В статье рассматриваются основные особенности разработки факультативного курса по компьютерной графике для учащихся 9-х классов средней школы.
Ключевые слова:компьютерная графика, Gimp.
Современный этап развития общества характеризуется интенсивностью и глубиной информатизации всех его институтов. Существенную роль в этом процессе играет информатизация системы образования, которая осуществляет формирование и становление членов этого общества.
Сегодня, очевидно, что переход образования на качественно новый уровень, соответствующий одной из главных задач российского общества — воспроизводству конкурентоспособного кадрового потенциала, происходит не везде и не сразу, а только тогда, когда образовательное учреждение в качестве ядра концепции своего развития принимает процесс информатизации всего образовательного пространства и формирования информационной культуры.
Современный ученик должен уметь эффективно работать с информацией, создавать новую в различных доступных для восприятия формах и видах, значимую для других. Вырабатывать у себя тонкий информационный вкус: умение отделять полезное от бесполезного, более ценное от менее ценного, избегать недоброкачественной информации, неполной, недостоверной и устаревшей. Необходимым качеством выпускника становится высокий уровень информационной культуры: развитый интеллект, умение грамотно работать с любой информацией. При обучении большое значение имеют демонстрации на компьютере разнообразных продуктов графики: красочных рисунков, схем, чертежей, диаграмм, образцов анимационной и трехмерной графики. Знание компьютерной графики способствует повышению уровня компьютерной грамотности будущих выпускников. Процесс изучения графики недостаточно снабжен методическим обеспечением, что говорит о необходимости разработки методики формирования навыков работы в графическом редакторе. Профильное обучение позволяет вводить в учебный процесс факультативные курсы, которые дают возможность углубленно изучить некоторые аспекты информатики.
Факультативный курс для учащихся 9-х классов рассчитан на 19 часов, из них 3 часа по теории и 14 часов практики, 2 часа контрольных.
Ребята уже имеют начальные представления о работе с растровым графическим редактором GIMP из курса информатики 7 класса, но этого недостаточно. Актуальность работы несомненна в свете новых требований к содержанию образования по освоению учащимися информационных технологий.
Особенно актуальной в условиях школы является организация факультатива по информатике для подростков. Объясняется это тем, что с 5 по 7 класс изучение информатики как обязательного предмета, но учебная нагрузка 1 час в неделю недостаточна для того, чтобы удовлетворить потребность ребёнка в общении с компьютером, дать ему возможность проявить себя, самоутвердиться. Поэтому факультатив по информатике, организованный по принципу добровольности, не регламентированный необходимостью выставления оценки, проходящий в непринуждённой по сравнению с уроком атмосфере позволяет, не только организовать досуг детей, но и интенсивно влиять на развитие практических умений и навыков работы на компьютере.
На конкретных примерах будут рассмотрены возможности инструментов GIMP. По каждому занятию имеется домашнее задание, которое предусматривает работу за компьютером. Итоговое занятие состоит из двух частей: первая часть — подготовка дома, и вторая — работа в классе.
Цель факультативного курса - приобретение учащимися теоретических знаний и практических навыков по теме «Компьютерная графика», необходимых для дальнейшей практической деятельности.
Задачи факультативного курса:
- привитие навыков сознательного и рационального использования компьютера;
- знакомство форматами графических файлов;
- изучение возможностей растрового графического редактора GIMP.
Вся факультативная работа сводится, как правило, к решению следующих задач:
1. Выявить творческий потенциал и способности любого ребенка, независимо от оценок по предмету. (Важно привить понятие о ПК как инструменте, необходимом почти в любой области человеческой деятельности.)
2. Повысить интерес, увлечь учащихся предметом, привить любовь к информатике через совместную деятельность.
3. Стимулировать поисково-познавательную деятельность.
4. Научить работать в коллективе.
5. Сократить расстояние между учителем и учеником в общении.
В результате освоения теории учащиеся должны знать:
- виды компьютерной графики;
- достоинства и недостатки графического редактора GIMP.
В результате освоения практической части курса ребята должны уметь:
- выполнять как простое, так и сложное выделение объектов;
- работать со слоями;
- делать коллаж различной сложности;
- владеть возможностями цветокоррекции и заливки.
Содержание курса
В курсе «Компьютерная графика» рассматриваются:
- основные вопросы создания, редактирования изображений;
- особенности работы с изображениями в растровом графическом редакторе GIMP.
На факультативных занятиях предполагается применять разноуровневые задания. Разноуровневые задания составлены таким образом, что выполняя их учащиеся смогут овладеть всеми умениями и навыками данного курса.
Предлагаемые разноуровневые задания соответствуют работе по внутрипредметной дифференциации, так как есть:
- наличие вариантов (3 уровня);
- отличаются глубиной и объемом материала.
Все задания даны на разных уровнях сложности и разделены на три группы.
Задания I уровня — базовые. Они должны быть выполнены всеми учащимися.
Задания II и III уровней — повышенной сложности.
Процесс подбора заданий и разработка разноуровневых заданий трудоемкий, сложный [1,c.56]. Но разработав и проведя несколько разноуровневых заданий, видно преимущество дифференцированного подхода к обучению:
- повышение уровень мотивации;
- реализация желания учащихся быстрее и глубже продвигаться в образование;
- повышение уровня «Я» — концепция ученика.
В качестве проверки теоретических знаний можно использовать тесты и кроссворды, созданные в Excel [3,c.89].
Педагогическое тестирование — это форма измерения знаний учащихся, основанная на применении педагогических тестов. Включает в себя подготовку качественных тестов, собственно проведение тестирования и последующую обработку результатов, которая даёт оценку обученности тестируемых.
Педагогический тест — это инструмент оценивания обученности учащихся, состоящий из системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.
Тестовое задание — составная часть педагогического теста, отвечающая требованиям технологичности, формы, содержания и, кроме того, статистическим требованиям:
- известной трудности;
- достаточной вариации тестовых баллов;
- положительной корреляцией баллов задания с баллами по всему тесту.
В использованных тестах содержатся задания закрытые с выбором правильного ответа. Также для контроля можно использовать тесты, созданные в PowerPoint.
На факультативных занятиях можно использовать учебное электронное пособие. Электронное пособие по курсу представляет собой приложение, размещенный на сервере учебного компьютерного класса. Доступ к нему возможен с каждого рабочего места ученика по локальной компьютерной сети [2,c.102].
Электронное пособие включает учебный материал. Существенной особенностью электронного пособия, в отличие от традиционного книжного, является способ хранения содержащейся в нем информации, который предполагает возможность ее обновления, определяя тем самым потенциальный динамизм всех структурных элементов учебного пособия.
Учебный материал рассматриваемого электронного пособия сформирован на основе программы факультативного курса «Компьютерная графика» и представляет собой развернутый иллюстрированный гипертекст, который полностью соответствует тематике изучаемых в рамках курса разделов. Аппарат усвоения и ориентировки электронного пособия включает:
- теоретические разделы;
- контрольные вопросы;
- тесты;
- справку.
Рис. 1
Литература:
1. Дерешко Б. Ю. Компьютерные технологии в образовании: новые возможности и перспективы / Б. Ю. Дерешко // Телекоммуникации и информатизация образования. — 2008. — № 4. — С. 78–85.
2. Журова СМ. Внеурочные занятия по информатике/ С. М. Журова // Информатика и образование. — 2011. –5. — С. 8–13.
3. Залогова Л. А. Компьютерная графика. Элективный курс: учеб. пособие / Л. А. Залогова. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011. — 245 с.
4. Залогова Л. А. Практикум по компьютерной графике: учеб. пособие / Л. А. Залогова. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2012. — 320 с.