Появление в 20-м веке новых информационных систем и технологий стало информационной революцией. По своей информационной насыщенности, по темпу, по глобальности в истории человечества нет аналогов этому процессу. Постоянные изменения, скорость и движение — под таким девизом живёт современный мир. Расстояния и время перестают быть ограничениями.
Сегодня большинство руководителей и собственников отечественных предприятий ищут метод повышения эффективности своего бизнеса. Одним из них является изменение управления.
Для повышения эффективность управления существует несколько методик, но наиболее передовая идея заключается в переходе от функционального к процессному управлению. Процессный подход, не разрушая функциональный менеджмент, позволяет руководителям определять и управлять ключевыми процессами, соединить отдельные процессы, выбросить лишние и исключить дублирующие процессы, выявить те процессы, которые можно и нужно осуществлять параллельно.
В таком переходе стал нуждаться один медицинский центр, так как предприятие стало расширяться и функциональное управление в нём стало узким местом. Для перехода к процессному управлению разработана процессная модель, показанная на рисунке 1.
Рис. 1. Процессное управление с точками контроля
Но для начала перехода потребовался инструмент, связывающий весь бизнес-процесс центра в единую систему.
Современные медицинские организации производят и накапливают огромные объемы данных. От эффективности использования этой информации врачами, руководителями, управляющими органами, зависит качество медицинской помощи, общий уровень жизни населения, уровень развития страны в целом.
До недавнего времени в российском здравоохранении почти полностью отсутствовала автоматизация. Карты, бюллетени, процедурные отчеты, учет пациентов, лекарственных препаратов — весь документооборот производился на бумаге. Это сказывалось на скорости, а следовательно, и качестве обслуживания пациентов, затрудняло работу врачебного, медицинского персонала, что вело к большим затратам времени на заполнение карт и составление отчетов. Это осложняло руководство медицинского центра и работу контролирующих органов.
Эффективность функционирования во многом зависит от используемой информационной системы. При рассмотрении существующих на рынке программных решений для небольших медицинских центров можно отметить что это либо системы для одного офиса, либо модульные дорогостоящие решения, предполагающее централизацию всего функционала на одном конкретном решении. Формирование IT инфраструктуры небольшого предприятия на основе такого продукта оборачивается не только значительными материальными затратами и переобучением всего персонала, но и необходимостью вручную переносить и обобщать по подсистемам все записи пациентов. Поскольку эти записи разрознены, в случае централизации придется либо «потерять» часть данных либо проводить длительную выборку по всем записям для каждого пациента, постепенно сводя данные в единую базу.
Поэтому для МЦ было предложено произвести горизонтальную интеграцию на базе сервисной шины предприятия, которая позволяет связать существующие разрозненные вычислительные системы в одну информационную среду.
Интеграция между таблицами баз данных различных приложений, будет осуществлена на основе сервисной шины Mule, которая позволяет принимать и передавать данные в определенном формате, а оконечные модули представляют собой адаптеры к базам данных приложений.
Такая схема позволяет не вносить изменения в существующие программное обеспечение и получить уникальный сервис взаимодействия между несколькими типами баз данных (рисунок 2).
Mule ESB — это лёгкая и гибкая платформа, легко адаптируемая в существующую инфраструктуру, так же достаточно надёжная для обеспечения бесперебойной работы самых крупных и требовательных корпоративных реализаций SOA.
Mule — система маршрутизации сообщений, которая позволяет организовать обмен данными между различными программными приложениями. Mule относится к свободному программному обеспечению с открытым кодом, распространяемому по CPAL-лицензии. Это означает, что нет необходимости платить за использование системы, а положения CPAL-лицензии позволяют провести необходимые модернизации. [1]
Рис. 2. Горизонтальная интеграция
Для начала разработки, потребовалась система ввода первоначальных данных, которая смогла бы рассылать весь поток нужной информации остальным приложениям.
Для этого было разработано приложения «Регистратура» реализованное как корпоративное клиент-серверное приложение, с изоляцией основного кода программы от базы данных и клиентской части.
Рис. 3. Архитектура приложения
Преимущество разработанной архитектуры заключается в том, что сами системы могут произвольно меняться. При этом никаких изменений в других системах не потребуется. Кроме этого вновь подключаемая система сразу получит доступ ко всем остальным подсистемам.
Приложение написано с использованием технологии быстрого программирования RAD — это жизненный цикл процесса проектирования, созданный для достижения более высоких скорости разработки и качества ПО, чем это возможно при традиционном подходе к проектированию.
Главная идея RAD технологии состоит в том, чтобы как можно быстрее донести до заказчика результаты разработки, пусть и не в полном виде. [2]
В итоге работы информационная система упростит систему принятия решений, ускорит документооборот, сократит информационные издержки, создаст гибкую и оперативную обратную связь между участниками бизнес-процесса. Обеспечит прозрачности бизнеса, улучшит управляемость, повысит скорость обслуживания клиентов. Более точно будет нормироваться каждая операция, оцениваться стоимость каждой операции в процессе, устанавливаться затратные центры и определяться структуру затрат в тех местах, где ранее это было практически невозможно.
Литература:
1. Citeck [электронный ресурс]: информационный портал — режим доступа http://www.citeck.ru/mule-esb.
2. Блок Алексея Коновалова [электронный ресурс]: информационный портал — режим доступа: http://fastwebdevelop.ru.