В статье автор исследует понятие «коммуникативная компетенция» в методике обучения иностранным языкам, проблемы ее формирования на начальном этапе и применяемые методы работы на уроке.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, лексический навык, обучение иностранному языку, начальная школа.
В настоящее время обучению иностранным языкам в школе уделяется особое внимание в связи с глобализацией. В школе изучение иностранного языка направлено, прежде всего, на развитие языковой коммуникативной компетенции, включающей в себя речевую (говорение, аудирование, чтение, письмо), языковую (овладение фонетическими, орфографическими, лексическими и грамматическими навыками), социокультурную (изучение культуры и традиций страны изучаемого языка), компенсаторную (развитие умений выходить из положения дефицита языковых средств) и учебно-познавательную (дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений).
В. П. Белогрудова отмечает: «Выдвижение коммуникативной компетенции в качестве основной практической цели обучения иностранному языку привело к тому, что главным объектом итогового контроля стали речевые умения, в то время как владение языковым материалом рассматривается преимущественно в качестве одного из объектов текущего и промежуточного контроля» [1, c. 71].
Вопросами формирования коммуникативной языковой компетенции занимались многие психологи (Г. М. Андреева, Л. С. Выготский, Е. В. Мосейко, П. И. Зинченко, И. А. Зимняя и С. Л. Рубинштейн и др.) и методисты (И. Л. Бим, Г. А. Китайгородская, Б. А. Ляпидус, Г. Лозанов, В. И. Пассов и др.).
Коммуникативная компетенция включает в себя не только теоретические знания, но и практические умения. В нее также входит мотивация к изучению иностранного языка, понимание речи на слух, умение правильно строить предложения и готовность осуществлять общение.
А. А. Бодалев указывал, что «коммуникативная компетенция — это способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений)» [2, c. 15].
В. В. Сафонова считает, что «наличие у человека коммуникативной компетенции позволяет ему взаимодействовать с другими людьми в бытовой, учебной, производственной, культурной и других сферах жизнедеятельности, используя различные знаковые системы (среди которых язык, безусловно, занимает доминирующее положение)» [4, с. 6].
Уровень сформированности коммуникативной компетенции определяется уровнем лексического навыка и предполагает умение и готовность общаться на иностранном языке в устной или в письменной форме.
Формирование лексического навыка имеет большое значение при обучении английском языку. Формирование активного словарного запаса, увеличение лексического минимума, эффективная параллельная работа с лексикой, фонетикой и грамматикой — задачи, которые стоят перед учителем начальной школы. Заучивание лексики, традиционные методы ее отработки (словарный диктант, повторение хором или за диктором) являются известными методами, которые уступают в эффективности современным приемам, основанным на интерактивности, смене различных видов деятельности. Традиционные методы нередко вызывают скуку у младших школьников, что значительно снижает эффективность образовательного процесса. Для того, чтобы избежать подобные возможные трудности, учитель английского языка использует другие методы, позволяющие сделать урок насыщенным, интересным, но не отвлечь обучающихся от основной цели.
Для формирования лексического навыка на начальном этапе необходимо многократное повторение, а также индивидуальная работа и контроль каждого обучающегося, что нередко тяжело организовать в условиях современной школы. Объем нагрузки младших школьников постоянно возрастает, а на изучение английского языка отводится 2 урока в неделю, что не всегда достаточно. Из-за редкой отработки лексического материала часть имеющегося словаря переходит в пассивный, а не активный словарь. Так, на первоначальном этапе обучения иностранному языку и формирования лексических навыков могут возникнуть следующие трудности: отсутствие достаточной речевой практики на английском языке, отсутствие языковой среды, недостаточное количество занятий, направленных на отработку лексических навыков.
На уроках английского языка в начальной школе при формировании коммуникативной языковой компетенции можно применять:
- Игровой метод. В обучении иностранному языку ни один учитель не может обойтись без данного метода. Использование игрового метода помогает сделать скучную монотонную работу гораздо более интересной. Веселая дружелюбная атмосфера является хорошей почвой для отличных результатов обучения. Учащиеся не боятся допустить ошибки, преодолевают стеснительность и получают положительные эмоции.
- Наглядно-репродуктивный метод. До 80 % информации человек получает через зрение, поэтому приветствуется использование на уроке фото- и видеоматериалов. Также, ученики хорошо усваивают материал с помощью красочных рисунков, презентаций, кроссвордов, ролевых игр, компьютерных программ. С помощью данного метода тренируется память, и приобретаются новые знания благодаря многократному повторению.
- Словесный метод. Данный метод, к которому относятся рассказ и беседа, можно использовать на всех этапах урока. Он позволяет поставить перед детьми учебную задачу и указать пути ее решения.
Ю. В. Кохендерфер утверждает, что «формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся будет более эффективным, если будут учтены следующие психолого-педагогические условия: 1) учет целей обучения, закономерностей формирования иноязычной коммуникативной компетенции, а также условий формирования языковых навыков, совершенствования речевых умений и способностей учащихся основной школы; 2) наличие четко прописанного алгоритма учебных действий субъектов учебной деятельности; 3) определение психологической операционной готовности субъектов к изучению иностранного языка» [3, с. 279]. Только таким образом у учащихся формируются необходимые навыки и умения, которые способствуют подготовке младшего школьника к речевой деятельности.
Литература:
1. Белогрудова В. П., Мосина М. А. Технология формирования иноязычной коммуникативной компетенции // Пермский педагогический журнал. — 2011. — № 2. — С. 71–76.
2. Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные психологические труды. — 2-е изд., перераб. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.
3. Кохендерфер Ю. В. Эффективные технологии формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьников // Вестник университета. — 2013. — № 2. — С. 278–283.
4. Сафонова В. В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. —Москва: Еврошкола, 2004. — 233 с.