Особенности кредитной политики государства по защите экономических интересов отечественных товаропроизводителей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №8 (55) август 2013 г.

Дата публикации: 03.08.2013

Статья просмотрена: 338 раз

Библиографическое описание:

Школенко, О. Б. Особенности кредитной политики государства по защите экономических интересов отечественных товаропроизводителей / О. Б. Школенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 8 (55). — С. 265-268. — URL: https://moluch.ru/archive/55/7569/ (дата обращения: 18.12.2024).

Рыночные преобразования на современном этапе становления экономической системы Украины, сопровождается перестройкой в структуре финансовых ресурсов предприятий. При этом происходит также перестройка кредитной системы в виде расширения круга кредитных отношений, возникновении новых видов займов и кредитных инструментов. В результате возрастает роль эффективности использования финансовых ресурсов, оптимального распределения активов предприятия и источников их финансирования. Все это требует пересмотра ряда важных теоретических положений финансовых и кредитных отношений, дополнительной разработки и глубокого осмысления понятия финансово-кредитного обеспечения предприятий.

Среди украинских авторов исследовавших проблемы финансово-кредитного обеспечения предприятий аграрной сферы следует выделить Л. А. Мамуль, А. А. Непочатенко, И. И. Малый, М. Я. Демьяненко, А. М. Сомик, Г. В. Черевко, М. С. Ващик и много других. Вместе с тем изучение работ отечественных и зарубежных ученых свидетельствует, что отдельные проблемы требуют детальной проработки. Так, на сегодня необходимо более глубоко исследовать вопросы выявления экономических закономерностей действия инструментов и методов финансово-кредитного регулирования в сельском хозяйстве.

Европейские страны используют системы среднесрочного и долгосрочного кредитования. В которых можно отметить несколько подходов. Небольшие страны, например, Аргентина, Колумбия, Мексика, Чили удлиняют действие систем краткосрочного рефинансирования своих центральных банков и на среднесрочное и долгосрочное кредитование. Другие (например, Бразилия) долгосрочное финансирование осуществляется за счет ресурсов специального государственного фонда. В третьих странах созданы специальные учреждения для финансирования и банковского обслуживания более долгосрочных кредитов. Государство, как правило, дает гарантии в форме страхования кредитов от серии рисков. В частности: рисков неплатежей, рисков, испытываемых коммерческими банками в результате невозврата кредитов и т. д. Резервная система США планирует расширить свою программу стимулирования выдачи кредитов до 1 триллиона долларов. Этот «инструмент» оживит потребительское кредитование и выдачу займов для малого бизнеса [7].

Для усовершенствования порядка определения размера частичной компенсации, а соответственно и размера фактической (льготной) кредитной ставки для заемщика, целесообразно проанализировать зарубежный опыт, который свидетельствует о разнообразии подходов к решению этого вопроса. В частности, во Франции механизм действия льготных кредитов основывается на принципе бонификации — компенсации кредитору из средств государственного бюджета разницы между договорной процентной ставкой и ставкой льготного кредита. Размер льготной кредитной ставки является фиксированным, законодательно определенным и дифференцированным в зависимости от вида кредита: на обустройство хозяйства — 2,7–4 %, модернизацию — 2,7–5 %, развитие животноводства — 5–6 %, производство некоторых продуктов растениеводства — 6–10 %, земельные ссуды — 5,2 %, финансирование кооперативов по совместному использованию техники — 3,7–5 %. В Германии существуют две программы льготного кредитования «Программа инвестиционного стимулирования» и «Общая программа аграрных кредитов», в результате чего льготное кредитование осуществляется в виде кредитов, предоставленных по ставке 1 % годовых, или путем снижения ссудного процента действующих кредитов на 4–7 %. Соответственно для немецких сельскохозяйственных производителей, фиксированными являются либо ставка льготного кредита, или размер частичной компенсации.

В Австрии не устанавливается фиксированная ставка льготного кредита для сельскохозяйственных заемщиков. Льготный инвестиционный кредит австрийским фермерам дифференцирован в зависимости от вида кредита по двум уровням компенсационных доплат — 50 и 36 % действующей процентной ставки банка-кредитора. В США Ассоциация по делам фермеров финансирует программу по уменьшению кредитных процентных ставок с компенсацией 4 % от процентной ставки полученного кредита в коммерческих банках фермером или сельскохозяйственным товаропроизводителям [8].

Румынским сельскохозяйственным предприятиям частичная компенсация осуществлялась после возвращения льготного кредита в оговоренный срок в размере 70 % процентной ставки кредитора.

По нашему мнению, именно льготное кредитование предприятий аграрного сектора является эффективным, чем предоставляемые государством субвенции или дотации. А поэтому совершенствование механизма кредитного обеспечения этих предприятий со стороны банковских учреждений наиболее целесообразно в решении проблемы их финансирования.

По расчетам украинских ученых, объемы банковского кредитования аграрного сектора экономики Украины должны были быть на уровне 12 млрд. гривен (грн.). Для привлечения таких средств в государственном бюджете необходимо было заложить 1 млрд. грн. компенсационных выплат. Заложенные в бюджет расходы позволят уменьшить стоимость обслуживания кредитов в сумме 4–5 млрд. грн. Следовательно, дефицит оборотных средств составляет около 10 млрд. грн. [2, с. 150]. Финансирование программ удешевления кредитов на протяжении 2005–2010 годов осуществлялось на основании норм Порядка использования средств, предусмотренных в государственном бюджете для финансовой поддержки предприятий агропромышленного развития через механизм удешевления кредитов, ежегодно утверждаются постановлениями Кабинета Министров Украины. Указанными порядками определено целевое использование кредитов, механизм использования средств и размеры частичной компенсации процентной ставки по привлеченным предприятиями агропромышленного комплекса в банках кратко-, средне- и долгосрочным кредитам и займам. Порядок использования средств для льготного кредитования достаточно нестабильны и ежегодно меняются [5 с.100].

По мнению ученых, основная причина снижения уровня кредитного обеспечения предприятий аграрного сектора заключается в отсутствии залога и высоких процентных ставок по кредиту.

Процентные ставки в Украине, под которые сегодня предприятия привлекают кредиты, достигают уровня от 16,5 до 39 % годовых [4]. Проанализируем закономерность влияния процентной ставки на основной показатель социально-экономического развития государства–ВВП (рис.1).

Рис. 1. Моделирование влияния среднегодовой процентной ставки по кредитам на объем ВВП*

*Рассчитано автором

Данный рисунок 1 показывает, что одним из основных инструментов государственной политики защиты отечественных товаропроизводителей есть регулирование процентной ставки. Ведь уменьшение банками процентной ставки приводит к росту кредитования, предоставляет возможность отечественным предприятиям модернизировать производство и наращивать его объемы, а это способствует росту национальной экономики в целом. Как известно, основным показателем, характеризующим состояние экономики страны, является ВВП. При анализе наблюдаем обратную связь между среднегодовой процентной ставкой по кредитам в национальной валюте и объемом номинального ВВП.

Уравнение прямой на рис. 1. свидетельствует о том, что при росте среднегодовой процентной ставки по кредитам в национальной валюте на 1 % ВВП может уменьшиться на 1,5 %. Коэффициент детерминации R2 показывает, что вариация ВВП на 59 % обусловливается вариацией процентной ставки по кредитам, коэффициент корреляции R = 0,77 указывает на плотную связь между фактором и результатом. Проверка коэффициента детерминации на статистическую значимость по F-критерию Фишера показывает, что фактическое значение Fфакт = 11,3 больше теоретического в 2 раза. Фактическое значение t = 3,4 не входит в область [-2,306; 2,306], поэтому коэффициент корреляции модели статистически значим.

В США уровень государственной поддержки сельского хозяйства составляет 40 % от стоимости произведенной сельскохозяйственной продукции, в странах ЕС — 35 %, в Японии и Франции — 72 %, в Украине — 8,3 %. В странах ЕС государственной поддержке сельского хозяйства осуществляют путем предоставления аграриям дешевых кредитов и поддержание твердых цен, выполнение непосредственных выплат и т. д.. В Европе под государственное регулирование подпадает 90 % цен на сельскохозяйственную продукцию в виде субсидий для поддержки аграриев из-за высоких цен на средства производства [3, с. 19]. Для аграрных предприятий подавляющее количество кредитов, предоставленных коммерческими банками сроком от 1 года до 5 лет составляет 52,67 %, более 5 лет только 9,35 % от общего объема [1]. Это очень низкое обеспечение сельскохозяйственных предприятий долгосрочным кредитованием, так как для обновления основных фондов и аграрной техники необходимо время и большие денежные ресурсы. На данном этапе финансово-кредитного обеспечения агропредприятий необходимо принять меры с применением нетрадиционных форм и схем долгосрочного кредитования. К нетрадиционным источникам финансирования можно отнести: финансовый лизинг; факторинг; форфейтинг, использование венчурного капитала.

Из сказанного можно сделать вывод — финансовая ситуация в аграрном секторе экономики Украины действительно сложная, но в государстве все больше создаются условия для его стабильного и перспективного развития. Однако для этого необходимо осуществить еще много общегосударственных мероприятий, которые должны происходить в условиях политической стабильности. При анализе статистических показателей, автор сделал вывод, что государству Украины необходимо понижать процентные ставки по кредитам, соответственно это приведет к экономическому росту государства, увеличению объему ВВП и развитию национального товаропроизводителя в дальнейшем.

Финансовая поддержка предприятий через механизм удешевления кредитов является важной частью обеспечения аграрного сектора экономики, однако эта мера является временной, и она не решает сегодня проблемные вопросы кредитного рынка. Первоочередной задачей в государственной поддержке финансово-кредитного обеспечения предприятий АПК является пересмотр и утверждение новой нормативно-правовой базы, совершенствование механизмов залога, решение вопросов защиты прав кредиторов и заемщиков. Сельскохозяйственным предприятиям следует привлекать новые нетрадиционные формы и источники финансирования это улучшит материально-техническое обеспечение сельскохозяйственных производителей, уменьшит затраты на производство и повысит уровень конкурентоспособности отечественной продукции.

Литература:

1.         Бюлетень Национального банку Украины [Электронний ресурс] 2010.№ 7(208). ¾ Режим доступа к журн.: http://www.bank.gov.ua/Publication/econom.htm

2.         Демяненко М. Я. Фінанси в період реформування аг промислового виробництва /М. Я. Демяненко, В. М. Алейсенчук, А. Г. Борщ / За ред. М. Я. Демяненка. — К.: ІАЕ УААН, 2002. — С.150.

3.         Малий І.Й.Про романтизацію приватної власності на землю і кризу аграрного сектора / І.Й. Малий // Економічна теорія. — 2008. — № 3. — С. 11–20.

4.         Министерство Аграрной политики Украины — [Электронний ресурс]. — Режим доступа: http://www.minagro.gov.ua

5.         Непочатенко О. О. Державна підтримка АПК через удосконалення системи кредитування /О. О. Непочатенко // Економіка АПК. — 2008. — № 8. — С.95–100.

6.         Непочатенко О. О. Фінанси підприємств [Текст]: підручник / О. О. Непочатенко. Н. Ю. Мельничук. — К. «Центр учбової літератури», 2013. — 504 с.

7.         Сомик А. В. Особливості розвитку системи сільськогосподарського кредитування у зарубіжних країнах/ А. В. Сомик // Економіка України. — 2004. — № 8. — С. 54–59.

8.         Черевко Г. В., Ващик М. С. Система кредитування фермерства у США / Г. В. Черевко, М. С. Ващик // Фінанси України. — 2008. — № 7. — С. 102–104.

Основные термины (генерируются автоматически): процентная ставка, долгосрочное кредитование, кредит, льготный кредит, частичная компенсация, государственная поддержка, льготное кредитование, сельское хозяйство, среднегодовая процентная ставка, аграрный сектор.


Похожие статьи

Процессуальные особенности защиты прав потребителей по внешнеэкономическим сделкам

Об актуальности исследования проблем правового регулирования и реализации института банкротства физических лиц в Российской Федерации

Таможенное регулирование импорта сельскохозяйственной техники как инструмент реализации внешнеторговой политики России в условиях ЕАЭС

Эффективные механизмы взаимодействия институтов гражданского общества с органами исполнительной государственной власти в решении вопросов охраны труда

Эффективные пути совершенствования налогового механизма хозяйствующих субъектов

Отдельные аспекты обеспечения информационной безопасности деятельности органов местного самоуправления

Пути совершенствования таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ в условиях глобализации экономики

Проблемные аспекты внедрения системы управленческого учета затрат на предприятиях строительной отрасли

Проблематика существующих подходов к формированию информационной базы мониторинга и управления факторами рисков хозяйствующих субъектов

Особенности маркетинговой деятельности розничных торговых предприятий

Похожие статьи

Процессуальные особенности защиты прав потребителей по внешнеэкономическим сделкам

Об актуальности исследования проблем правового регулирования и реализации института банкротства физических лиц в Российской Федерации

Таможенное регулирование импорта сельскохозяйственной техники как инструмент реализации внешнеторговой политики России в условиях ЕАЭС

Эффективные механизмы взаимодействия институтов гражданского общества с органами исполнительной государственной власти в решении вопросов охраны труда

Эффективные пути совершенствования налогового механизма хозяйствующих субъектов

Отдельные аспекты обеспечения информационной безопасности деятельности органов местного самоуправления

Пути совершенствования таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ в условиях глобализации экономики

Проблемные аспекты внедрения системы управленческого учета затрат на предприятиях строительной отрасли

Проблематика существующих подходов к формированию информационной базы мониторинга и управления факторами рисков хозяйствующих субъектов

Особенности маркетинговой деятельности розничных торговых предприятий

Задать вопрос