Иностранный язык является одним из сложных предметов школьной программы. На сегодняшний день его изучение начинается со 2-го класса, и многим ученикам дается нелегко. Причинами этого могут быть различные факторы: большой объем информации, предлагаемый учебниками и учителями, разнообразие методик преподавания репетиторами, что не всегда совпадает с тем, что дает учитель на уроке, различные групповые занятия вне школы, где дети получают массу информации, но которая не всегда полностью усваивается школьниками, а, наоборот, осложняет процесс изучения. Отсюда трудности, возникающие с самого начала обучения языку, что приводит к нежеланию учащихся заниматься иностранным языком.
Мы в нашей статье хотели бы обратить внимание на становление навыка произнесения звуков, поскольку, как мы полагаем, изучению фонетической системы английского языка в школе уделяется недостаточно времени.
Как мы думаем, звуки английского языка следует начинать с изучения согласных фонем. Формирование фонетического навыка предполагает перестройку привычной артикуляции на основе сходств и различий в произнесении звуков в русском и английском языках. Необходимо овладение техникой произнесения английских звуков, как в слове, так и в речевом потоке. И именно среди согласных звуков имеются совпадения в произнесении с русскими фонемами, что наиболее понятно и доступно ученикам младших классов. Так, английский [f] очень похож на русский [ф]. Таким же образом, можно провести параллель со звуками [p], [k] и так далее. Однако имеется немало различий в произнесении таких фонем. Например, английский глухой согласный [s] более энергичный, чем русский [c]. Такая фонема как [p] произносятся с придыханием. На эти нюансы фонетической системы языка следует обращать внимание.
Важно с первых уроков изучения согласных фонем подчеркнуть тот факт, что английские звонкие согласные звуки не оглушаются на конце слова. Это типичная ошибка, которая встречается у большинства школьников. Для закрепления навыка правильного произнесения согласных фонем на конце слова необходимы соответствующие упражнения во избежание дальнейших ошибок.
В английском языке имеет место явление частичного оглушения конечных звонких согласных и отсутствие палатализации. На наш взгляд, нет необходимости объяснять данные явления ученикам младших классов. Это затрудняет процесс понимания изучаемого материала, что, как следствие, ведет к нежеланию изучать не только иноязычные звуки, но и вообще дальнейший материал. Возможно, лишь упомянуть о том, что существует понятие «палатализация». Данное явление свойственно русскому языку. Палатализация — это смягчение согласных под влияние следующих за ними гласных звуков. В русском языке это явление выполняет смыслоразличительную функцию: лук — люк. Упоминание явления палатализации служит в данном случае только для проведения аналогий и различий в русском и английском языках.
После изучения похожих звуков педагог переходит к освоению таких согласных, которых не существует в русском языке, например: [w] и другие.
При овладении системой гласных звуков с первых уроков необходимо донести до ученика, что гласные фонемы английского языка довольно сильно отличаются от гласных звуков русского языка. Во-первых, в русском языке 6 гласных звуков, в английском же их 20. Во-вторых, гласные фонемы английского языка различаются по долготе и краткости, что очень важно знать, так как от этого зависит лексическое значение слова. В-третьих, одна буква может иметь несколько звуков, что зависит от её положения в лексеме (открытый, закрытый слог). Кроме того, в английском языке имеются дифтонги и трифтонги.
Для овладения учащимися навыками произнесения гласных и согласных фонем, как мы думаем, следует каждый урок проводить фонетическую «зарядку», как групповую, так и индивидуальную. Она может занимать немного времени, но должна быть регулярной, только в таком случае можно добиться хороших успехов в обучении произнесению иностранных звуков и слов. Такая «зарядка» включает упражнения на артикуляторную гимнастику. Для того чтобы школьники правильно овладели английским произношением, необходимо познакомиться с устройством нашего артикуляционного аппарата. Увидеть органы речи и их работу поможет зеркало. Только при его помощи учащиеся наяву смогут увидеть язык, нёбо, альвеолы, губы, «поделить» язык на переднюю, среднюю и заднюю части. Во многих школах использование зеркала давно забыто. Мы полагаем, что это просто необходимо при становлении иноязычных звуков. Так, например, для произнесения межзубных звуков, зеркало поможет ученику правильно расположить язык между зубов и запомнить это положение не только на уровне ощущений, но и зрительно.
Фонетическая «зарядка» может также включать упражнения на развитие фонематического и интонационного слуха. Здесь присутствует огромный выбор, от повторения за диктором или учителем отдельных звуков, слов, предложений до более сложных заданий, например, выделение на слух одного звука из довольно длинного связного текста.
Мы на наших занятиях применяем различные упражнения. Приведем примеры некоторых из них. Так, для отработки определённого звука, в данном случае, звука [t] мы стараемся подобрать такие рифмовки, в которых этот звук встречается наиболее часто. Немаловажное значение особенно для школьников младшего возраста имеет сама рифмовка. Она должна быстро запоминаться и быть интересной.
Tutor
A tutor who tooted a flute
Tried to tutor two tooters to toot
Said the two to their tutor
Is it harder to toot
Or to tutor two tooters to toot≤
Как можно видеть в данной рифмовке тщательно отрабатывается звук [t]. Кроме этого задействован гласный звук [u:], а так же интонация вопросительного предложения. Так, в комплексе отрабатывается несколько фонетических навыков.
Довольно полезным для освоения системы гласных фонем является упражнение на разделение услышанного слова на слоги. При этом определяется тип слога, и правильное произнесение гласной фонемы в открытом/закрытом типе слога. Для правильного произнесения гласного звука в различных типах слога мы используем упражнение, когда один учащийся называет слово с гласным в открытом слоге, другой дает пример гласного звука той же буквы, но уже в закрытом слоге.
Таким образом, фонетических упражнений существует великое множество. Основная задача учителя увидеть проблему и подобрать такие упражнения, которые помогут ее решить.
Осваивая фонетическую систему английского языка, необходимо обращать внимание и на интонацию, поскольку многие учащиеся даже не подозревают, что русские и английские предложения звучат по-разному. Довольно часто английское предложение произносится с русской интонацией. Как мы полагаем, следует четко и доступно разграничить английские предложения с нисходящим и восходящим тонами, пояснить понятие «смыслового центра высказывания». Смысловой центр высказывания или ядро высказывания выделяется особой интонацией: нисходящей или восходящей. Ядро высказывания выделяется и фразовым ударением.
Учителю необходимо указать, что в английском языке, так же как и в русском, существуют различные типы предложений: повествовательные, вопросительные, побудительные. Интонация зависит от типа предложения по цели высказывания. Так, для младших школьников достаточно будет сделать небольшую таблицу, в которой указывается тип тона в том или ином предложении. Например, утвердительные предложения, специальные вопросы, приказания, восклицания — произносятся с нисходящим тоном (Low Fall). Так, предложение ‘It is difficult’ — будет произноситься с нисходящим тоном.
Общие вопросы, просьбы произносятся с восходящим тоном (Low Rise). ‘Is it six≤’ Данное предложение произносится с повышением интонации.
Такая небольшая классификация даст ученику возможность понять, где необходимо повышать или понижать интонацию высказывания. Для эффективного запоминания предлагаются различные упражнения на развитие и автоматизацию ритмико-интонационного навыка.
По мере изучения английского языка работа над произносительным и ритмико-интонационными навыками должна производиться на всех этапах обучения иностранному языку.