, и, возможно, является истинной причиной психологического дискомфорта. Ведь мы не всегда решаемся признаться себе, а тем более окружающим в собственных ощущениях.
Танец является традиционным искусством многих народов, он глубоко заложен в культурных традициях стран и государств мира. Вместе с государством он изменялся и преобразовывался во что-то новое и необычное. Национальный танец является отражением культурного развития сообщества. За тысячелетия было придумано огромное количество стилей, видов, форм танцев. Через танцы люди выражают свои эмоции, свою религию, показывают социальный статус и спортивный уровень.
Танец образовался в процессе трудовой деятельности через эмоции от окружающего мира, используя движения и жесты, которыми пользовались люди во время трудового процесса. Все события жизни людей сопровождались танцевальным процессом, будь то война, день рождение, смерть или торжество. Через танец люди выражали свои эмоции, будь то танец о дожде, молитва солнцу, молитва плодородия земли, о защите и прощение за грехи.
Сколько существует человечество, столько оно и танцует. Наскальные рисунки, относящиеся к 8–6 тысячелетиям до н. э., изображают сложные хореографические композиции ритуальных танцев. Тогда танцы носили анимистический характер, то есть их сюжеты складывались на основе наблюдений за животными: образно и выразительно передавались повадки зверей и птиц. У североамериканских индейцев до сегодняшнего дня сохранился бизона, у китайцев — павлина, у якутов — медведя и т. п. Постепенно становился неотъемлемой частью практически всех обрядовых церемоний, сопровождавших человека от рождения до смерти. Ритуальные пляски объединяли соплеменников, вдохновляли на достижение общей цели.
Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. Существует огромное множество видов, стилей и форм танца.
Кроме того, танец демократичен. Он приглашает тело к разговору, дает ему возможность высказаться. Танец помогает расширить творческий и личностный потенциал, избавиться от различных комплексов, исчезнуть страху перед публичным выступлением, учит расслабляться.
Спортивные танцы отличаются многообразием различных движений. Движения, сопровождающиеся музыкальным сопровождением, удваивают свои оздоравливающие возможности. Правильно организованные занятия танцами совершенствуют пластику, развивают музыкальный слух и чувство ритма, тренируют и закаляют функциональные системы организма. Занятия хореографией и танцами способствуют совершенствованию нервной системы, положительным сдвигом в ее состоянии [14], [15]. Это связано с мощным потоком афферентных импульсов, изменениями во внутренней среде организма. Звуковой ритм, музыкальная синхронизация оказывают благоприятное влияние на ритм сердечных сокращений, глубину и частоту дыхания.
Спортивный танец играет немаловажную роль в воспитании молодежи. Это связано с его многогранностью, он сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-эстетического развития и образования.
Внедрение учебной дисциплины «Спортивный танец» может служить эффективным средством решения такой проблемы обучения и воспитания как формирования психоэмоциональной сферы личности. Психоэмоциональная сфера, основная из определяющих внутреннего мира человека и его поступков, оказывают прямое влияние на развитие его коммуникативных способностей, раскрытие всего многообразия качеств личности, улучшения его физического и духовно-нравственного здоровья.
Таким образом, занятия спортивными танцами имеют большое значение в учебно-воспитательном процессе, выступая в качестве технологии здоровьесбережения в образовательном пространстве.
Литература:
1. Антропова М. В., Манге Г. Г., Кузнецова М. М., Бородина Г. В. Здоровье школьников: результаты лонгитюдного исследования // Педагогика. 1995. № 2. -С.26–31.
2. Базарный В. Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. М., 1995.- 45 с.
3. Безруких М. М. Школа и здоровье: история и современность / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, В. Н. Безобразова //Управление школой. 2005. № 17. — С.43–47.
4. Бериев О. Г. Влияние педагогических технологий и неблагоприятных экологичеких факторов на функциональное развитие и здоровье детей. Сборник статей региональной научно-практический конференции «Современные технологии обучения». Владикавказ: Издательство СОГПИ, 2003. -С. 61–62.
5. Булич Э., Муравов И. От понимания сущности здоровья к его диагностике и целенаправленной стимуляции.// Валеология. № 1, 2004. — С.4–12.
6. Васильева О. С., Правдина Л. Р., Литвиненко С. Н. Книга о новой физкультуре (Оздоровительные возможности физической культуры). Ростов н/Дону: Изд-во ООО «ЦВВР», 2001. — 141 с.
7. Гладких Л. П. Вариативная модель оценки психического здоровья дошкольников и младших школьников в образовательном пространстве// Психологическая наука и образование, 2001. № 2.- С.21–26.
8. Доклад о состоянии здоровья детей в РФ: По итогам Всероссийской диспансеризации 2002 года. М., 2003.- 96с.
9. Иванова М. Г., Портнова А. Г. Здоровье как предмет исследования в психологии // Психологическая наука и образование, 2006. № 3. — С.99–101.
10. Калинина Н. В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения. 2001. http://psy.1september.ru
11. Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Ильин А. Г. Состояние здоровья школьников на пороге третьего тысячелетия//Magister, 1999. № 3.- С.56–64.
12. Новер Ж. Ж. Письма о танце. — М., 2007. http://dance-composition.ru/publ/zhan_zhorzh_noverr_quotpisma_o_tance_i_baletakhquot/zhan_zhorzh_noverr_quotpisma_o_tance_i_baletakhquot/3–1-0–15
13. Сергеенко Е. А., Тарабина Н. В. Фундаментальные исследования по психологии развития в институте РАН и их значение для здоровья и образования детей // Психологический журнал, 2007. Т.28. № 4. — С. 35–44.
14. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях: пособие для врачей./ Сост. В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева и др. — М., 2002.
15. Сократов Н. В., Корнева И. Н., Феофанов В. Н. и др. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие. — М., 2003.