В статье представлены результаты исследований относительно подготовки рабочих по профессии «оператор компьютерного набора». Представлена и описала модель формирования их профессиональной компетентности в процессе профессиональной подготовки в профессионально-технических (профессиональных) учебных заведениях.
Ключевые слова:профессиональная подготовка, компетентностный подход, профессиональная компетентность, оператор компьютерного набора, модель.
Высокие темпы развития науки и техники обеспечивают постоянную актуальность вопроса качественной профессиональной подготовки рабочих кадров, способных эффективно функционировать в современных постоянно меняющихся условиях. Среди профессиональных направлений, которые имеют наиболее быстрые темпы развития и требуют постоянного обновления знаний, умений и навыков, главное место занимают профессии, связанные с информационными технологиями (Ю. О. Жалдак, Н. В. Морзе и др.). Одной из них является оператор компьютерного набора. Практика показывает, что образовательная система, основанная на передаче знаний, умений и навыков, не способна в полной мере подготовить мобильных, конкурентоспособных рабочих по этой профессии. Поэтому появляется необходимость в переориентации парадигмы их профессиональной подготовки.
Поиск путей решения противоречия между постоянно растущими требованиями к учебно-производственному процессу и системной профессиональной подготовки рабочих кадров связывают с разными направлениями в педагогической теории. Одним из ведущих направлений сегодня является компетентностный подход. Он предусматривает формирование целостного опыта решения профессиональных заданий, выполнения функций и т. д. При этом предметные знания не исключаются из структуры образовательного процесса, а выполняют подчиненную ориентирующую функцию.
Целью статьи является составление модели формирования профессиональной компетентности у будущих операторов компьютерного набора в профессионально-технических (профессиональных) учебных заведениях.
Для целостного процесса формирования профессиональной компетентности будущих операторов компьютерного набора важным является создание соответствующей модели. Понятие «модель» определяется А. Я. Дуткой как «условный образ объекта или процесса, который изучается и отображает его основные характеристики и используется в процессе исследования» [1, с. 91]. Под моделированием понимается «один из методов научного познания, который основывается на замене изучаемого предмета или явления их аналогом, моделью, которые одержат существенные черты оригинала, с целью принятия соответствующих управленческих решений» [1, с. 91]. Моделирование предусматривает представление структурных компонентов профессиональной компетентности будущих операторов компьютерного набора в их взаимосвязи.
Целью моделирования является повышение качества профессиональной подготовки операторов компьютерного набора в профессионально-технических (профессиональных) учебных заведениях на базе компетентностного подхода. В качестве объекта моделирования выступает процесс формирования профессиональной компетентности у будущих операторов компьютерного набора.
Модель формирования профессиональной компетентности предназначена для достижения в профессиональном образовании триединой цели. Образовательная: усовершенствование когнитивного и деятельностного компонентов профессиональной компетентности путем освоения способов и приемов получения профессиональных знаний, умений и навыков. Формирование собственного алгоритма профессиональной деятельности с целью реализации собственных профессиональных возможностей и их непрерывного усовершенствования. Воспитательная: реализация мотивационного компонента, заключающегося в формировании профессионального интереса, понимании социальной и экономической важности профессии. Развивающая: реализация личностного компонента, который обеспечивает формирование целостной картины мира и развитие абстрактного мышления. Понятно, что приведенное деление является условным, все компоненты реализуются взаимозависимо.
Модель формирования профессиональной компетентности представлена логико-структурной схемой, составляющие которой можно условно разделить на четыре блока: целевой, содержательный, операционный и результативный.
Стартовой позицией процесса формирования профессиональной компетентности операторов компьютерного набора (ОКН) является потребность общества в рабочих кадрах в этом направлении. Она обуславливает появление социального заказа на подготовку квалифицированных рабочих по профессии «оператор компьютерного набора». С учетом ведущих тенденций в сфере педагогической науки цель профессиональной подготовки ОКН заключается в формировании профессиональной компетентности.
Содержательный блок включает методологические подходы к организации учебного процесса, дидактические принципы и педагогические условия, с помощью которых регулируется учебный процесс. Мы отмечали ранее, что основным методологическим подходом, в достижении поставленной нами цели является компетентностный подход. Он призван обеспечить наличие у учеников интегрированных способностей, которые имеют существенное значение на современном рынке труда. Однако мы не абстрагируемся от других ведущих подходов к образовательному процессу. Важную роль в формировании профессиональной компетентности операторов компьютерного набора играют также деятельностный, личностно-ориентированный и системный подходы.
Методологические подходы, в свою очередь, связаны с дидактическими принципами образовательного процесса. Безусловно, важным обстоятельством для достижения наилучшего результата образовательного процесса является соблюдение общедидактических принципов. Однако мы выделим наиболее важные для процесса профессиональной подготовки операторов компьютерного набора.
Принцип научности предполагает формирование профессиональной деятельности, базируясь на достижениях науки, а также использовать их для решения профессиональных задач. Этот принцип предусматривает также использование общих социально значимых знаний в профессиональной деятельности.
Принцип системности и последовательности изложения материала обеспечивает результативность при постепенном овладении учениками профессиональной компетентности посредством объединения отдельных учебных предметов в единую картину профессиональной деятельности.
Принцип оптимальности заключается в том, что в условиях постоянно растущего количества необходимых работнику знаний, умений, навыков, способностей, в учебном процессе поддерживается баланс между допустимой учебной нагрузкой и достаточностью учебного материала для последующего профессионального самообразования.
Принцип практикоориентированности обеспечивает прикладной характер изучаемых дисциплин, обеспечивает понимание и способность использования изученного материала в профессиональной деятельности. Так как «самые большие трудности заключаются в переходе от информации, которая циркулирует в системе обучения, к самостоятельным профессиональным действиям» [2, с. 135], то целью принципа является максимальное упрощение такого перехода;
Принцип проектирования и моделирования учебной деятельности определяет пути достижения результата, а также методы, формы и средства, при использовании которых результат, — сформированность профессиональной компетентности, — будет оптимальным.
Принципы конкретизируются педагогическими условиями: фундаментализации учебного материала профессионально направленных дисциплин, отображения в содержании профессиональной подготовки особенностей информационной деятельности ОКН, направленности профессиональной подготовки на формирование самообразовательной компетентности.
Сущность фундаментальности профессиональной подготовки ОКН заключается в том, что ученик в процессе обучения осваивает основные законы, принципы, связанные с профессиональной деятельностью, а также алгоритмы их использования. При этом главным считается понимание основных положений и практического их значения, формирование способности к использованию их в различных производственных ситуациях. Освоение же конкретных умений и навыков при таком подходе занимает второе место. То есть, если ученик «… освоит на нескольких частных явлениях основные инвариантные знания, умения, навыки, которые продолжают множество частных знаний как свои варианты, то далее он будет способен разобраться самостоятельно в большинстве случаев без дополнительного специального обучения» [3, с. 114]. При этом использование фундаментальных знаний как теоретической базы в профессиональной подготовке ОКН не ставит целью приближение их к образовательному уровню выпускников ВУЗ, а, придерживаясь уровня профессионально-технического (профессионального) образования, стремится сделать будущих рабочих более гибкими на рынке труда, подготовить их к профессиональной мобильности в современном обществе.
Важность отображения в содержании профессиональной подготовки особенностей информационной деятельности обусловлена профессиональной направленностью ОКН на постоянную работу с информационными ресурсами посредством информационных технологий. В учебном процессе, как правило, первенство отдается технической составляющей в ущерб информационной. Важно усилить информационную составляющую за счет расширения знаний о видах и свойствах информации, информационных процессах и т. д.
Актуальность обеспечения направленности профессиональной подготовки на формирование самообразовательной компетентности объясняется спецификой профессиональной деятельности ОКН. Постоянное развитие информационных технологий имеет обратную связь с уровнем профессиональной компетентности рабочих. Для поддержания профессионального уровня рабочему необходимо самостоятельно обновлять и расширять знания, умения и навыки профессиональной деятельности. Однако способность и готовность к этому необходимо сформировать в процессе начальной профессиональной подготовки. Поэтому наличие самообразовательной компетентности является одним из главных условий сформированности профессиональной компетентности рабочего по профессии «оператор компьютерного набора».
Операционный блок модели представлен посредством форм, методов и средств профессиональной подготовки будущих ОКН в профессионально-технических (профессиональных) учебных заведениях. Профессиональная компетентность не может быть изолированной от конкретных условий, в которых она формируется, и система форм, методов и средств призвана не столько для формирования знаний, умений и навыков, но и для мобилизации формирования и проявления уже имеющейся компетентности. Существует много методов обучения, которые в разной мере вовлекают учеников в активную учебную деятельность. Многие ученые, изучавшие влияние педагогических методов в учебном процессе, показывают результативность всех существующих методов в зависимости от условий, в которых они реализуются. Поэтому мы придерживаемся точки зрения о том, что в реальном учебном процессе не целесообразно отдавать преимущество нескольким методам. Наша позиция заключается в гармоничном использовании активных методов вместе с репродуктивными. Это позволит сделать учебный процесс разноплановым, продуктивным и интересным для учеников.
К такой же мысли мы склоняемся относительно выбора форм организации учебного процесса. Так как каждая из таких форм, — фронтальная, групповая, индивидуальная, — является эффективной в определенных условиях и доказала свое право на существование. Так, например, фронтальная форма помогает ученикам достойно представлять себя среди коллег, использование групповой формы помогает ученикам учиться работать в команде, сотрудничать; индивидуальная форма работы воспитывает самостоятельность. Вы выделили только некоторые преимущества каждой из форм организации учебной деятельности, которые обусловливают использование каждой из них. Однако выделенные ранее педагогические условия формирования профессиональной компетентности обуславливают использование индивидуальной формы как основополагающей для формирования самообразовательной компетентности.
Рис. 1. Модель формирования профессиональной компетентности будущих операторов компьютерного набора в профессионально-технических учебных заведениях
Результативный блок включает критерии, показатели и уровни сформированности профессиональной компетентности квалифицированных рабочих по профессии «оператор компьютерного набора» и непосредственно результат, которого необходимо достичь. На основе результатов анализа профессиональной деятельности ОКН и базируясь на ранее выделенных составляющих их профессиональной компетентности, нами было выделено четыре критерия.
Когнитивный критерий предназначен для оценки базовых знаний, которые дают возможность осваивать значительное количество профессионально значимой информации. Деятельностный критерий помогает оценить практическую реализацию полученного профессионального образования, предусматривает оценку эффективности решения профессиональных задач. Мотивационно-ценностный критерий необходим для оценки сформированных ценностных ориентаций в профессиональной сфере, осознанность социального значения собственной профессиональной деятельности. С помощью личностного критерия диагностируют готовность к самостоятельному овладению профессиональной компетентности, т. е. способность к самообразованию.
Результатом внедрения модели формирования профессиональной компетентности у будущих операторов компьютерного набора является подготовка компетентного рабочего, способного оперативно реагировать на изменения на рабочем месте, анализировать собственный уровень профессиональной компетентности, намечать пути ее повышения и достичь поставленной цели.
Таким образом, профессии связанные с постоянно развивающимися информационными технологиями, нуждаются в постоянном внимании педагогов. Анализ современных исследований и их интеграция позволили нам разработать модель формирования профессиональной компетентности будущих операторов компьютерного набора с целью повышения результативности их профессиональной подготовки. Это позволит в дальнейшем облегчить профессиональную адаптацию выпускников и поддерживание профессиональной компетентности на надлежащем уровне.
Литература:
1. Дутка Г. Я. Педагогіка, математика, економіка: словник базових термінів / Г. Я. Дутка. — К.: УБС НБУ, 2009. — 360 с.
2. Бойко Н.І. Організація самостійної роботи студентів вищих навчальних закладів в умовах застосування інформаційно-комунікаційних технологій [Текст]: дис.... канд. пед. наук: 13.00.04. — К.: 2007. — 239 с.
3. Дутка Г. Я. Принцип фундаменталізації та його реалізація у математичній підготовці майбутніх економістів [Текст]: дис.... д-ра пед. наук: 13.00.04. — К.: 2009. — 472 с.