Система управления банковскими рисками представляет собой совокупность приемов (способов и методов) работы персонала банка, которые позволяют обеспечить положительный финансовый результат при наличии неопределенности в условиях деятельности, прогнозировать наступление рискового события, а также принимать меры к снижению или исключению его отрицательных последствий [4, с.12].
Исходя из видов банковских рисков, в этой системе можно выделить блоки управления кредитным риском, риском несбалансированной ликвидности, процентным, операционным, потери доходности, а также комплексные блоки, связанные с рисками, возникающими в процессе отдельных направлений деятельности кредитной организации. При другой системе классификации рисков в качестве самостоятельных блоков выделяются подсистемы управления индивидуальными (частными) рисками и блок управления совокупными рисками. К первому блоку относятся управление риском кредитной сделки и других видов операций банка, ко второму — управление рисками различных портфелей банка — кредитного, торгового, инвестиционного, привлеченных ресурсов и т. д.
Кредитные операции коммерческих банков являются одним из важнейших видов банковской деятельности. На финансовом рынке кредитование сохраняет позицию наиболее доходной статьи активов кредитных организаций, хотя и наиболее рискованной. Кредитный риск, таким образом, был и остается основным видом банковского риска.
Кредитный риск представляет собой риск невыполнения кредитных обязательств перед кредитной организацией третьей стороной. Опасность возникновения этого вида риска существует при проведении ссудных и других приравненных к ним операций, которые отражаются на балансе, а также могут носить забалансовый характер [4, с.27].
Управление кредитным риском в банке представляет собой организованное воздействие субъекта управления (сотрудники банка, осуществляющие деятельность по кредитованию заемщиков; руководящий персонал) на объект управления (кредитный риск; деятельность сотрудников, задействованных в кредитных операциях) с целью снижения (поддержания на допустимом уровне) показателей кредитного банка.
Проблема управления кредитным риском в российских банках не теряет своей актуальности.
В деятельности банков по оценке кредитоспособности наиболее распространенным недостатком является отсутствие достаточной информации о финансовом состоянии заемщиков и зачастую неумение выявить ложную информацию о них (нельзя игнорировать случаи умышленного искажения заемщиками официальной бухгалтерской отчетности, как правило, либо за счет завышения получаемых доходов, либо занижения понесенных расходов) [8, с.5].
Кроме этого, российским банкам не хватает информации о кредитной истории заемщиков, опыта взаимодействия в этой связи с другими кредитными организациями.
Не менее значимым фактором, снижающим эффективность оценки кредитоспособности заемщиков, является недостаточно глубокое изучение банком их экономической деятельности. Известно, что на рынке могут измениться цены, обостриться конкуренция. Под действием такого рода факторов стоимость активов компании-заемщика может существенно снизиться, прогнозы окажутся несостоятельными, риски увеличатся, а вероятность получения кредитной организацией убытков возрастет. Отсутствие анализа сценариев развития событий в бизнесе клиента, разнообразных моделей поведения банка при возникновении неблагоприятных событий не позволяет правильно рассчитать последствия кредитования, снижает его эффективность.
На мой взгляд, одной из серьезнейших проблем является не только отсутствие у большинства российских банков собственных эффективных методик оценки вероятности дефолта, но и простое непонимание руководством банка необходимости такого рода оценки, обусловленной недостаточностью информации, получаемой от заемщиков.
При определении внутреннего рейтинга заемщика должна учитываться как финансовая информация, полученная из бухгалтерской, статистической, управленческой отчетности клиентов банка и других источников, так и нефинансовая: сведения о составе акционеров, уровне менеджмента заемщика, состоянии отраслей и регионов, влиянии государства на деятельность клиентов банка. Таким образом, рейтинговая система должна быть достаточно гибкой и объективной, позволяющей принимать в расчет не только цифровые показатели деятельности классифицируемого контрагента, но и информацию о его бизнесе, не выраженную количественно.
Классификация заемщиков по внутренним кредитным рейтингам позволяет ввести формализованную технологию оценки кредитного риска на всех этапах кредитования (как при первичном анализе кредитной заявки, так и при текущем мониторинге кредита).
Кредитным риском является риск возникновения у коммерческого банка убытков вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения должником финансовых обязательств перед банком в соответствии с условиями договора [6, с.18].
Концентрация кредитного риска проявляется в предоставлении крупных кредитов отдельному заемщику или группе связанных заемщиков, а также в результате принадлежности должников кредитной организации либо к отдельным отраслям экономики, либо к географическим регионам или при наличии ряда других обязательств, которые делают их уязвимыми к одним и тем же экономическим факторам.
В ходе минимизации кредитного риска в рамках экономической безопасности на основе доступных источников информации так или иначе в конечном счете все равно решается главная задача подготовки своего рода «досье» на юридическое лицо — потенциального заемщика и «портрета» на отдельных граждан при ритейле [12, с.24].
Выделяют следующие показатели качества управления кредитным риском:
1) показатель кредитной политики;
2) показатель организационной структуры и квалификации работников кредитной организации;
3) показатель операций по кредитованию;
4) показатель наблюдения за выданными ссудами;
5) показатель работы с проблемными и безнадежными ссудами;
6) показатель управления кредитным риском по балансовым активам, по которым формируется резерв на возможные потери в соответствии с Положением Банка России N 283-П и кредитным риском по условным обязательствам кредитного характера.
Показатель кредитной политики оценивает внутренние документы, определяющие кредитную политику кредитной организации, в том числе порядок рассмотрения заявок клиентов на получение заемных средств, правила кредитования юридических и физических лиц, формирование досье заемщика, порядок классификации ссуд и формирование резерва.
Кредитная политика должна охватывать следующие вопросы:
- цели, в том числе получение стабильного дохода по операциям предоставления (размещения) средств при допустимом уровне кредитного риска; формирование круга надежных клиентов; повышение квалификации работников кредитной организации; администрирование кредитной политики;
- полномочия по выдаче ссуд с определением единоличных и коллегиальных органов, уполномоченных принимать решения о выдаче ссуд (руководитель кредитного подразделения, кредитный комитет, менеджеры), а также о предельных суммах и сроках выдаваемых ссуд;
- присутствие в кредитной политике требования об обязательности наличия для всех ссуд указания на назначение ссуды и источник ее погашения, в том числе вторичный (залог, поручительство);
- присутствие критериев отнесения заемщиков к экономически связанным;
- описание нежелательных ссуд (в том числе ссуды со спекулятивными целями, не подходящие по срокам).
Показатель организационной структуры и квалификации работников кредитной организации оценивает организационную структуру кредитной организации в части подразделений, занятых управлением кредитным риском. Проверяется распределение функций между подразделениями кредитной организации, а именно:
- осуществляет ли кредитное подразделение анализ финансового положения заемщика и его оценку на основании внутренней методики, устанавливающей зависимость между значениями показателей, используемых для анализа финансового положения заемщика, и классификационной группой финансового положения (хорошее, среднее, плохое);
- ведет ли текущую работу с заемщиком: сбор информации, ведение досье заемщика; анализирует ли финансовое положение страховой компании, в которой застрахованы предметы залога по ссуде;
- осуществляет ли расчет резерва на возможные потери по ссудам;
- осуществляет ли подразделение анализа рисков разработку внутренних нормативных документов, форм отчетности, методик оценки и анализа кредитных рейтингов и качества обеспечения по ссуде;
- анализирует ли сведения о проводимых кредитной организацией операциях по кредитованию, выявление факторов, влияющих на кредитный риск.
Необходимым условием для анализа кредитного риска в отношении потенциального заемщика является полная и достоверная информация о нем. Кредитной организации целесообразно иметь перечень документов (информации), запрашиваемых у потенциального заемщика на стадии рассмотрения заявки на предоставление ссуды.
Показатель наблюдения за выданными ссудами оценивает проводимую кредитной организацией работу по мониторингу выданных ссуд, под которым понимается отслеживание кредитной организацией условий и признаков ухудшения финансового положения заемщика и качества обслуживания долга, создающих угрозу погашения ссуды. Мониторинг выданной ссуды включает в себя как анализ финансовой отчетности заемщика, так и проверку его деятельности на месте [9, с.142].
Мониторинг выданных ссуд может проводиться кредитной организацией с разной степенью детализации. В отношении ссуд, изначально получивших и сохраняющих высокие категории качества, допустимо ограничиться анализом финансовой отчетности заемщика. По мере увеличения риска по ссуде кредитной организации необходимо усилить контрольные процедуры:
- чаще запрашивать финансовую отчетность заемщика;
- получать от заемщика иные сведения о его деятельности;
- проводить оценку деятельности заемщика с выходом на место;
- получать информацию о заемщике из альтернативных источников.
Признаками ухудшения качества ссуды могут служить в том числе:
- существенный рост обязательств заемщика по отношению к его капиталу;
- снижение прибыли и рентабельности;
- ухудшение ликвидности заемщика;
- экстенсивный рост предприятия-заемщика;
- высокая текучесть кадров;
- вовлеченность заемщика в рискованные проекты;
- негативные изменения в отрасли заемщика;
- несвоевременное и неполное представление финансовой информации, стремление избежать контакта с представителями кредитной организации;
- частая смена руководства предприятия-заемщика;
- реорганизация предприятия-заемщика.
Показатель работы с проблемными и безнадежными ссудами определяет выявляет ли своевременно кредитная организация производственные и финансовые проблемы заемщика, используя для этого информацию о финансовом положении заемщика из его регулярных финансовых отчетов и средств массовой информации, а также информацию, полученную в результате периодически проводимых проверок с выходом к заемщику.
Литература:
1. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395- I «О банках и банковской деятельности» (с изменениями по состоянию на 15 февраля 2010 г.)
2. «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» Положение Банка России от 16.12.03 № 242-П // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
3. «Об организации управления кредитным риском» Положение № 4.9.2.10 от 02.04.2008 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
4. Белоглазова Г. Н., Деньги. Кредит. Банки: Учебник. / Под ред. Г. Н. Белоглазовой — М.: Высшее образование, 2009. — 392 с.
5. Банковское кредитование корпоративных клиентов: построение эффективной модели, минимизация рисков // Методический журнал — 2010. -№ 2. — С. 112.
6. Банковский менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Е. Ф. Жукова — М.: Юнити-Дана, 2009г. — 30 с.
7. Бабкин В. В. «Минимизация банковских рисков с позиции экономической безопасности», «Управление в кредитной организации», N 2, март-апрель, N 3, май-июнь 2007
8. Качаева М. И. Оценка кредитного риска в коммерческом банке // Банковское кредитование, 2008. — № 9. — С.10.
9. Костерина Т. М. Банковское дело. Учебно-практическое пособие. — М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009. — 360 с.
10. Лаврушин О. И., Валенцева Н. И. Банковские риски / под. ред. О. И. Лаврушина, Н. И. Валенцевой. — М.: Кно Рус, 2007. — 232 с.
11. Лаврушин О. И., Мамонова И. Д., Валенцева Н. И. Банковское дело: Учебник. — М.: КНОРУС, 2009. — 768 с.
12. Овчаров А. О. Организация управления рисками в коммерческом банке // Банковское дело. 2007. — № 1. — С. 18–31.
13. Банковский менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Е. Ф. Жукова — М.: Юнити-Дана, 2009г. — 30 с.
14. Бабкин В. В. «Минимизация банковских рисков с позиции экономической безопасности», «Управление в кредитной организации», N 2, март-апрель, N 3, май-июнь 2007