В данной статье рассматриваются: компетентностный подход, являющийся одним из ключевых направлений реформирования среднего профессионального образования, а также компетенции — способность применять знания, умения, личностные качества, характеристики и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, качество образования, среднее профессиональное образование, образовательный процесс.
This article discusses: competence approach, which is one of the key directions of the reform of secondary vocational education, as well as competence — ability to apply knowledge, skills, personal qualities, characteristics and experience for successful activity in a certain area.
Key words: competence approach, competence, quality of education, secondary professional education, educational process.
Социально-экономические преобразования, характерные для современной России, существенно изменили ценностные ориентиры общества, что повлияло на переосмысление парадигмы образования. В «Концепции модернизации российского образования на 2011–2015 годы» подчеркивается, что стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. В связи с этим актуализируется проблема подготовки педагогических кадров, способных реализовать свой творческий потенциал в профессиональной деятельности, как в собственных интересах, так и в интересах общества.
Переход среднего профессионального образования на федеральные государственные стандарты третьего поколения предполагает глубокие системные преобразования. Ведущим требованием к результатам освоения новых программ являются не только знания, умения и навыки, но и компетенции — в профессиональной и в социально-личностной деятельности, что в совокупности с интеллектуальной рефлексией, в конечном результате составляет профессиональную культуру специалиста.
В связи с продолжающимися политическими и социально-экономическими изменениями в России изменяются требования к личности профессионала и его профессиональному поведению. Современное производство и рынок труда нуждаются в качественно новом типе работника с высоким уровнем социальной компетентности, профессиональной адаптации и мобильности.
Выпускник системы среднего профессионального образования в системе воспроизводства кадров занимает особое место, потому что, как правило, формальная квалификация дает только право приступить к работе, но далеко не всегда гарантирует ее успешность. В связи с этим поиски возможностей для улучшения процесса профессиональной социализации молодых специалистов в условиях трансформации трудовых отношений приобретают актуальную социальную значимость.
Современная социокультурная и образовательная ситуация свидетельствуют о наличии некоторых противоречий:
1) между теоретическими и практическими задачами, встающими перед выпускниками колледжей, новыми требованиями, предъявляемыми обществом к специалистам и реальным содержанием подготовки студентов, недостаточной теоретической и практической разработкой подходов к профессиональному образованию будущих специалистов;
2) между высокими требованиями к личности молодого специалиста и недостаточным вниманием к воспитанию профессионально важных личностных качеств у студентов.
Разрешением данных противоречий как раз и служит внедрение компетентностного подхода в структуру СПО. Компетентностный подход делает акцент на усиление связи образования с практикой, с реальными потребностями общества и олицетворяет инновационный процесс в образовании. На сегодняшний день существуют различные подходы и точки зрения определения понятия «компетентностный подход». Так, например, Тарасова Н. В. акцентирует внимание на результате образования, а в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях [11]. По мнению Лебедева О. Е., компетентностный подход есть ни что иное как совокупность общих принципов и определенных целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [7]. С точки зрения Боголюбова Л. Н., компетентностный подход предполагает значительное усиление практической направленности образования [1]. Таким образом, на лицо разное понимание и трактовка данного понятия. Однако, с нашей точки зрения, наиболее полное определение дано Ефремовой Н. Ф., согласно которому компетентностный подход нацелен на то, чтобы не увеличивать объем информированности человека в различных предметных областях, а научить его самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях [3]. В итоге, на сегодняшний день профессиональное образование, с точки зрения требований современного рынка труда, имеет основной своей целью подготовку конкурентоспособного специалиста, гибко реагирующего на запросы рынка.
В качестве интегрального результата образования сегодня выступают «компетенции». Анализ научной литературы показывает, что первоначальным базовым набором для определения компетенций были знания, умения и навыки, затем к ним добавились ценностные ориентации и поведенческие модели, потом — деятельностный контекст и, наконец, — способность к развитию. Так, в словаре Ожегова С.И компетенция определяется как круг вопросов, в которых данное лицо обладает авторитетностью, опытом [8]. Советский энциклопедический словарь ставит знак равенства между компетенцией и знаниями и опытом в той или иной области [10]. Маркова А. К. считает компетенцию индивидуальной характеристикой степени соответствия требованиям профессии. Согласно Иванову Д. О. компетенция — есть способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или выполнять задание (или вести деятельность), т. е. иными словами компетенция должна позволять получать индивидуально или общественно значимые продукты или результаты [7].
Хуторской А. В., в свою очередь, определяет компетенцию как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [12].
«Понятие компетентности», ? согласно разработчикам «Стратегии модернизации содержания общего образования, ? «? включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и т. д. [2].
И. А. Зимняя рассматривает компетенции как некие внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы действий, систем ценностей и отношений.
Н. Ф. Ефремова определяет компетенции как обобщенные и глубокие качества личности, отражающие ее способности наиболее универсально применять полученные знания, умения и опыт, владеть приемами принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях [3].
Итак, в целом, компетенция — это обобщенный способ действия, обеспечивающий продуктивное осуществление профессиональной деятельности. Это способность человека реализовывать на практике теоретические и эмпирические знания. В процессе выполнения различных видов деятельности и происходит реализация компетенций. Необходимо отметить, что в структуру компетенций входят мотивационный и эмоционально-волевой компоненты, а также опыт — объединение в единое целое отдельных действий, способов и приемов решения задач, усвоенных человеком.
В числе образовательных результатов, определенных стандартами профессионального образования третьего поколения, названы общие компетенции, которые понимаются как «универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда».
На современном этапе развития общества для молодого специалиста процесс формирования и развития общих компетенций является неотъемлемой составляющей его профессионального и карьерного развития, являющегося показателем успешной профессиональной социализации молодого специалиста и необходимого для эффективного осуществления той или иной профессиональной деятельности.
C введением стандартов третьего поколения, ориентация на личность и компетентность приобретает все более и более значимую роль, как в системе профессионального образования, так и на рынке труда, в частности для работодателей. Вне всяких сомнений, именно присущие компетенции позволят выпускникам колледжей существенно облегчить адаптацию к предстоящей профессиональной деятельности. Именно сегодня компетентные специалисты, способные эффективно работать в динамичных социально-экономических условиях, становятся все более и более востребованными на современном рынке труда. Ведь именно потребности развивающегося рынка труда, и потенциальные работодатели привели к формированию компетентностного подхода.
Литература:
1. Боголюбов Л. Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2002. — № 9. — С. 24
2. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. ЕФО, 1997.
3. Ефремова Н. Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание — М.: Национальное образование, 2012.- С.24
4. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования //Высшее образование сегодня. № 5. 2003.
5. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.- С.34
6. Иванов Д. О. О ключевых компетенциях и компетентностном подходе в образовании. — Школьные технологии. — 2007. — № 7. — С. 52.
7. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. — 2004. — № 5. — С. 3.
8. Ожегов С. И., Шведов Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — 1993. — С. 298.
9. Дж. Равен Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М., 2002. 396с.
10. Советский энциклопедический словарь. — М., 1995.
11. Тарасова, Н. В. Стратегия реализации компетентностного подхода в образовании: историко-педагогический аспект. Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. — М., 2007. — Вып. 1.
12. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А. В. Хуторского в РАО [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Эйдос: Интернет-журнал. 2002. 23 апр. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423–1.htm.