Совершенствование амбулаторно-поликлинической службы широко обсуждается организаторами отечественного здравоохранения на протяжении последних 20 лет в поиске оптимального пути развития и рационального внедрения с минимальными потерями многолетнего опыта территориально-участкового принципа обслуживания населения. Организация участковой службы оценивается с критических позиций как населения, так и самих специалистов, работающих в этой системе, особенно представляет планово-организационный интерес для руководителей сравнительный аспект в условиях модернизации первичного звена. Именно от состояния амбулаторно-поликлинической помощи зависят эффективность и качество деятельности всей системы здравоохранения, а также решение многих медико-социальных проблем [1]. Первичное звено должно обеспечить гарантированный минимум медицинской, психологической и социальной помощи, доступность медицинских и социальных услуг, комплексность обслуживания, координацию с другими службами здравоохранения, непрерывность наблюдения за ведением пациентов, их информированность о состоянии здоровья, методах лечения, ожидаемых результатах и т. д. [2]. Развитие амбулаторно-поликлинической службы являлось одним из главных элементов приоритетного национального проекта «Здоровье»: укрепление первичного звена здравоохранения и повышение роли участковой службы, используя метод экономического стимулирования. В условиях модернизации, по-нашему мнению, не был учтен компонент «психологической устойчивости» специалистов участковой службы, а также не предусматривался элемент повышения престижа участкового врача, что в дальнейшем привело к изменениям показателей кадровых ресурсов.
Нами проведен анализ и дана оценка показателей штатов участковой службы г. Оренбурга в динамике за 2008–2011гг. Проведено анкетирование студентов медицинского ВУЗа с выявлением заинтересованности будущих специалистов в желании работать участковым врачом.
Для анализа оценки показателей использовались информационно-аналитические сборники о состоянии здоровья населения и деятельности муниципальных ЛПУ г.Оренбурга в 2008–2011гг. При анкетировании студентов использовалась специально разработанная анкета на основе методологических принципов проведения социологических исследований, предложенная А. В. Решетниковым [3].
Экономическое стимулирование участковых врачей в рамках Национального проекта «Здоровье» по данным официальной статистики отдела автоматизации управления здравоохранения администрации г.Оренбурга привело к 100 % укомплектованности участковой службы города на конец 2006 года, сохраняя этот показатель в течении следующего года. Появились врачи на участках частного типа рассления, а также отдаленного от поликлиники более среднего радиуса обслуживания учреждения, население которых не имело постоянного врача более 7 лет. Далее на фоне снижающейся численности взрослого населения, следовательно и снижающегося количества территориальных участков, происходит снижение и показателя укомплектованности участковыми терапевтами (до 92,1 % в 2011г.) и до 96,8 % снизился показатель укомплектованности участковыми педиатрами, сопровождающейся высокой текучестью молодых специалистов. Объясняют увольнение врачи нахождением другого места работы с другими условиями труда в 44,3 % случаях, невозможностью справляться с высокой нагрузкой и большим объемом работы — 32,9 %.
Нами проведено анкетирование студентов 5 курса лечебного и педиатрического факультетов в 2007г. (297 студентов) и 2013г. (312 студентов) после прохождения летней производственной практики в поликлиниках области на производственных базах. За период прохождения студенты ознакомились с организацией работы поликлиники медицинского учреждения, с организацией работы персонала медицинского учреждения, с медицинской документацией, с формами и методами повышения квалификации врачебного и сестринского персонала поликлиники в условиях реальной работы медицинской организации. Студенты имели возможность сравнить теоретическую информацию, ранее полученную на цикле по курсу общественное здоровье и здравоохранение, и реализации нормативно-организационных документов на практике, абсолютно не обремененные зависимостью от руководства, приближенные к уровню экспертной оценки с позиции населения и врача одновременно и с максимально информирование в вопросах модернизации отечественного здравоохранения. Так как анкетирование носило пилотажный характер, нами не учитывался уровень подготовки студента (успеваемость по основным специальностям).
В 2007 году на вопрос «Хотите ли Вы работать участковым терапевтом (педиатром)≤», «нет» ответило 87,7 % респондентов. Рассматривают как вариант, если не найдут другую должность 32,4 % из выбравших отрицательный ответ. Принадлежность к факультетам не имела существенных различий в ответах, поэтому нами представляется в виде показателей от общего числа респондентов. Результаты опроса 2013 года поразили отсутствием минимальной заинтересованности: 99,4 % респондентов не хотят работать участковыми врачами (всего 2 студента дали положительный ответ). Заинтересовывает денежное стимулирование 30,4 % опрошенных студентов, 92,6 % респондентов высказали интерес к условиям труда. Из негативного влияния на ответ в выборе должности участкового врача среди всех вариантов ответов студенты ставили на 1-е место отсутствие престижа профессии (52,4 %), на 2-е место — высокой нагрузке (23,4 %) и 3-е место занял ответ «Это не мое» (11,4 %).
Результаты анализа показателей укомплектованности кадрами, а также данных анкетирования убеждают в необходимости пересмотра и поиска механизмов, обеспечивающих повышение престижа участкового врача.
Литература:
1. Клюковкин К. С. Научное обоснование совершенствования организации, планирования и финансирования амбулаторно-поликлинической помощи в крупном городе: диссертация... доктора медицинских наук:.- Санкт-Петербург, 2009.- 342 с.: ил.
2. Ростовцева Н. Ю. Роль участковой терапевтической службы в повышении качества амбулаторно-поликлинической помощи населению: диссертация... кандидата медицинских наук:.- Красноярск, 2004.- 198 с.
3. Решетников А. В».Социология медицины»: ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 864 с.