Данная тема рассматривается на примере дистанционного курса: «Подготовка операторов по обслуживанию станков с ЧПУ». На промышленных предприятиях широко распространено использование станков с числовым программным управлением. Использование таких станков улучшает качество изготавливаемых деталей. Сегодня трудно найти область машиностроения, где они не используются. Цена станка с ЧПУ очень высока, поэтому необходимо готовить квалифицированных специалистов, которые могли бы работать на этом оборудовании. И представлять, что дает производству использование этого высокотехнологичекого оборудования. [1] Многие современные промышленные предприятия используют дистанционные курсы для обучения и повышения квалификации своих сотрудников. Внедрение системы дистанционного обучения приносит очевидную пользу предприятию. Но при некорректном использовании они становятся источником специфических рисков, которые могут повлечь за собой убытки. Аудит дистанционного обучения позволит выявить эти риски, оценить эффективность дистанционного курса и выбрать направление для его совершенствования. Риски в дистанционном обучение могут быть разнообразными. Например, из-за неверного подбора учебного материала учащийся может не получить необходимые знания и потратит свое время и деньги руководителя, затраченные на обучение сотрудника. Риски возникают как на этапе анализа целевой аудитории, так и в процессе эксплуатации. При планировании, разработке и внедрении дистанционных курсов это происходит вследствие:
- ошибок при проектировании;
- ошибок при расчете бюджета;
- ошибок при расчете сроков;
- неэффективного использования технологий;
- отсутствия кроссплатформенности;
- устаревшей техники, которая не способна поддерживать работу дистанционного курса частично или полностью;
- ошибок в расчетах нагрузки на инфраструктуру.
Необходимо избегать этих угрозы, для этого на предприятии должны использоваться системы контроля и аудита.
Таблица 1
Основные этапы проектирования как объекты аудита
Этапы проектирования дистанционного курса |
Рисковые ситуации |
1. Определение целевой аудитории. Молодые специалисты, работающие на предприятии. Знание компьютера на уровне пользователя. С нулевым уровнем подготовки в области знаний планируемого курса. |
1. Определением целевой аудитории часто пренебрегают, вследствие этого курс может быть составлен, совершенно для другого уровня подготовки сотрудников. |
2. Формулировка целей и задач обучения Цели: - Повышение качества профессионального образования при подготовке молодых специалистов для обслуживания современных станков с ЧПУ в условиях информационно-технологической среды. Задачи: - Формирование профессиональных компетенций учащихся в соответствии с требованиями работодателей. - Модернизация образовательного процесса на предприятии за счет создания современной информационно-технологической среды обучения, внедрения инновационных подходов к разработке его содержания и форм. |
2. Цели и задачи курса обучения должны быть четко определены. Неверное определение может повлечь за собой перерасход ресурсов, конфликтные ситуации как на всех уровнях, от руководства до учащихся. |
3. Выбор темы и содержания учебного курса Тема: «Работа на токарном станке с ЧПУ» Содержание: 1. Классификация металлорежущих станков; 2. Изучение станка и правил работы токаря; 3. Подготовка к токарным работам; 4. Техническая подготовка токарной обработки; 5. Основы расчётов режимов резания; 6. Основные базовые виды токарной обработки; 7. Специальные виды токарной обработки. |
3. Не оптимальная структура учебного материала, появляется дублирование данных. Отсутствие информационной архитектуры. |
4. Выбор формы учебной деятельности Учебная деятельность проходит индивидуально, но учащийся всегда может обсудить тему очередного урока на форуме с другими учащимися. |
4. Учащиеся не принимаю участие в выборе формы учебной деятельности. Не все учащиеся хотели бы учиться индивидуально, некоторые лучше усваивают материал в групповых занятиях, работах в паре и малых группах. |
5. Выбор организации занятий учащимися В курсе используются интерактивные лекции, семинары, лабораторные работы, вебинары. |
5. Процесс обучения плохо организован: не отслеживается график выполнения заданий и трудозатраты. |
6. Разработка учебного материала К данному курсу составлены: · видеолекции и лабораторные работы; · многоуровневая система контроля знаний; · словарь понятий; |
6. Не всегда происходит изменение содержимого учебного курса параллельно с покупкой нового оборудования на предприятие. Лабораторные работы проходят только в виртуальной среде, а должны проходить непосредственно на производстве. |
7. Размещение учебного материала на портале Проектирование структуры отдельных заданий и всего курса в целом. Наполнение каркаса содержанием. Поддержание непрерывность работы портала. |
7. Для каждого курса должны быть четко описана следующая информация, которая не всегда представлена: - цели; - задачи; - аннотация; - авторы курса; - требования к компетенциям учащегося; - требования к техническому оснащению. Не должно практиковаться плановое отключение портала для профилактических работ. |
8. Оценка эффективности курса После прохождение данного курса учащийся должен без затруднений работать на станках с ЧПУ. |
8. Неверно выбранная методика обучения, не ясное изложение материала и еще многие факторы могут привести к некорректному восприятию материала. Методика зависит от индивидуального опыта автора курса. |
Этапы аудита
1. Этап планирования
Уточняются перечни рисков и этапов проектирования курса, которые необходимо исследовать и оценить. Риски делятся на несущественные, приемлемые, выше среднего, высокие. Оцениваются риски для каждого этапа проектирования отдельно.
2. Аудит на месте
В рамках этого этапа проводится:
- интервью с сотрудниками предприятия;
- самооценка с использованием анкет подготовленных для каждого этапа проектирования;
- интервью с некоторыми учащимися, для уточнения результатов самооценки.
Таблица 2
Фрагмент анкеты для самооценки этапа «Оценка эффективности курса» |
|
Критерий аудита |
Самооценка от 0 до 5 балов |
Удобство работы с учебным материалом |
3 |
Ясность изложенного материала |
5 |
Эффективность потраченного времени |
4 |
Эффективность методики обучения |
4 |
3. Итоги аудита
На заключительном этапе проводится анализ собранных анкет и результатов интервью, после делается итоговый вывод. Все заинтересованные стороны должны иметь возможность отслеживать преобразование результатов частных оценок в итоговые [2].
Итоги
Результаты аудита используются для формирования зрелой системы управления рисками. Чем насыщеннее учебный курс, тем белее зрелая система управления ему должна соответствовать. Выявленные в ходе аудита замечания, должны быть использованы для модернизации учебных курсов, для системы внутреннего контроля, составлен план мероприятий который необходимо воплотить в жизнь.
Литература:
1. В. И. Аверченков [и др.] Станки с ЧПУ в машиностроительном производстве: учеб. пособие для вузов // Брянск: БГТУ, 2010. 216 с.
2. Ф. Байновский Информационный аудит// http://www.itexpert.ru/rus/biblio/articles/200406222006/article015/