Психофизиологические нормы труда и синдром хронической усталости (СХУ) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Духарева, А. В. Психофизиологические нормы труда и синдром хронической усталости (СХУ) / А. В. Духарева, А. А. Майоров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 8 (55). — С. 358-363. — URL: https://moluch.ru/archive/55/7519/ (дата обращения: 18.12.2024).

В статье изложены психофизиологические нормы внимания, тяжести труда, нормы времени выполнения рабочих операций и т. д., знание которых поможет в профилактике и лечение синдрома хронической усталости. Даны рекомендации по профилактике СХУ для сотрудников и руководителей организаций.

Ключевые слова: СХУ, синдром хронической усталости, психофизиологические нормы, переключение внимания, норма времени, тяжесть труда, компенсаторные механизмы.

Синдром хронической усталости — это нервно-психическое заболевание, связанное с перенапряжением психики человека. Чаще всего оно вызвано несоблюдением психофизиологических и эргономических норм труда. Мы решили написать данную статью, когда сами почувствовали на себе СХУ. Заметив основные симптомы хронической усталости, и осознав, что до отпуска еще далеко, мы задались вопросом: что можно сделать, чтобы не просто «дожить» до желанной поездки на море, но и повысить свою работоспособность, а также убрать большинство симптомов СХУ.

В данной статье мы рассмотрим психофизиологические нормы труда. Эргономика — отдельная научная область, на стыке психологии, экономики и экологии. Эргономические нормы труда не менее важны, чем психофизиологические, но мы считаем, что их следует описать в отдельной статье, написанной совместно специалистами из трех перечисленных областей.

В России нет точной статистики по частоте встречаемости СХУ. Мы знаем, что в Великобритании это цифра составляет 38 %, в США 30 %. Нам думается, что и наши соотечественники страдают СХУ не меньше, чем англичане или американцы. Основные симптомы СХУ:

1.                 Прогрессирующая или продолжительная усталость после нагрузок, которые раньше переносились легко.

2.                 Низкотемпературная лихорадка.

3.                 Болезненность в лимфоузлах.

4.                 Слабость или боль в мышцах

5.                 Расстройство сна (сонливость днем и бессонница ночью).

6.                 Мигрени

7.                 Боль в суставах.

8.                 Нейропсихические расстройства — повышенная чувствительность к яркому свету, расстройство зрения (пятна перед глазами), забывчивость, раздражительность, нерешительность, снижение мыслительной активности и способности к концентрации внимания.

9.                 Депрессия.

Присутствие одновременно 3 и более признаков из данного списка говорит о наличии СХУ. Но у СХУ могут быть не только психологические, но и физиологические причины, как:

-         Инфекционные заболевания

-         Эндокринная патология

-         Гематологическая патология

-         Злокачественные опухоли

-         Ятрогенные причины — ухудшение психического и физического состояния человека вследствие неосторожных действий или слов врача

-         Беременность

Если Вы нашли у себя хотя бы одну из вышеперечисленных причин СХУ, то, скорее всего, симптомы имеют физиологический, а не психологический характер.

Теперь необходимо разобраться в психологических причинах возникновения хронической усталости, а именно: как нарушение психофизиологических норм труда может привести к СХУ. А главное — как этого избежать.

Наше тело и психика имеют определенные «пороги» использования, переходя которые, эффективность снижается и наступает утомление. Усталость, как известно, имеет свойство накапливаться, поэтому систематическое нарушение психофизиологических норм труда может привести к развитию СХУ.

Первая норма: норма времени и тяжести труда

Норма времени — это количество времени, затрачиваемое работником на выполнение одного элемента определенной работы (операции). Например, норма времени для написания статьи в научный журнал, норма времени для изготовления вручную деревянной игрушки, норма времени для составления промежуточного отчета о расходах компании за текущий месяц и т. п. Перенапряжение психики наступает в тот момент, когда человеку необходимо выполнить определенное действие в сроки, которые заметно меньше требуемой нормы времени. Например, недавние студенты могут вспомнить ту усталость, которая наступает после бессонной ночи работы над дипломом. Предлагаю разобрать формулу нормы времени на данном примере.

Норма времени рассчитывается по следующей формуле:

Нвр = Тпз + Топ + Торм + Тотл + Тпт,

где Нвр — норма времени,

Тпз — подготовительно-заключительное время; Например, все первое полугодие последнего курса предназначено для выбора темы и сбора теоретического материала, постановки цели и гипотез исследования. В последний месяц перед защитой диплома предполагается вносить мелкие коррективы в работу, готовить речь к выступлению. Т.о. Тпз для выпускной квалификационной работы составляет примерно 5 месяцев.

Tоп — оперативное время; рассчитывается по формуле: Топ = Тос + Твс.

Tос — основное время; Основное время написания диплома — это последний семестр обучения, за вычетом последнего месяца, в который проходят консультации и сдача госэкзаменов. Т. е. основное время написания диплома — 5 месяцев.

Твс — вспомогательное время; Вспомогательное время дается на восполнение пробелов, в данном случае в знаниях студента, которые не были «закрыты» в Тпз. Квспомогательному времени относятся консультации с научным руководителем. Количество консультаций может быть разным, они могут проходить как в подготовительно-заключительное время, так и в основное. Учитывая этот факт, можно считать, что вспомогательное время в данном случае включено в Tос иТпз.

Торм — время на обслуживание рабочего места. В данном случае эту величину можно не брать в расчет, т. к. у студента нет потребности в серьезном обслуживании рабочего места. Торм касается обслуживания и наладки станков, сложных инструментов и т. д.

Тотл— время на отдых и личные надобности; Включены в Tос иТпз.

Тпт — перерывы, обусловленные технологией и организацией производства. Также включены в Tос иТпз. Думаю, для студентов здесь ведущую роль играют праздничные дни, новогодние праздники, каникулы и т. п.

Посчитаем по формуле норму времени для написания выпускной квалификационной работы. Получается 10 календарных месяцев. Студенты, которые пытаются написать дипломную работу в более сжатые сроки, неизбежно испытают симптомы СХУ.

Норма времени будет меняться в зависимости от характера труда и производства.

Показатель «тяжести производства» отражает негативное влияние всех факторов труда на тело и психику человека.

Показатели «тяжести труда» должны быть соотнесены с «нормой времени», т. к. на выполнение тех же операций при большей тяжести труда требуется больше времени. Конечно, эти показатели не имеют прямой корреляции. Некоторые люди могут выполнять одинаково быстро свою работу в самых разных условиях труда. Однако большой показатель тяжести труда означает, что психические и физические ресурсы работника истощаются быстрее. Поэтому в качестве профилактика СХУ руководителям предприятий предлагается вычислять и соизмерять показатели «нормы времени» и «тяжести труда».

Норма вторая: объем и переключаемость внимания

Внимание — это сосредоточение сознания на объекте. Одновременно человек способен удерживать внимание на 5–7 объектах. Если превысить эту норму, эффективность работы падает.

Внимание взрослого человека может быть произвольным и непроизвольным. Произвольно сосредотачивать внимание человек может на 7–20 минут (индивидуальная норма). Далее внимание непроизвольно переключается на объекты, находящиеся поблизости. Что делает этом случае рядовой сотрудник≤ Заставляет себя работать дальше. Правильнее будет позволить себе отвлечься на интересующий предмет на минуту — две, чтобы позже вернуться к работе. Дело в том, что произвольное внимание утомляет человека намного больше непроизвольного. Поэтому рекомендуется иметь на рабочем месте что-то, на что можно «положить глаз». Например, у одного из автора данной статьи на столе лежит карта звездного неба. Периодически, отвлекаясь на рассматривание созвездий, она не только восстанавливает затраченные силы, но и дает отдых глазам. У другого автора на столе есть стеклянный шар с моделью солнечной системы, который он также периодически берет в руки и рассматривает.

«Отдых — это смена видов деятельности» — писал знаменитый физиолог И. П. Павлов. Поэтому необходимо помнить об еще одной особенности внимания. Период «врабатывания» и высокой работоспособности над одной проблемой — 1,5–2 часа. Спустя 2 часа следует сделать 10 минутный перерыв, чтобы восстановить способности внимания, а после перейти к другому виду деятельности.

Не следует во время 10-минутного перерыва включать телевизор, музыку, читать новости. Лучше в этот момент по минимуму нагружать себя информацией. Восстановить работу внимания помогут физические упражнения, прогулка.

После перерыва следует сменить вид деятельности. Она должна быть другой по характеру (была умственная, стала физическая; была монотонная, стала творческая), по степени включенности в работу, по характеру и скорости производимых операций.

Если не менять деятельность через 1,5- 2 часа периода врабатывания и активной работоспособности, в течение нескольких минут до 1,5 часов (зависит от индивидуальных особенностей, общего физического состояния, установок, связанных с работой и т. д.) идет развитие утомления и падение работоспособности.

Норма третья: динамика работоспособности

Работоспособность человека зависит от времени суток. «Подъемы работоспособности в 5:00–6:00, 11:00–12:00, 16:00–17:00, 20:00–21:00, 00:00–01:00 чередуются со спадами ее в 2:00–3:00, 9:00–10:00, 14:00–15:00, 18:00–19:00, 22:00–23:00 часа» [5, 340]. В остальные промежутки работоспособность стабильна, если на нее не влияют другие факторы (те же норма времени, тяжесть труда и т. п.).

Время, которое человек проводит, занимаясь определенной деятельность, также разбивается на разные периоды активности:

7.2. Динамика работоспособности и преодоление утомления

Рис. 1 [5,343].

Из этого графика видно, что решение самых важных вопросов будет продуктивнее в первой половине дня. Т. е. с какого-то момента непрерывной работы начинается спад продуктивности.

Норма четвертая: компенсаторные средства

Симптомы СХУ означают, что человек в недостаточной мере привлекает компенсаторные средства для восстановления работоспособности организма и психики, без которых невозможно восстановление оптимальной работоспособности.

К компенсаторным механизмам относятся:

1.      Вознаграждение за работу. Это может быть как внешнее (заработная плата, премии, похвальные грамоты), так и внутреннее вознаграждение. Например, чувствовать себя хорошим психологом — это неописуемое вознаграждение.

2.      Сон. Один цикл сна, когда человек проходит все 4 фазы сна, длится 1,5 часа. В норме для полного восстановления психики и организма необходимо 5 циклов, т. е. 7,5 часов. Если же у вас никак не получается столько спать, то необходимо высчитывать время пробуждения, исходя из циклов сна. Т. е. если вы легли в 2:00 ночи, а в 10:00 нужно быть на работе, то лучше поставить будильник на 8:00. Даже если, встав в 9:00, вы все равно успеваете приехать вовремя. Нарушенный цикл сна будет восполняться следующей ночью, поэтому недосып превращается в замкнутый круг. — =

3.      Отдых, т. е. прекращение вызывающей утомление деятельности на определенный период времени. Утомляющая деятельность временно заменяется другой. Это должна быть не одна деятельность, а несколько. Лучше если активный и пассивный отдых будут сменять друг друга. Активный отдых позволяет снять физическое и психическое напряжение, которое накапливается из-за однообразия поз и видов деятельности. Во время пассивного отдыха восстанавливается энергоспособность нервных центров. Кроме того, такой отдых полезен для психики, т. к. является профилактикой неврозов.

4.      Установка на работу. По теории установок Д. Н. Узнадзе, установка — «это неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на его предшествующем опыте, предрасположенности к определенной активности в определенной ситуации». Установка на значимость работы — хороший компенсаторной механизм.

В этом пункте отдельно хотелось бы упомянуть трудоголизм, как состояние избегания компенсаторных механизмов. Трудоголизм проявляется в восприятии работы как единственного средства самореализации, получения удовлетворения от жизни. Уже доказано, что трудоголизм — это болезнь, схожая по симптомам с аддикциями. В основе трудоголизма лежат те же механизмы, что и в других зависимостях — это избегание встречи с реальностью: болезненными или пугающими мыслями, чувствами и состояниями, с которыми человек сталкивается в минуты безделья. Трудоголизм также предполагает свой «кайф», как от употребления наркотиков. «Получив однажды удовольствие, состояние эйфории от удачи после отлично выполненной работы, когда ощущение собственной значимости, возрастает до небес, человек начинает чувствовать дискомфорт, не получая эту эйфорию вновь и вновь. Он начинает подсознательно искать это состояние, которое, быть может, так и останется недостижимым, ни дома, среди близких, ни где-нибудь ещё. Точно так же наркоман в реальной жизни не может найти альтернативу тому «кайфу», который дает наркотик» [4].

Трудоголик не заботится о восстановлении своей работоспособности, поэтому и «сгорает» на работе.

Норма пятая: поддержание работоспособности организма

Важно помнить, что не только психическое, но и физическое состояние сказывается на работоспособности, значит вызвать симптомы СХУ может и неправильный уход за телом. Кроме болезни накопление усталости могут вызвать:

-        Нарушение режима сна

-        Неправильное питание

-        Гиподинамия

-        Однообразие жизни

На последнем пункте остановимся подробнее. Чем однообразнее будни, тем больше нарастает психическая усталость. Психика, отражая одни и те же явления, объекты и механизмы, быстрее накапливает усталость. Скорее всего, именно с этим связано стремление сменить обстановку на время отпуска и уехать куда-нибудь. Подсознательно мы чувствуем, что, обогащаясь новыми впечатлениями, мы отдыхаем. Но почему≤

Советский социальный мыслитель, философ и писатель И. А. Ефремов, считал, что человеку необходимо поддерживать в одинаковом напряжении все три ипостаси его существования, а именно: тело, мысли и чувства. Чаще всего у современного человека в напряжении находятся только мысли. Реже подключается тело, если человек занимается спортом. Однако новые впечатления относятся как раз к чувственной области. Как показывает практика, человек чувствует себя более бодрым, даже при простой смене маршрута от метро до работы [6].

Зачастую современный ритм жизни требует от человека все больше выкладываться на работе. Нередки случаи, когда к одной работе добавляется еще и подработка, учеба, поддержание семьи и т. д. Неутешительно, но жалобы на СХУ от клиентов приходится слышать все чаще. Но многие люди не считают симптомы хронической усталости тем тревожным звонком, когда следует обратить внимание на свое здоровье, и ждут соматических проявлений болезни.

Синдром хронической усталости — это серьезное заболевание, последствия которого часто недооценивают. Но СХУ — далеко не всегда показатель того, что мы слишком много работаем. Скорее симптомы говорят о том, что мы потребительски относимся к ресурсам психики, не даем им восстановиться во время и после трудового дня. Даже краткие сведения о нормах работы психики, изложенные в нашей статье, помогут избежать СХУ или облегчить большинство из симптомов, если начать соблюдать их. Ниже основные психофизиологические нормы деятельности еще раз изложены в краткой таблице-памятке.

Таблица 1

Психофизиологическая норма

Значение

Примечания

1.                  Норма времени и тяжести труда

Норма времени — это количество времени, затрачиваемое работником на выполнение одного элемента определенной работы (операции).

Тяжесть труда — показатель негативного влияние всех факторов труда на тело и психику человека.

Показатели «тяжести труда» должны быть соотнесены с «нормой времени», т. к. на выполнение тех же операций при большей тяжести труда требуется больше времени.

2.                  Объем и переключаемость внимания

Одновременно человек способен удерживать внимание на 5–7 объектах. Произвольно сосредотачивать внимание человек может на 7–20 минут. Период «врабатывания» и высокой работоспособности над одной проблемой — 1,5–2 часа.

Спустя 2 часа следует сделать 10 минутный перерыв, чтобы восстановить способности внимания, а после перейти к другому виду деятельности.

Не следует во время 10-минутного перерыва включать телевизор, музыку, читать новости. Лучше в этот момент по минимуму нагружать себя информацией. Восстановить работу внимания помогут физические упражнения, прогулка.

3.                  Динамика работоспособности

Подъемы работоспособности в 5:00–6:00, 11:00–12:00, 16:00–17:00, 20:00–21:00, 00:00–01:00 чередуются со спадами ее в 2:00–3:00, 9:00–10:00, 14:00–15:00, 18:00–19:00, 22:00–23:00 часа.

4.                  Компенсаторные средства

К компенсаторным механизмам относятся:

1.      Вознаграждение за работу

2.      Сон.

3.      Отдых.

4.      Установка на работу.

Оптимальное время для сна: 7,5 часов. Если же у вас никак не получается столько спать, то необходимо высчитывать время пробуждения, исходя из циклов сна. Т. е. если вы легли в 2:00 ночи, а в 10:00 нужно быть на работе, то лучше поставить будильник на 8:00.

Отдых должен сочетать в себе смену пассивных и активных занятий.

5. Поддержание работоспособности организма

Необходимо:

1.                  Высыпаться

2.                  Правильно питаться

3.                  Включить активный отдых в свое расписание

4.                  Поддерживать в одинаковом напряжении мысли, чувства и тело.

Литература:

1.                    Анализ трудовых показателей на предприятии / Под ред. П. Ф. Петроченко. — М.: Экономика, 1985. — 268 с.

2.                    Баженов В. И. Организация и нормирование труда. Методические указания к практическим занятиям. — Томск: Изд. ТПУ, 1999.

3.                    Беляев В. Какой должна быть норма труда в условиях рынка // Человек и труд. — 1997. — № 2.

4.                    Википедия: свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %A2 %D1 %80 %D1 %83 %D0 %B4 %D0 %BE %D0 %B3 %D0 %BE %D0 %BB %D0 %B8 %D0 %B7 %D0 %BC

5.                    Дубровский Ю. Н., Мельцев М. А., Цейлин Б. В. Научная организация труда. — М.: Экономика, 1984.

6.                    Ефремов И. А. «Лезвие бритвы», — М: Зебра-Е, 2008.

7.                    Сборник задач и хозяйственных ситуаций по экономике и планированию машиностроительной промышленности. — М.: Высшая школа, 1985. — 246 с.

8.                    Фильев В. И. Организация, нормирование и оплата труда в развитых странах. — М.: Изд. Журнал «Юридический бюллетень предпринимателя», 1996.

9.                    Холодная Г. Н. Нормирование труда в промышленности: Учебное пособие. — М.: Экономика, 1988. — 278 с.

10.                Чистяков М. В. Управление эффективностью трудовых процессов: Учебное пособие. — Тверь: Изд. Тверского Университета, 1995.

Основные термины (генерируются автоматически): норма времени, тяжесть труда, хроническая усталость, работа, вид деятельности, время, вспомогательное время, психофизиологическая норма труда, рабочее место, симптом СХУ.


Ключевые слова

СХУ, синдром хронической усталости, психофизиологические нормы, переключение внимания, норма времени, тяжесть труда, компенсаторные механизмы., компенсаторные механизмы

Похожие статьи

Возможности нейропсихологической коррекции в преодолении учебных трудностей у младшего подростка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

В статье описаны основные трудности в обучении у младшего подростка с СДВГ, особый акцент сделан на нейропсихологические причины подобных проявлений. Представлены результаты до и после нейропсихологической коррекции.

Стресс в работе студентов-волонтеров

В статье раскрываются стрессовые ситуации в деятельности студентов-волонтеров, наличие у них синдрома эмоционального выгорания, депрессии, а также способы реализации совладающего поведения. Описано исследование, проведенное на студентах-волонтерах РН...

Психологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, условия их психокоррекции

В статье проводится теоретический анализ понятия синдром дефицита внимания и гиперактивности в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности его проявления у детей. Эмпирически изучены психологические особенности детей младшего школь...

Острое нарушение мозгового кровообращения как фактор в возникновении клинико-психологических расстройств

Статья посвящена изучению и анализу клинико-психологических расстройств больных с острым нарушением мозгового кровообращения. Выявлены тревожные, депрессивные и тревожно-депрессивные реакции и состояния различной степени тяжести, негативно влияющие н...

Характеристика обучающихся с задержкой психического развития

В статье раскрывается понятие и сущность задержки психического развития (ЗПР), психолого-педагогическая характеристика обучающегося с задержкой психического развития. Особое внимание уделяется раскрытию особенностей эмоционально-волевой сферы и психи...

Психосоматические аспекты качества жизни больных хронической сердечной недостаточностью

В статье показаны взаимосвязи между выраженностью тревожно-депрессивных расстройств, клинико-инструментальными данными, типами отношения к болезни, личностными характеристиками и качеством жизни больных хронической сердечной недостаточностью. Установ...

Особенности психической травматизации в детском возрасте, ее влияние на жизненные взаимодействия и жизненную перспективу молодой личности

В статье приведены особенности психической травматизации в детском возрастном периоде, раскрыто содержание таких понятий, как психотравма развития, жизненные взаимодействия и жизненная перспектива личности, их взаимосвязь. Выведена типология жизненны...

Влияние физических упражнений на умственную деятельность студентов и их взаимосвязь

В статье рассматривается зависимость основ здорового образа жизни и адаптации к умственным нагрузкам студентов. Физические нагрузки представлены как основной фактор, способствующий улучшению умственной работоспособности студенческой молодежи в процес...

Влияние стрессовых ситуаций на профессиональную деятельность педагогов и пути их преодоления

В статье проанализирована проблема психического, физиологического и эмоционального стресса, его профилактика и поиск выхода из нервно — психических перенапряжений. Представлены результаты социологического опроса на возможные пути преодоления стрессов...

Разработка комплекса глазных упражнений для профилактики нарушений зрения

Статья посвящена созданию комплекса глазных упражнений для фиксации зрения при миопии, гиперметропии, косоглазии и астигматизме. Осуществлен системный анализ, охватывающий научную литературу и патентную документацию, подтверждающую положительное влия...

Похожие статьи

Возможности нейропсихологической коррекции в преодолении учебных трудностей у младшего подростка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

В статье описаны основные трудности в обучении у младшего подростка с СДВГ, особый акцент сделан на нейропсихологические причины подобных проявлений. Представлены результаты до и после нейропсихологической коррекции.

Стресс в работе студентов-волонтеров

В статье раскрываются стрессовые ситуации в деятельности студентов-волонтеров, наличие у них синдрома эмоционального выгорания, депрессии, а также способы реализации совладающего поведения. Описано исследование, проведенное на студентах-волонтерах РН...

Психологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, условия их психокоррекции

В статье проводится теоретический анализ понятия синдром дефицита внимания и гиперактивности в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности его проявления у детей. Эмпирически изучены психологические особенности детей младшего школь...

Острое нарушение мозгового кровообращения как фактор в возникновении клинико-психологических расстройств

Статья посвящена изучению и анализу клинико-психологических расстройств больных с острым нарушением мозгового кровообращения. Выявлены тревожные, депрессивные и тревожно-депрессивные реакции и состояния различной степени тяжести, негативно влияющие н...

Характеристика обучающихся с задержкой психического развития

В статье раскрывается понятие и сущность задержки психического развития (ЗПР), психолого-педагогическая характеристика обучающегося с задержкой психического развития. Особое внимание уделяется раскрытию особенностей эмоционально-волевой сферы и психи...

Психосоматические аспекты качества жизни больных хронической сердечной недостаточностью

В статье показаны взаимосвязи между выраженностью тревожно-депрессивных расстройств, клинико-инструментальными данными, типами отношения к болезни, личностными характеристиками и качеством жизни больных хронической сердечной недостаточностью. Установ...

Особенности психической травматизации в детском возрасте, ее влияние на жизненные взаимодействия и жизненную перспективу молодой личности

В статье приведены особенности психической травматизации в детском возрастном периоде, раскрыто содержание таких понятий, как психотравма развития, жизненные взаимодействия и жизненная перспектива личности, их взаимосвязь. Выведена типология жизненны...

Влияние физических упражнений на умственную деятельность студентов и их взаимосвязь

В статье рассматривается зависимость основ здорового образа жизни и адаптации к умственным нагрузкам студентов. Физические нагрузки представлены как основной фактор, способствующий улучшению умственной работоспособности студенческой молодежи в процес...

Влияние стрессовых ситуаций на профессиональную деятельность педагогов и пути их преодоления

В статье проанализирована проблема психического, физиологического и эмоционального стресса, его профилактика и поиск выхода из нервно — психических перенапряжений. Представлены результаты социологического опроса на возможные пути преодоления стрессов...

Разработка комплекса глазных упражнений для профилактики нарушений зрения

Статья посвящена созданию комплекса глазных упражнений для фиксации зрения при миопии, гиперметропии, косоглазии и астигматизме. Осуществлен системный анализ, охватывающий научную литературу и патентную документацию, подтверждающую положительное влия...

Задать вопрос