В статье отмечается, что АПК испытывает дефицит человеческого капитала. Предложена методика расчета человеческого капитала и всех составляющих его элементов.
Ключевые слова: регион, агропромышленный комплекс, человеческий капитал.
Развитие агропромышленного комплекса является задачей не только продовольственной, но и национальной безопасности: в сельской местности проживает 25 % населения страны России [1].
Именно эта часть населения призвана обеспечить продовольственную безопасность страны, а их трудоустройство (недопущение безработицы) является задачей национальной безопасности.
Значимость данного комплекса подчеркивает выделение отдельной национальной программы «Развитие АПК».
В РФ за последние 10 лет объем производства сельского хозяйства увеличился более чем в 3,5 раза, в Центральном федеральном округе наблюдались такие же темпы, в Курской области увеличение составило 3,25 раза (21-е место в РФ в 2010 г.), в Белгородской области — 6,7 раза (4-е место в РФ в 2010 г.) (табл. 1) [1].
Таблица 1
Продукция сельского хозяйства (хозяйства всех категорий) (в фактически действовавших ценах; миллиардов рублей; 1980–1995 гг. — трлн. руб.)
1980 |
1990 |
1995 |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|
Продукция сельского хозяйства |
0,071 |
0,158 |
203,9 |
742,4 |
1380,9 |
1570,6 |
1931,6 |
2461,4 |
2515,9 |
2587,8 |
3261,7 |
в том числе: |
|||||||||||
растениеводства |
0,030 |
0,058 |
108,3 |
394,7 |
669,8 |
764,8 |
1002,4 |
1306,4 |
1238,9 |
1191,5 |
1703,5 |
животноводства |
0,041 |
0,100 |
95,6 |
347,7 |
711,1 |
805,8 |
929,2 |
1155,0 |
1277,0 |
1396,3 |
1558,2 |
Рост продукции сельского хозяйства обусловлен как благоприятной внешней конъюнктурой в анализируемом периоде, так и действиями органов федеральной власти, а также перетоком капитала, накопленного в 1990-е гг. в производственной сфере. Однако наблюдаются различия, причем значительные, в схожих по географическому положению регионах.
При разработке и реализации политики по стимулированию развития региональных АПК необходимо учитывать климатические условия, сложившуюся структуру, ресурсное обеспечение, состояние инфраструктуры и социальной сферы, результативность административных механизмов регулирования.
Агропромышленный комплекс Курской области представлен 340 сельскохозяйственными организациями различных форм собственности, 1273 крестьянских (фермерских) хозяйств, 232,4 тыс. личных подсобных хозяйств. В сельском хозяйстве сосредоточена четверть трудовых ресурсов, потребительский рынок региона почти на 75 % формируется из продовольствия и товаров, производимых из сельскохозяйственного сырья.
Для перехода к долгосрочному устойчивому развитию регионального АПК Курской области необходимо сбалансированное обеспечение качественными ресурсами: основными фондами, работниками, поддержкой со стороны органов власти.
Опрос представителей предприятий АПК (ООО «Теткинский сахарный завод», ЗАО «Курскхлеб», ООО «Сыродел» и т. п.) показал, что в настоящее время большинство предприятий столкнулись с дефицитом человеческого капитала — слабой начальной подготовкой, низкой заинтересованностью работников в самообучении, отсутствием, зачастую, нравственных начал (выражается в постоянных попытках обманывать) и т. п. [2].
Человеческий капитал представляет собой совокупность знаний, навыков, запас физического и психического здоровья, нравственных установок, а также уровень интеграции в гражданское общество.
Возрастание значения человеческого капитала связано с переходом к постиндустриальному обществу, производству инновационной продукции и товаров высокой степени переработки (с высокой долей добавленной стоимости). Это, в свою очередь, требует затрат труда квалифицированных работников, представителей научного сообщества, способных разрабатывать инновационные продукцию и технологии. Развитие человеческого капитала необходимо и для соответствующего восприятия нововведений.
В современной российской экономике, испытывающей в некоторых отраслях дефицит трудовых ресурсов, развитие человеческого капитала приведет к росту производительности труда и снижению остроты проблемы нехватки кадров.
Человеческий капитал достаточно сложно детерминировать и выявить корреляционную связь с объемом производства. Отчасти это связано с направленностью в будущее, на перспективу. При этом временной лаг между инвестициями в развитие человеческого капитала и отдачей (выраженной в росте социально-экономических показателей) определить проблематично.
Человеческий капитал предполагается рассчитывать для производственной подсистемы следующим образом:
, (1)
где ИРЧП — индекс развития человеческого потенциала определяется по методике ООН и приводится (для страны) в статистической отчетности (для региона рассчитывается самостоятельно);
Иреал — индекс реализации человеческого потенциала;
Инауч — индекс научного развития человеческого капитала;
Инрав — индекс нравственного развития населения.
Индексы представляют собой темпы роста, каждый индекс — комплексный показатель, рассчитываемый по статистическим данным.
Индекс реализации человеческого потенциала определяется путем перемножения темпов изменения миграции и безработицы и может быть представлен в следующем виде:
, (2)
Рмигр — темп изменения миграции;
Рбезр — темп изменения уровня безработицы.
Еще одним вариантом расчета индекса реализации человеческого потенциала является частное от объема финансирования на развитие человеческого капитала (гранты, стипендии, конкурсы, материнский капитал) из бюджетов всех уровней к общей сумме расходной части. От реализации человеческого потенциала зависит социально-экономическое развитие страны — в СССР человеческий потенциал был достаточно высоким, однако отсутствовали механизмы его реализации, а после распада государства и снижения уровня жизни населения, большая его часть эмигрировала за границу («утечка мозгов»), другая часть — деградировала в результате отсутствия спроса. Напротив, экономически развитые страны привлекают его посредством различных стимулирующих мероприятий.
Индекс научного развития человеческого капитала определяется приростом численности научных сотрудников НИИ. В целом для страны индекс научного развития человеческого капитала может определяться как отношение количества патентов, авторских свидетельств и т. п., доведенных до практического применения, внедрения в производство, коммерциализации, к общему их числу.
Индекс нравственного развития населения рассчитывается путем перемножения динамики преступности и приростом количества детей в детских домах.
В целом человеческий капитал достаточно сложно рассчитать для сельской местности, однако при тесном взаимодействии с территориальными органами статистики и предприятиями АПК это возможно.
Так, в Курской области индекс научного развития необходимо определять перемножением прироста научных кадров НИИ (НИИ «Сахарной промышленности», НИИ «АПК» и т. п.) и количества внедренных разработок (значимых для предприятия (т. е. приносящих дополнительный доход, урожайность, экономию и т. п.)). Индекс нравственности определяется по данным полиции приростом преступности, индекс реализации человеческого потенциала — путем перемножения темпов изменения миграции и безработицы.
Предварительные расчеты (нельзя считать репрезентативными) показывают, что экстенсивное развитие АПК Курской области может происходить только посредством перманентного увеличения объема финансирования. Однако в условиях ограниченности средств это достаточно проблематично, особенно для Курской области, т. к. она не входит в число регионов, где реализуются «пилотные» проекты.
В таких условиях возникает необходимость развития человеческого капитала, т. к. на начальном этапе это требует меньших затрат по сравнению с увеличением инвестиций в основные средства, а его положительное изменение (по предварительным расчетам) приводит к росту валовой продукции АПК.
В дальнейшем необходимо разработать комплекс мер (комитет АПК Курской области совместно с представителями научного сообщества) для перехода к долгосрочному устойчивому развитию, среди которых обязательно:
- административными и экономическими механизмами мотивировать высококвалифицированные кадры (прежде всего, 25–35 лет) оставаться в сельской местности. Для этого создать необходимые условия для жизнедеятельности, развивать инфраструктуру. В настоящее время в области закончился период реализации государственной программы развития сельского хозяйства до 2012 г., осуществляется 20 инвестиционных соглашений; проводится активная работа по социальному обустройству села;
- максимально снизить административные барьеры (именно в этом, по мнению некоторых экспертов, заключается значительное различие в развитии АПК соседних Курской и Белгородской областей);
- стимулировать развитие торговли отечественными (прежде всего, курскими) продуктами АПК (через розничные торговые сети и оптовые базы);
- максимальная поддержка органами власти региона развития производственной базы АПК (формы могут быть самыми разными — беспроцентные ссуды, поручительство и т. п.).
Комплексная реализация вышеуказанных мер позволит убрать барьеры на пути перехода к стратегии устойчивого развития.
Литература:
1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru.
2. Коварда В. В. Региональный агропромышленный комплекс: структура, ресурсное обеспечение и пути перехода к долгосрочному устойчивому развитию // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 26 (260). С. 59–64.