Развитие конкурентных отношений на рынке труда повышает эффективность его функционирования, что актуализирует выбранную область исследования.
Структурные изменения и дисбалансы, характерные для двадцатилетнего периода существования современного российского рынка труда, остаются его ключевой проблемой [4,5]. При нехватке рабочих профессий отечественный рынок труда переполнен специалистами с высшим образованием, из которых по специальности трудоустраивается, в среднем, 48–52 %; при нехватке инженерных кадров — на рынке значительный переизбыток юристов и экономистов [13].
Для современного рынка труда г. Оренбурга и Оренбургской области характерна общероссийская тенденция: рост спроса на технических специалистов опережает рост спроса на квалифицированную рабочую силу, что наглядно иллюстрирует рисунок 1.
Рис. 1. Спрос и предложение на рынке труда Оренбургской области (по состоянию на конец апреля 2013 г.)
Источник: составлено автором по: [9].
Данные диаграммы свидетельствуют о том, что наибольшим спросом на рынке труда Оренбургской области (77,3 %) пользуются рабочие профессии, предложение по которым ниже спроса в 2 раза (отклонение +9828). Доля же вакансий для специалистов с высшим образованием составляет 22,7 %, предложение по ним так же ниже спроса (в 1,2 раза, отклонение +1237). В целом спрос (вакансии работодателей) значительно превышает предложение рабочей силы (резюме соискателей).
Перечень востребованных должностей с высшим образованием представлен в таблице 1.
Таблица 1
Спрос и предложение квалифицированной рабочей силы (востребованных должностей с высшим образованием) на региональном рынке труда, чел. (по состоянию на конец апреля 2013 г.)
Наименование |
Спрос на рабочую силу |
Наименование |
Предложение рабочей силы |
врач |
667 |
бухгалтер |
411 |
менеджер |
290 |
менеджер |
215 |
бухгалтер |
271 |
инженер |
192 |
инженер |
203 |
экономист |
163 |
делопроизводитель |
160 |
юрисконсульт |
155 |
воспитатель |
121 |
техник |
151 |
юрисконсульт |
95 |
кассир |
112 |
Источник: [9].
Перечень востребованных рабочих профессий представлен в таблице 2.
Таблица 2
Спрос и предложение рабочих профессий на региональном рынке труда, чел. (по состоянию на конец апреля 2013 г.)
Наименование |
Спрос на рабочую силу |
Наименование |
Предложение рабочей силы |
каменщик |
1291 |
водитель |
625 |
штукатур |
1272 |
сторож, вахтер |
214 |
овощевод |
798 |
повар |
220 |
водитель |
759 |
электрогазосварщик |
202 |
электромонтер |
665 |
тракторист |
188 |
тракторист |
410 |
слесарь-ремонтник |
151 |
Источник: [9].
Анализируя данные, представленные на диаграмме и в таблицах 1 и 2, сформулируем следующие выводы: (1) для регионального рынка труда характерен дисбаланс спроса и предложения рабочей силы; (2) превышение спроса на рабочую силу над предложением рабочей силы по специальностям «водитель автобусов», «тракторист» и др. означает наличие конкуренции между работодателями. Рынок труда области нуждается также в каменщиках, штукатурах, овощеводах, электромонтерах, что подтверждают данные таблицы 2; (3) наблюдается перенасыщение на рынке рабочих мест бухгалтеров, юристов и т. п., что свидетельствует о конкуренции между работниками этих избыточных специальностей.
Итак, рынок труда г. Оренбурга и Оренбургской области характеризуется дефицитом рабочих профессий. При этом около 50 % безработных имеют высшее и среднее специальное образование [10].
В январе-июне 2013 года в органы труда и занятости населения Оренбургской области за содействием в поиске подходящей работы в 2013 г. обратилось 29,1 тыс. чел. (на 12,3 % больше, чем за аналогичный период 2012 года), официальный статус безработного получили 13,1 тыс. чел. (на 2,3 % больше). Всего при содействии центров занятости искали работу 40,6 тыс. чел. (на 1,7 % больше), из них 23,5 тыс. безработных (на 10 % меньше). На 01.07.2013 в поисках работы было зарегистрировано 13920 чел. (на 1,3 % меньше, чем на 01.07.2012), из них 10966 безработных (на 8 % меньше) [8].
Уровень регистрируемой безработицы в регионе составляет 0,84 %. Это один из самых низких показателей, как по Приволжскому федеральному округу, так и по России в целом [12].
Следует отметить, что безработные женщины, как правило, имеют более высокий уровень образования, чем мужчины. Так в 2011 г. среди безработных женщин в Оренбургской области 13,4 % имели высшее профессиональное образование, и это на 5,3 п.п. выше, чем среди мужчин [6, с. 11].
Наиболее уязвимыми и одновременно бескомпромиссными относительно ценовых и неценовых характеристик рабочего места при найме оказываются следующие группы работников: женщины, молодежь от 16 до 29 лет, инвалиды. Подобная дискриминация выделенных социально-демографических групп на рынке труда означает неравные возможности при найме и увольнении и определяется в качестве основного метода недобросовестной конкуренции среди работодателей.
По результатам первых предварительных итогов Всероссийской переписи населения 2010 г. в Оренбургской области безработная молодежь составляет 42,9 % [2].
Для молодежного рынка труда характерен увеличивающийся разрыв между трудовыми притязаниями молодых людей и возможностью их удовлетворения. Работодатель, ориентированный на выпуск конкурентоспособной продукции, предъявляет высокие требования к молодому специалисту, прежде всего в отношении уровня профессиональной подготовки, умения использовать современные информационные технологии, способности адаптироваться к меняющимся условиям и содержанию труда [7].
Безработные женщины в регионе составляют 55,4 % [6, с. 12]. Женская безработица часто является следствием разнообразных дискриминационных процессов в политике найма на работу: отбор по критерию пола, первоочередность в увольнении работников и т. д.
Другой группой на рынке труда региона, испытывающей трудности при устройстве на работу, являются инвалиды. Ежегодно в службу занятости обращается за содействием в поиске работы свыше 2,7 тыс. инвалидов, из них трудоустраивается примерно 1 тыс. чел. на постоянные и временные работы [1].
Содействию занятости инвалидов способствуют общественные организации инвалидов (в Оренбургской области зарегистрировано 111 общественных организаций инвалидов, при которых около 30 производственных предприятий), с которыми осуществляется взаимодействие по вопросам трудоустройства и создания рабочих мест [1].
В соответствии с областным законом «О квотировании рабочих мест в Оренбургской области» квота устанавливается предприятиям со списочной численностью 100 чел. и более (таких предприятий в Оренбургской области 670). Размер квоты — 4 % от среднесписочной численности, из них 2 % — для инвалидов; 2 % — для молодежи до 18 лет и женщин, имеющих малолетних детей; выпускников учреждений профобразования; ветеранов боевых действий; освобожденных из учреждений исполнения наказаний [7].
Необходимо отметить, что уровень низкой конкурентоспособности на рынке труда выделенных категорий граждан, обусловленной завышенными требованиями работодателей, сохранится и в 2014 г. [7].
Другой особенностью рынка труда Оренбургской области является снижение занятости на предприятиях государственной формы собственности и ее рост на предприятиях частной формы собственности (26,8 % и 65,5 % занятых соответственно) [11]. Иначе говоря, рабочее место на предприятии государственной формы собственности оказывается менее привлекательным по сравнению с рабочим местом на предприятии частной формы собственности. Однако эти оценки исходят из расширительной трактовки, при которой к частному сектору относят не только «новые», но и «традиционные» (бывшие государственные) предприятия, прошедшие через приватизацию [3].
Более того, ожидаемый рост численности занятых в экономике (который к 2014 году составит 273,9 тыс. чел. (74,9 % от численности трудовых ресурсов)) произойдет, главным образом, за счет увеличения численности работников, занятых на частных предприятиях, а также занятых индивидуальным трудом за счет государственной поддержки отраслей материального производства по программе дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда [7].
Значительные потребности в специалистах будут испытывать предприятия промышленности, транспорта, строительства, торговли и общественного питания, жилищно-коммунального и сельского хозяйства [7].
С каждым годом от глав сел области поступает все больше заявок на специалистов. Это связано с тем, что сегодня выпускники учебных заведений не закрепляются в «непрестижных» профессиях. Более того, они не желают работать в малых городах и селах, полагая, что их возможности занижены по сравнению с возможностями молодежи, проживающей в крупных городах, и создают тем самым на рынке труда области дефицит ряда профессий врачей, медицинских сестер, водителей, слесарей, штукатуров, каменщиков, электромонтеров, продавцов, животноводов и т. п., усиливая тем самым конкуренцию среди работодателей.
Непривлекательность перечисленных профессий обусловлена, во-первых, резкой дифференциацией работников по номинальной заработной плате по видам экономической деятельности, что характерно и для российского рынка труда в целом, во-вторых, минимальным уровнем заработной платы в отрасли сельского хозяйства и бюджетной сфере, в-третьих, невыплатами заработной платы, особенно высока задолженность перед работниками сельского хозяйства; в-четвертых, отсутствием вузов и факультетов соответствующего профиля; в-пятых, непривлекательностью самих специальностей с точки зрения условий труда.
Отметим далее, что в настоящее время структура профессионального образования смещена в пользу высшей школы при том, что региональный рынок труда испытывает нехватку квалифицированных кадров по отдельным профессиям и специальностям, в первую очередь начального и среднего профессионального звена. Молодежь в большей части поступает в вузы (особой популярностью пользуются юридические, финансово-экономические, управленческие специальности и др.), по окончании которых в основном остается невостребованной [7].
Таким образом, рынок труда Оренбургской области характеризуется в целом высоким дисбалансом потребностей в рабочей силе и ее предложения; в частности — (1) дефицитом рабочих профессий, определяющим конкуренцию на стороне спроса; усугубляется положение несоответствием структуры начального и среднего профессионального образования потребностям рынка труда; (2) низкой конкурентоспособностью на рынке труда отдельных категорий граждан (инвалидов, молодежи без практического опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей и воспитывающих детей-инвалидов), обусловленной завышенными требованиями работодателей. Рабочее место на предприятии государственной формы собственности оказывается менее привлекательным по сравнению с рабочим местом на предприятии частной формы собственности.
Литература:
1. В Оренбургской области на 11 тысяч безработных приходится 19 тысяч вакансий // http://www.orenburg-gov.ru.
2. Всероссийская перепись населения 2010 года // http://orenregion.ru.
3. Капелюшников Р. И. Автореферат диссертации в виде монографии на соискание ученой степени доктора экономических наук. Рынок труда: адаптация без реструктуризации. − М., 2003, 46 с.
4. Колупаева В. А. Соотношение спроса и предложения на российском рынке труда // Вестник науки Сибири. 2012. № 3 (4). С. 183–187.
5. Коровкин А. Г. Проблемы согласования спроса на рабочую силу и ее предложения на российском рынке труда // Проблемы прогнозирования. 2011. № 2. С. 103–122.
6. Портнова Л. В. Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Экономико-статистический анализ и прогнозирование уровня безработицы в Оренбургской области. — М., 2012 г., 24 с.
7. Постановление Правительства области от 14.09.2011 № 884-пп Об областной целевой программе содействия занятости населения Оренбургской области на 2012–2014 гг. // http://www.orenburg-gov.ru.
8. Ситуация на рынке труда // http://www.орензан.рф.
9. Спрос и предложение на рынке труда региона за 1 квартал 2013 года // http://job.osu.ru.
10. Спрос и предложение по отдельным профессиям на рынке области // http://www.orinfo.ru.
11. Структура среднегодовой численности занятых в экономике по формам собственности //http://orenstat.gks.ru.
12. Уровень безработицы в Оренбуржье — один из самых низких по стране // http://www.orenburg-gov.ru.
13. Шестак О. И. Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2012. № 4. С. 24–36.