Цель: познакомить детей с метеостанцией и с приборами, определяющими направления ветра (ветряной рукав, флюгер). В игровой форме обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за скоростью и силой ветра.
Задачи: обратить внимание детей на такое природное явление, как ветер. Развивать умение делать выводы, развивать речь, расширять и обогащать словарный запас прилагательными, развивать умение отвечать на поставленные вопросы, формировать представления детей об осени по средствам отгадывания загадок, развивать физические качества, воспитывать интерес к подвижным играм, любовь к природе, заботливое отношение к ней.
Оборудование: метеостанция, флюгер, ветряной рукав, термометр. Листики и плоды с деревьев, султанчики для игры, картотека «Тематические прогулки с дошкольниками».
Литература: Образовательная программа дошкольного образования «Мозаика», картотека воспитателя «Тематические прогулки с дошкольниками», Л. Л. Тимофеева «Познавательное развитие: «Ознакомление с окружающим миром» различных форм работы. В. Н. Мальченко, Т. Б. Земляникина «Методические материалы по работе с деткой метеостанцией.
Мотивационно-ориентировочный этап. На прогулке воспитатель приглашает к себе детей, рассказывая им интересную историю. «Сегодня шла я утром в детский сад. Подул ветерок и с клена упал мне под ноги вот такой красивый листок, а потом еще один и еще один. О чем это говорит? Какое сейчас время года?
Повязала сень золотистый фартук
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя п парку,
Листья позолотой обвела.
— Ребята, как вы думаете, а почему листочек оторвался от дерева, закружился и упал мне под ноги? Может кто-то ему помог? Если дети не отвечают, можно загадать загадку.
Он на улице живёт,
Листья осенью несёт,
А зимой несёт снежинки
Иногда весной — дождинки,
Летом, если он подует -
С головы панамку сдует (Ветер)
Вы когда шли утром в детский сад, вы не заметили. Был ли ветер?
— Как вы определили (Деревья качаются, гнутся, облака на небе быстро бегут) .
Дети усаживаются на скамейку перед метеоплощадкой.
Ребята, а что ветер умеет делать? (Шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, налетать, закружить, развивать флаги, поднимать пыль, кружить листья). Да, ветер многое умеет делать.
— А что может случится, когда ветер становится очень сильным? (Ломает деревья в саду, срывает с крыш шифер, срывает с головы шляпу, бросает песок в глаза, переворачивает машины и т. д.)
А может быть ветер добрым и помогать людям?
(Надувает паруса, вертит крылья мельницы, разносит семена растений и т. д.).
— Вот какой он разный этот ветер.
— Можно ветер увидеть?
Ветер — невидимка, мы его не видим, но мы его чувствуем,
Помните, летом, когда было очень жарко и душно, нам так хотелось, чтобы подул маленький ветерок. Но он не дул и тогда на помощь приходил вентилятор.
— А можно ли создать «искусственный» ветер? Для этого нужно заставить воздух двигаться — помахать рукой, подуть друг на друга, помахать веером, включить вентилятор.
Практическая часть:
Давайте определим, какой сегодня ветер. Посмотрите на наш ветряной рукав, что с ним происходит? Наш рукав немного колеблется, т. е. слегка шевелится. Мы выяснили, что ветер сегодня сильный (слабый) .
Давайте посмотрим, какая сегодня у нас температура воздуха.
Из нашей метеорологической будки я достану термометр. Температура воздуха сегодня +14. Сегодня солнечно или пасмурно? Солнце едва пробивается из-за облаков, небо затянуто, день пасмурный. Мы сейчас сделаем зарисовки на нашем календаре.
Воспитатель вместе с ребенком делает зарисовки.
Ребята, помните, я у вас спрашивала, как сделать искусственный ветерок? Вот и мы сейчас с вами сделаем ветерок. Возьмите, пожалуйста, султанчики. Что нужно сделать, чтобы султанчики начали шевелиться, развиваться на воздухе.
Надо помахать султанчиками, подуть на них.
Давайте подуем на султанчики, станем «ветерками».
Игра «Ветерок».
Пришло время отправиться на наш участок. Погоду отметили, побеседовали и пришло время и поиграть в игру.
Игра малой подвижности : «Деревья»
Давайте представим, что:
Наши ноги — это корни, наше тело — это ствол, наши руки — это ветви, наши пальцы — это листья.
Подул легкий ветерок, зашелестели листочки на деревьях (шевелят пальчиками) .
Усилился ветер, закачались ветви (шевелят кистями рук) .
Совсем испортилась погода, ветер раскачивает ветви деревьев, пригибает к земле кроны (раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону) .
Но вот утих ветер, выглянуло солнышко, деревья отдыхают от бури (выпрямляются, шевелят пальцами) .
Ребята, ветерок подул и листики осыпались. Давайте их соберем и поиграем в игру «Найди пару». Дети выбирают листья и плоды деревьев (клена, рябины, березы, каштана и др.). Дети должны узнать, с каких деревьев упали эти листья: по сигналу они находят пару.
Подвижная игра «По дорожке на одной ножке»
— Ребята, я знаю, что вы очень любите играть, и поэтому предлагаю вам поиграть еще в одну игру. Соревнование в прыжках на одной или двух ногах.
Труд на участке.
Смотрите на нашем участке то же побывал ветер — озорник и навёл беспорядок, давайте возьмём ведёрки и соберём разлетевшиеся от ветра листочки , приведём наш участок в порядок.
Рефлексия : Ну что, ребята, много мы с вами дел сегодня переделали. Я предлагаю тем, кому понравилось сегодня наблюдать за ветром и играть в игры, взять в группу понравившийся листочек, мы потом вместе сделаем поделку к празднику «Разноцветная осень».
Последующая работа: Дети выполняют небольшую коллективную работу «Золотая осень».